Бегство от текста,
или прокрастинация
как отличительное свойство писателя



Отправить сообщение в социальных сетях друзьям, с которыми не общался 10 лет, приготовить обед, составить список подарков на Новый год, посмотреть смешные видео про котиков, забронировать отель для отпуска… чего только ни успевает писатель, вместо того, чтобы взяться за дело. Отчего это происходит? И почему не со всеми?
Это ваша беда, а не вина
Про прокрастинацию последние годы не говорит только тот, кто не может это слово выговорить. Но это не просто тема для шуток вроде «Хотел написать книгу про прокрастинацию, но лучше сделаю это завтра», а настоящая проблема. Особенно для писателей, которых, с одной стороны, может разрывать от желания излить творение на бумагу (или в файл), с другой — сдерживать непонятная сила. У литераторов причин для прокрастинации, как правило, две: отсутствие сил (моральных и физических) и страх.

С первым понятно: стресс накапливается, что нужен отдых — готов признать не каждый, чтобы не прослыть слабаком. Влияние каких-то негативных событий человек может просто недооценивать. А организм будет автоматически стараться замедлиться, чтобы не перейти в аварийный режим.

Второй пункт осознать сложнее. Учёные установили: поезд, который несётся прямо на тебя, или задача, с которой ты боишься не справиться — мозг, конечно, выражает реакцию в разной степени, но суть её одна — сбежать от опасности. Для писателя опасностью может быть риск провала, не оправдания надежд — даже если эти надежды на себя возложил он. Поэтому подсознание и кричит «беги». Пусть бегство и выглядит как зарывание в мемы или ненужные дела.

Систематическое откладывание важного на потом — верный признак прокрастинации. Признание своей проблемы — уже большой шаг. Так что дальше остаётся найти подходящие методы борьбы.
Выбираем оружие
  • Творчеству остаётся мало места, когда у организма стоит вопрос о выживании. Физическое истощение, напряжение, стресс — одни из главных врагов креатива. Поэтому необходимо постоянно пополнять свои ресурсы. Полезно составить список вещей, которые этому помогают: это могут быть ванна с пеной, сериалы, чашка кофе, вкусная еда или покупка чего-то нового, масштаб не важен, главное, чтобы это приносило удовольствие и шло на пользу. Тогда в трудный момент можно подглядеть в перечень, выбрать доступный вариант и пополнить за счёт него свой эндорфиновый запас. Если же с гнетущими проблемами так просто не справиться, можно воспользоваться техникой НЛП, которая называется «фрейминг» — назначить срок, в который трудность как будто не существует, скажем, 2 часа. И потратить это время на писательство.
  • В здоровом мозге — здоровый рассудок. Если все истории рождаются в голове, о ней нужно заботиться. К примеру, многие авторы отмечают, что очень хорошо пишется после физических нагрузок, хотя бы прогулки — мозг получает больше кислорода. Тут-то и время его использовать. Кроме того, голове нужна регулярная качественная перезагрузка, то есть здоровый сон. Конечно, многие известные писатели прошлого вели разгульный образ жизни и успевали создавать шедевры, правда, некоторые из них не успевали дожить до признания. Если хочется наслаждаться любовью читателей при жизни, нужно быть бережнее к себе.
  • Разделить и уничтожить по очереди — эта методика подходит для борьбы со страхами. Мысль о битве со змеем Горынычем объяснимо может удручать — ещё бы, у него сразу 3 головы, а у вас всего 2 руки. Но если он будет подставлять головы по одной — дело пойдёт проще. То есть все свои внутренние опасения надо проанализировать и запротоколировать, поделить проблему на проблемки. Нередко уже при описании трудности находятся возможные пути решения. В любом случае, начинать сражаться нужно с самого слабого звена, вопроса, который вызывает меньше всего сомнений.
  • Мало что так парализует литератора, как пустой файл. Страх чистого листа знаком журналистам, копирайтерам и, тем более, писателям. Что там, об этом упоминал даже Алексей Толстой, к тому моменту уже написавший несколько успешных произведений. Если проблема в том, чтобы начать, нужно составить план. Структура произведения, пусть даже не до конца отточенная, позволит сдвинуться с мёртвой точки
  • Альтернативное планирование — приём, который помогает не заниматься тем, что не хочется, но и не терять времени зря. Можно предоставить себе выбор. Например, не писать новую главу, а доработать уже написанную, проработать характер конкретного героя, начать набрасывать идеи для другого произведения — это нередко помогает втянуться в дело.
  • Не в последовательности счастье: о важности первых слов и предложений говорят так часто, что, поневоле начнёшь нервничать, их подбирая. Но никто не упоминает, что при самом интригующем начале произведение с провальными героями и дырами в сюжете вряд ли вызовет восхищение у читателей. Не обязательно брать за точку отсчета ноль, можно ухватиться за любую вдохновляющую мысль. Оформить её. И делать так раз за разом — к этому был, кстати, склонен Владимир Набоков, который записывал куски фрагменты своих романов, а потом собирал из них цельную структуру.
  • Тайм-менеджмент работает и в писательстве: к примеру, эффективной может стать техника Помодоро. Её в 1980-х годах придумал итальянский студент Франческо Чирилло. Суть заключается в чередовании труда и отдыха. Таймер ставится на 25 минут. В это время необходимо работать, ни на что не отвлекаясь — если в голову приходит лишняя мысль — её нужно записать и вернуться к делу. После есть 5 минут на отдых. И снова — в бой. После четырёх таких отрезков нужен длинный перерыв — от 15 минут до получаса. Метод простой, но полезный
  • За великими произведениями — глоток вдохновения и часы работы. Для успеха нужно упорно трудиться — Стивен Кинг сравнивал писательство с перегонкой тяжелых грузовиков и прокладкой труб — с любой обычной работой. Чилийская писательница Исабель Альенде говорила о том, что писать необходимо каждый день. То есть занятие должно быть регулярным — не обязательно пятидневкой с 9 до 18. Но с известным графиком, к которому мозг со временем привыкнет и будет более продуктивным. Другое решение — искусственно ставить границы. Не секрет, что некоторых творческих людей в тонус приводит только дедлайн: когда нет пути назад, садиться и писать приходится, пусть даже до изнеможения. Чтобы не доводить до такого, можно ставить себе черту каждый день или каждую неделю: определять, сколько знаков необходимо написать. Это тоже держит разум в тонусе.
  • Долой соблазны: легко не отвлекаться, когда ничего не отвлекает. Такие условия писатели в силах организовать. Например, отключить телефон, задёрнуть шторы и так далее. К примеру, Виктор Гюго, когда писал «Собор Парижской Богоматери» закрывался в комнате на ключ, выходя только для еды и сна, запер одежду в шкафу, чтобы не в чем было выходить на улицу. И перерыв делал только на час — и то, использовал его на то, чтобы читать написанное друзьям.
  • Копилка идей пригодится многим писателям. Это может быть заметка в смартфоне, блокнот или даже диктофон. Главное успеть зафиксировать вдохновляющие мысли, которые склонны приходить внезапно. Так, кстати, делали Кьеркегор, Вольтер и Фрейд. В момент творческого «затыка» копилку можно открыть и получить толчок.
Пойми, что ты не одинок
Кому-то, может, приятно думать, как он уникален в своих творческих муках. На самом деле, прокрастинация была бременем многих гениев. К примеру, страдал этим Франц Кафка. Хантер Томпсон, сдавая текст буквально в последнюю минуту, создал одну из знаковых статей «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Только срок, установленный издателем, мог сподвигнуть писать Трумена Капоте, автора знаковой новеллы «Завтрак у Тиффани» — а его роман «Отвлечённые молитвы» так и остался неоконченным. Так что, если вы погрязли в прокрастинации, это совсем не значит, что писательство — это не ваше. Просто нужно немного дисциплины, самоконтроля и заботы о себе.
Была ли данная статья полезна для Вас?