Истории успеха авторов: Катя Степанцева

Российская писательница, автор произведений для детей и подростков. Закончила филфак КГУ им. Н. А. Некрасова. Состоит в ЛитО «Щеглы», где администрирует сообщество, курирует конкурс «Пишем роман» и организует выездные писательские семинары.
1
Расскажите, как вы начинали писать, где впервые публиковали произведения?

Я начала писать еще в школе. Сочиняла стихи, однажды даже отправила их на какой-то всероссийский конкурс и получила благодарственное письмо за участие. Расстроилась, что не победила, конечно.

Прозу начала писать лет в тридцать. Я работала воспитателем в детском саду, и тогда впервые написала сказку для утренника в соавторстве с нянечкой группы. Сказку мы поставили и презентовали родителям малышей.

Из детского сада я ушла в декрет, и тогда родилась идея «еще что-нибудь написать». Я стала искать литературные конкурсы и онлайн-уроки, как написать роман. Активно училась. Писала на стене своей личной страницы. Года через два решилась на публикацию для широкого круга читателей и выпустила свой первый рассказ на ЛитРес.

2
Ваш путь к успеху был тяжелым?
Я все еще на пути к успеху. Мне не тяжело, скорее интересно.
3
Как вы учились писательству?
Когда только начинала, наткнулась на YouTube-канал Ирины Щегловой, где как раз стартовал первый конкурс-семинар «Пишем роман». Я участвовала в каждом этапе конкурса, начала писать и публиковать отрывки, отправляла тексты коллегам для критических отзывов. Одно время была завсегдатаем писательских дуэлей.

А еще я фанат книг по писательскому мастерству. У меня их около 30 штук, постоянно читаю что-нибудь новенькое. Думаю, в прошлой жизни я была книжным червем. Я до сих пор учусь, каждый день: посещаю вебинары ЛитРес, читаю статьи и смотрю прямые эфиры в Союзе Детлит.

5 книг по писательскому мастерству от Кати:

«Как написать гениальный роман» Джемс Н. Фрэй

«Пиши рьяно, редактируй резво» Егор Апполонов

«Литературный мастер-класс» Юрген Вольф

«Пиши бесстрашно. Как написать YA-роман» Ребекка Стерн и Грант Фолкнер

«Пишем роман» Ирина Щеглова
4
Отправляли ли вы рукописи в издательство?
Да, отправляла почти во все крупные издательства, публикующие детскую и подростковую литературу. К сожалению, пока я получаю только отказы или молчание в ответ, но не считаю, что есть повод расстраиваться. Будет и на моей улице праздник.

Реальные, физические книги расширяют круг читателей, ведь не все любят читать электронку — некоторым запах типографской краски милей, чем свет экрана. Я пишу детскую и подростковую прозу, и мне кажется, что такие книги родители скорее приобретут своим детям в бумаге, нежели в электронном варианте.

5
Расскажите о своих первых ощущениях, когда книги начали активно скачивать?
Я написала и опубликовала новогоднюю сказку на конкурс ЛитРес, она называлась «Кто украл хомяка? Новогодний детектив». Вечером, увидев статистику по покупкам, я крикнула мужу в соседнюю комнату: «У меня купили десять хомяков!» Видели бы вы его лицо, когда он подошел поинтересоваться — а где я их вообще взяла, и в уме ли я? Это было весело. Сейчас, когда сообщаю, что продала десяток-другой «Плутонов», его лицо не меняется. Ко всему в этом мире привыкаешь.

Для меня каждое изменение статистики — это ежедневная победа, маленькая радость. Маленькое доказательство, что у меня неплохо получается. Люди читают, оставляют комментарии, ставят звезды — значит им отзывается то, что я делаю! Я очень благодарна всем, кто следит за моим творчеством, спасибо за вашу теплоту, доброту и отзывчивость.
6
Как сделать так, чтобы книга стала успешной и ее читали, на ваш взгляд?
  • Для начала написать книгу. Отредактировать и дать ей отлежаться.
  • Пропустить через бета-ридеров, собрать первые отзывы, поправить несостыковки и провисание сюжета, если оно есть. Первые вычитки очень важны, как и взгляд на книгу со стороны.
  • Не жалеть времени и денег на поиск идеальной обложки, ведь она — лицо книги.
  • Написать хорошую увлекательную аннотацию. Главное, чтобы читатель не разочаровался, прочитав после аннотации текст книги. Бывает так, что по неопытности начинающие писатели пишут непонятную или не совсем удачную аннотацию, и из-за этого читатели бывают недовольны, потому что ожидали одно, а прочитали другое.
  • Искренне рассказывать о своей книге, огонь в глазах автора творит чудеса.
7
Для вас самое главное в книге — это…

Сюжет. Он должен быть интересным, таким, чтобы невозможно было оторваться. Чтобы дух захватывало, хотелось еще и еще читать, и жалко было видеть, как стремительно кончаются страницы.

Герои.
Я хочу им верить. Я хочу им сопереживать. Я хочу плакать вместе с ними и смеяться. Не потому, что автор написал, что герои рассмеялись, а потому, что герои пошутили так, что стало смешно не только им. Это особая магия вдохнуть жизнь в персонажей, чтобы они были настоящими, а не просто что-то говорили, куда-то ходили и что-то бесконечно делали. Здорово, когда читателю интересно наблюдать за героями, будто в замочную скважину подглядывать.
8
Нужен ли автору личный бренд?
Нужен, люди идут за автором, который им интересен. Когда выходит новая книга Лукьяненко, люди покупают ее из-за того, что ее написал именно он. Я бы тоже так хотела, чтобы имя Кати Степанцевой было знаком классной и интересной литературы. Чтобы люди покупали книгу и уже знали, чего ожидать.
9
Автор должен сам продвигать себя, или это все же забота платформы?
Многие мечтают просто писать книги и больше ничего не делать, но в современном мире это не работает. Нужно постоянно напоминать о себе, рассказывать о своих книгах, выкладывать цитаты, новые отзывы и хорошие, и плохие. Очень здорово делиться процессом написания книги, рассказывать какие-то забавные мелочи о персонажах. Говорите о взлетах и падениях. О музыке, которая настраивает на работу. Обо всем, что вдохновляет идти дальше, вперед к мечте.
Я не раз читала и слышала на вебинарах, как редакторы издательств говорят — нам интересен автор, готовый продвигать себя. Писатель должен участвовать в презентациях книг, встречах с читателями, выставках-ярмарках, автограф-сессиях, публичных выступлениях. Я как раз такой автор.
Продвигаю свои книги на интернет-площадках, участвую в онлайн-конференциях, охотно выступаю в библиотеках, сотрудничаю с книжными блогерами. Я за любой окололитературный движ! Никому не будут так интересны мои книги, как мне самой. Площадки и издательства могут взять на себя какие-то заботы, но не все. Продвижение все-таки остается на авторе.
10
Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?
Обожаю конкурсы ЛитРес: Самиздат! Многие из них перекликаются с моим творчеством. Жаль, не успеваю во всех поучаствовать. Победителям ЛитРес предоставляет корректуру в подарок, публикует в лендингах и на специализированных полках, размещает информацию в своих соцсетях, приглашает участвовать в акциях. Это очень приятно.

ЛитРес: Абонемент. Думаю, среди моих читателей есть те, кто брал книги по Абонементу. А еще точно знаю, что библиотеки покупают мои книги для предоставления читателям по читательским билетам. Здорово, что есть такая возможность.

Чат «Авторы ЛитРес». Я не самый активный участник сообщества, но иногда именно из чата узнаю что-нибудь интересное или полезное о продвижении или акциях.

Модераторы ЛитРес. Они обращают внимание на такие тонкости, о которых порой не задумываешься. Нередко помогали и подсказывали. Да, возвращали на доработку, но не из вредности, а для суперклассного результата.
Катя Степанцева,
российская писательница, автор произведений для детей и подростков

Купить книги автора:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: