Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Как написать хороший детектив:
пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи
Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.
Главные элементы детектива
Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:
  • Интрига
    Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.
  • Главный герой
    Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.
  • Преступление
    Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.
  • Первые подозреваемые
    Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.
  • Антагонист
    Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.
Виды детектива
Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:
  • Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

    Пример: Агата Кристи «10 негритят»
  • Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

    Пример: Умберто Эко «Имя розы»
  • Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

    Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»
  • Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

    Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
  • Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

    Пример: Станислав Лем «Расследование»
  • Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

    Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)
  • Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

    Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»
  • Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

    Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»
Персонажи и прочие жертвы
Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:
  • Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.
  • Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.
  • Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.
  • Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.
  • Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:

  • Чем он выделяется из толпы?
  • Как принимает решения, на что полагается?
  • Готов ли идти на риск?
  • Каковы его амбиции?
  • Как он общается с другими людьми?
  • Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?
План
Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:
  • 1
    Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).
  • 2
    Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.
  • 3
    Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.
Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.
  • Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.
Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.
Инструкция и подготовка
Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если...».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.
Создаем главного героя
Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трех главных компонентов:
  • 1
    Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.
  • 2
    Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.
  • 3
    Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.
Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.
На что обратить внимание

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:

  • Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.

  • Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.

  • Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.

  • Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.

  • Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.
Осторожно: штампы
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
  • «Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.
  • Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.
  • Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.
  • Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.
  • Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».
Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.
Была ли данная статья полезна для Вас?