Самое распространенное и лаконичное определение можно найти в Большом энциклопедическом словаре:
Графомания (дословно «одержимость писанием») — патологическая страсть к сочинительству. Иными словами, графоман — человек, который буквально одержим текстом. Многих авторов называли графоманами. Но если человек любит писать и пишет много, это не значит, что его тексты обязательно плохие. У мастеров количество написанного не исключает качества.
Лев Толстой, допустим, сам называл себя графоманом. Да и навряд ли «
Войну и мир» получилось бы написать человеку, не испытывающему страсть к сочинительству. Процитируем дневники автора: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать».
К этому списку плодовитых писателей можно отнести, например,
Дюма,
Бальзака и
Жюля Верна. Даже
Кир Булычев говорил, что он — графоман! Он был доктором исторических наук, а литература своего рода хобби — хотелось сочинять.
Генри Лайон Олди, дуэт авторов, тоже говорят — да, мы графоманы! Они поясняют: «Любим писать, работаем продуктивно, но выверяем каждую новую книгу». Так что если какой-то комментатор причислит вас к графоманам, учтите, что подбирается хорошая компания.
Получается, в самой «страсти к сочинительству» нет ничего плохого. Главное, чтобы она не становилась патологической. Одержимость часто приводит к косности — неспособности воспринимать критику. Наглядное определение термину графоман дает писательница и преподавательница литературных курсов
Марина Степнова: