Пишем сюжетный твист

Что это и зачем он нужен в тексте? Разбираемся в умении удивлять читателя.
«Люк, я твой отец!» — вот каноничный пример сюжетного твиста. Твист — событие, которое переворачивает сюжет с ног на голову, ошарашивает и шокирует читателя. Это место в тексте, когда аудитория восклицает: «Что?!», «Вот это да!», «В смысле?!». Но, в отличие от простого сюжетного поворота, твист — еще и переосмысление: он влияет не только на развитие сюжета, но и на уже случившиеся события. Мы собрали примеры и советы, как грамотно добавить твист в свою историю.

Зачем нужен твист?

С английского «twist» переводится как «крутить», «поворачивать». Это часть сюжета, в которой история сворачивает в неожиданное русло.

Не нужно путать твист с кульминацией (высшей точкой напряжения) и конфликтом (столкновением интересов). Твист — это именно поворот, который меняет взгляд читателя на историю. Твисты используются не только в литературе, но и в кино и видеоиграх, потому что они делают сюжет непредсказуемым, а значит, более захватывающим.

Примеры. Осторожно, спойлеры!

Виды твистов

Официальной классификации, на которую можно сослаться, нет. Тем не менее твисты можно разделить на несколько групп по тем функциям, которые они выполняют:

  • финальный твист самый мощный поворот сюжета, который переворачивает смысл всей истории;
  • ненадежный рассказчик: в реальности события разворачивались совсем не так, как их видел главный герой и, соответственно, читатель;
  • сорванная маска: герой оказывается не тем, за кого себя выдавал, напарник — на самом деле злодей, ближайший друг — убийца, а Лея — сестра Люка;
  • ленивый автор: довольно спорный твист, когда все невероятные события, случившиеся с героями, оказываются сном.

Как написать твист

  • 1
    Твист проще всего построить на тайне: до поры до времени скрывать нечто, вводить читателя в заблуждение — а затем резко раскрыть карты. Например, в рассказе «Последнее дело Шерлока Холмса» мы смотрим на события глазами Ватсона и не сомневаемся, что Холмс погиб. Но затем, в рассказе «Пустой дом», мы видим произошедшее с точки зрения Холмса и понимаем, что события действительно сложились так, что Холмс выжил, просто до поры до времени мы об этом не знали.
  • 2
    Твист лучше ставить во второй половине текста. На старте истории достаточно заявленной интриги. А вот к середине, когда читатель уже знаком с раскладом, знает, кто герой, а кто злодей, — самое время для неожиданного поворота.
  • 3
    Твист не должен стать роялем в кустах. Неожиданный поворот в сюжете — здорово. Но писателю нужно постараться и все-таки оправдать его появление в своем произведении. В тексте можно оставлять следы и намеки, которые, после того, как вы раскроете карты, сложатся у читателя в единую картину: «Так вот что это было!»
  • 4
    Хорошая история содержит несколько неожиданных поворотов. Но, включая в текст несколько твистов, помните: каждый следующий должен быть сильней предыдущего, чтобы история соответствовала законам драматургии.

Несколько книг, в которых вы найдете отличные твисты

«Тень ветра» Карлос Руис Сафон

«Острые предметы» Гиллиан Флинн

«Мы были лжецами» Эмили Локхарт

«В темном-темном лесу» Рут Уэйр
«ВКонтакте»: https://vk.com/technokoldyn
Телеграм-канал: https://t.me/+A8t4XAVejulhMDcy
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/darina-aleksandrovna-strelchenko/
Дарина Стрельченко,
автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: