Top.Mail.Ru

Сюжетный твист в литературе

Что за услуги?
«Люк, я твой отец!» — вот каноничный пример сюжетного твиста. Он вызывает спектр самых разных эмоций: от удивления до шока. И каждый из вас сталкивался с чем-то подобным в том или ином произведении: главный герой мог оказаться злодеем, все происходящее оказывалось сном собаки (события действительно оказались сном, видением или фантазией) или важный персонаж все время был лишь призраком.

Но вплести в свою историю твист — это не только шокировать и вызвать эмоции. Ведь если читатель испытает негативные эмоции, то прием не сработает. Ниже мы собрали примеры и советы, как грамотно добавить твист в свою историю. Но прежде, чем их обсудить, давайте основательно разберемся в том, что же такое твист

Сюжетный твист — что это?

Твист — событие, которое переворачивает сюжет с ног на голову, ошарашивает и шокирует читателя. Это место в тексте, когда аудитория восклицает: «Что?!», «Вот это да!», «В смысле?!». Но, в отличие от простого сюжетного поворота, твист — еще и переосмысление: он влияет не только на развитие сюжета, но и на уже случившиеся события.

Зачем истории нужен твист?

С английского «twist» переводится как «крутить», «поворачивать». Это часть сюжета, в которой история сворачивает в неожиданное русло.

Не нужно путать твист с кульминацией (высшей точкой напряжения) и конфликтом (столкновением интересов). Твист — это именно поворот, который меняет взгляд читателя на историю. Твисты используются не только в литературе, но и в кино и видеоиграх, потому что они делают сюжет непредсказуемым, а значит, более захватывающим.

Примеры хороших твистов. Осторожно, спойлеры!

В мифе о царе Эдипе случается еще более драматичный твист, также основанный на ложном родстве. Согласно пророчеству, Эдип должен был убить собственного отца; чтобы избежать этого, Эдип оставил родителей и в случайной ссоре убил незнакомца. Позже оказалось, что родители были приемными, а убитый незнакомец и есть настоящий отец Эдипа.

В книге Анны Матвеевой «Каждые сто лет» героиня долгие годы была уверена, что читает дневник своей бабушки: на это указывали фамилия, эпоха, схожие черты характера. Но в конце первой части читатель узнает, что «бабушка» героини — совершенно чужой человек.

В мифе о царе Эдипе случается еще более драматичный твист, также основанный на ложном родстве. Согласно пророчеству, Эдип должен был убить собственного отца; чтобы избежать этого, Эдип оставил родителей и в случайной ссоре убил незнакомца. Позже оказалось, что родители были приемными, а убитый незнакомец и есть настоящий отец Эдипа.

В книге Анны Матвеевой «Каждые сто лет» героиня долгие годы была уверена, что читает дневник своей бабушки: на это указывали фамилия, эпоха, схожие черты характера. Но в конце первой части читатель узнает, что «бабушка» героини — совершенно чужой человек.

Твист и его виды

Официальной классификации, на которую можно сослаться, нет. Тем не менее твисты можно разделить на несколько групп по тем функциям, которые они выполняют:
  • финальный твист — самый мощный поворот сюжета, который переворачивает смысл всей истории;
  • ненадежный рассказчик: в реальности события разворачивались совсем не так, как их видел главный герой и, соответственно, читатель;
  • сорванная маска: герой оказывается не тем, за кого себя выдавал, напарник — на самом деле злодей, ближайший друг — убийца, а Лея — сестра Люка;
  • ленивый автор: довольно спорный твист, когда все невероятные события, случившиеся с героями, оказываются сном.

4 совета для написания хорошего твиста

Совет 1


Твист проще всего построить на тайне: до поры до времени скрывать нечто, вводить читателя в заблуждение — а затем резко раскрыть карты. Например, в рассказе «Последнее дело Шерлока Холмса» мы смотрим на события глазами Ватсона и не сомневаемся, что Холмс погиб. Но затем, в рассказе «Пустой дом», мы видим произошедшее с точки зрения Холмса и понимаем, что события действительно сложились так, что Холмс выжил, просто до поры до времени мы об этом не знали.

Совет 2

Твист лучше ставить во второй половине текста. На старте истории достаточно заявленной интриги. А вот к середине, когда читатель уже знаком с раскладом, знает, кто герой, а кто злодей, — самое время для неожиданного поворота.

Совет 3

Твист не должен стать роялем в кустах. Неожиданный поворот в сюжете — здорово. Но писателю нужно постараться и все-таки оправдать его появление в своем произведении. В тексте можно оставлять следы и намеки, которые, после того, как вы раскроете карты, сложатся у читателя в единую картину: «Так вот что это было!»

Совет 4

Хорошая история содержит несколько неожиданных поворотов. Но, включая в текст несколько твистов, помните: каждый следующий должен быть сильней предыдущего, чтобы история соответствовала законам драматургии.

Примеры книг, где использованы хорошие твисты

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: