Детектор штампов от ЛитРес

Разбираемся, как избегать литературных клише и выработать свой авторский стиль

Мы все пользуемся в разговорной речи так называемыми штампами. В этом нет ничего страшного или стыдного. Часто наша задача заключается в том, чтобы сообщить другому человеку информацию. И это легко сделать с помощью готовых идиом. Однако в художественном тексте с использованием таких фраз нужно быть аккуратней, ведь автор не просто пишет отчет о действиях героя, он создает художественный мир. А главный недостаток штампов заключается в том, что они тормозят историю. Клише мешают писателю рассказать, а читателю — увидеть происходящее.


В этом материале разберем, что такое литературные клише, как научиться их различать в тексте и в каких случаях они уместны.

Что такое речевой штамп?

Сердце забилось быстрее, пока Нина, лениво потягивая коктейль, провожала взглядом любимого человека. Слезы душили ее. Она не давала волю чувствам, хотя обида захлестнула ее с головой.


Предыдущие 3 предложения полностью состоят из литературных штампов. Остановитесь на секунду и перечитайте этот короткий текст. Сколько вам удалось найти устойчивых выражений? Давайте сверим наши ощущения.
Речевой штамп — это установленный традицией оборот. Он часто используется бездумно и воспринимается читателем на автомате. Именно этим он опасен для художественного текста, одна из главных задач которого — вовлечь человека в повествование и вызвать эмоции. Иначе можно сказать, что речевой штамп — это образное выражение, которое из-за частого использования потеряло точность. Какие формы могут принимать литературные клише?
  • 1

    Фразеологизмы, которые мы берем из устной речи: «как об стенку горох», «водой не разольешь», «делать из мухи слона».

  • 2

    Другой тип клише — книжные идиомы и архаизмы. К ним можно отнести такие фразы, как «грудь взымается», «не ведает, что творит», «познать бедность и нужду».

  • 3

    Устойчивые выражения, которые мы позаимствовали из классической литературы или, наоборот, из современных книг. В первом случае это будут фразы «горящие» или «лучистые» глаза. Во втором случае — «боевой раскрас».

  • 4
    Сочетание прилагательное или причастие с существительным часто превращается в речевой штамп. Например, «потухший взгляд», «чудесный день», «невероятный красавец», «потрясающий опыт», «незабываемое приключение».
  • 5
    Не менее часто штампы возникают из устойчивых сочетаний наречий с глаголами. Например, «решительно встал», «публично заявил», «смело бросил в лицо» (в том смысле, что сказал человеку правду).

Почему штамп портит литературное произведение?

Во-первых, большое количество клише мешает автору выработать свой стиль. А это одна из важных характеристик писателя. Например, именно стиль делает творчество Михаила Зощенко или Николая Гоголя узнаваемым. А на цитаты чаще всего расходятся именно авторские находки в описании героя. Так Федор Достоевский в повести «Записки из подполья» использовал следующую характеристику: «Я тщеславен так, как будто с меня кожу содрали, и мне уж от одного воздуха больно».


Во-вторых, литературный штамп — самый простой способ описать что-либо. Но такой фразеологизм мало что сообщает читателю. Он практически не вызывает эмоций и дает минимум информации о персонаже. Например, фраза «Максим изнывал от жары» формирует представление о состоянии героя. Но это описание никак не помогает нам увидеть персонажа и понять, что именно он делает и где находится. Можно сказать то же самое своими словами. «Максим вышел во двор и третий раз за день облил себя водой из ведра. Ему все равно было жарко». Мы сразу представляем себе эту сцену, узнаем, где герой находится и кое-что понимаем о его характере и привычках.

Бывают ли штампы уместны в тексте?

Из любого правила есть исключения. Прежде всего штампы уместны в прямой речи персонажей, если они помогают раскрыть их характер. Есть такое понятие «речевая характеристика героя». С ее помощью мы без лишних описаний осознаем, кто перед нами. Профессор, разнорабочий и дама из XIX века говорят по-разному. Не будет ошибкой, если во время беседы ваш герой, даже если он прекрасно образован, использует идиому. Как мы писали выше, в разговорной речи они допустимы и не считаются плохим тоном.


Другой пример, когда штампы могут появиться в тексте, — осознанный авторский прием. Так нередко поступал Михаил Зощенко. В рассказе «Обезьяний язык» в авторской речи встречаются фразы: «оратор простер руку», «сурово кивали головами», «соседи, разгоряченные спором» и т. д. В этом случае штампы создают комический эффект, которого добивается автор. Такая концентрация клише в тексте позволяет высмеять не только ситуацию, героев, но и сами идиомы, которые тут явно избыточны.

Если вы сейчас вооружитесь нашим детектором штампов и прочтете классический роман, обязательно найдете какое-то количество клише. Нельзя сходу говорить, что это ошибка писателя. Так или иначе устоявшиеся речевые конструкции проникают в нашу жизнь. Самое главное избегать штампов в ключевых сценах или в описании героя. Тут язык должен быть живым, авторским, иначе читатель так и не прочувствует историю, которую вы хотели ему рассказать.

Как проверить, если штампы в вашем произведении

  • Самый простой способ — внимательно перечитать текст после того, как он готов. В тот момент, когда вы работаете над материалом, можно не отвлекаться на поиск штампов. Если вы сразу же чувствуете, что используете речевое клише, замените его в процессе работы. Остальное оставьте до этапа редактуры.
  • Все фразы, которые вызвали у вас сомнения, выпишите отдельно и составьте свой собственный словарь штампов. Это полезная практика, поскольку вы сразу же увидите, какие идиомы используете чаще всего. В будущем вы будете лучше видеть собственные ошибки и научитесь писать более оригинальным, авторским языком.
  • Проверьте, как часто фразы встречаются в произведениях других авторов. Для этого воспользуйтесь либо поиском books.google.com, либо национальным корпусом русского языка ruscorpora.ru. В поисковой строке введите словосочетание и посмотрите, случаи его употребления. Например, на запрос «жизнь кипит» Google показал больше 700 примеров. Очевидно, что эта фраза — штамп.
  • Можно провести поиск по сайту ЛитРес, чтобы посмотреть, как часто ваши коллеги используют те или иные фразы. Для этого в поисковой строке Google или Яндекса (чтобы получить полную картину, лучше использовать обе программы) напишите простую формулу. Введите надпись site: (не забудьте поставить двоеточие!) и без пробелов название сайта litres.ru. Через пробел в кавычках напишите фразу, которую хотите искать. Пусть это будет снова «жизнь кипит».
    Целиком формула будет выглядеть так: site:litres.ru «жизнь кипит»
    Google насчитал, что все опубликованные на ЛитРес авторы, в том числе и классики, использовали эту фразу примерно 290 раз.
Телеграм-канал: https://t.me/annapest_armageddon
Анна Пестерева,
журналист, редактор блога ЛитРес.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: