Детские книги в электронном формате и как их писать?

Рассказываем про жанры детской литературы, особенности детских книжек и аудитории разного возраста.

Что такое детская литература?

Детская литература рассчитана на детей от 0 до 16 лет. Эти книги выполняют несколько функций: с одной стороны, развлекают юных читателей, а с другой — воспитывают и обучают новому и полезному.

По жанру в детской литературе выделяют следующие направления:
  • Художественная литература. Сюда относятся сказки и былины, стихи, рассказы, повести, романы и комиксы.
  • Научно-популярная литература: справочники, энциклопедии и монографии.
  • Развивающая и обучающая литература
По возрасту книги для детей делятся на:
Дошкольные (1 — 6 лет)
Книги для детей младшего школьного возраста (7−10 лет)
Подростковую литературу (11−16 лет). В последнее время произведения для детей старшего школьного возраста выделяются в собственное направление, именуемое Young Adult, или книги для молодых взрослых.

Какие детские книги популярны в электронном виде?

Считается, что дети не читают в электронке, поскольку родители стремятся ограничить использование электронных гаджетов, а некоторых качеств бумажной книги (например, тактильности) электронка не передаст.

Однако если ребёнок читает только с экрана планшета, то пусть уж приучается к чтению удобным ему способом. Раз уж он всё равно сидит с гаджетом, почему бы не потратить это время на что-то полезное?

Среди детской литературы в электронном виде популярны энциклопедии, книги о космосе, профессиях и взрослении, обучающие издания, приключенческие романы и сказки, а также знакомые с детства произведения Астрид Линдгрен, Элинор Поттер, Марка Твена, Кира Булычёва, Яна Ларри и Майн Рида.
Главное, помните, что даже если читателем электронной книги будет ребёнок, принимать решение о покупке будут родители, в первую очередь, мама, поэтому заинтересовать нужно будет именно её.

Что важно для детской книги

Если вы хотите написать книгу для детей, стоит учесть следующие моменты:
1
Темы должны быть интересны детям и понятны родителям.
2
Разговор на равных.
Как правило, от детской литературы требуют, чтобы она была написана простым и понятным языком. Однако ребёнок разберётся в нескольких непонятных словах (в конце концов, познание нового — это одна из основных функций книг для детей), а вот сюсюканий и снисходительности он может и не простить. Поучительного тона ему хватит в разговорах с родителями, учителями и воспитателями, но если написанная взрослым интересная книга обратится к нему на равных — вы станете его лучшим другом на долгие годы.
3
Герой должен быть своим.
Если вы пишете художественную литературу для детей, то главный герой должен быть близок своей аудитории, желательно, одного с ней возраста или чуть старше, чтобы читатель мог идентифицировать себя с ним. У него есть характерная черта, выделяющая его на общем фоне. Цели протагониста понятны аудитории, а сам он — положительный персонаж, но обладает рядом недостатков, с которыми ему и предстоит бороться.
4
Счастливый конец.
Оставьте плохие концовки для взрослой литературы и реальной жизни, в детских книгах в конце добро должно побеждать зло, а хорошие герои — торжествовать. Плохие пираты потерпят поражение и останутся на острове, Люк Скайуокер взорвёт «Звезду Смерти», а Том Сойер докрасит забор. Только так, и никак иначе.

Как написать детскую книгу

1
Определитесь с аудиторией
Для кого вы пишете, для девочек или для мальчиков? А какого возраста? От пола и возраста ваших читателей зависит всё, от тематики и объёма книги до развития сюжета и количества слов в предложении. Чем моложе читатель — тем короче предложения и проще слова. Читатель постарше уже предочтёт более сложные и развлекательные сюжеты (приключения, фантастика, страшилки), так что мораль придётся прятать поглубже.
2
Изучите рынок и познакомьтесь с конкурентами
Ищите неизбитые темы, которые интересны лично вам. Перечитайте классику и проанализируйте, что именно сделало то или иное произведение классикой. Сказки — неисчерпаемый (а ещё находящийся в общественном достоянии) источник архетипических сюжетов, которые можно переиначить на свой лад, в то же время сохранив узнаваемые читателю образы. Автору детских книг неоценимую помощь окажут «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, «Морфология волшебной сказки» Владимира Проппа и «Золотая ветвь» Джеймса Фрейзера.
3
Определитесь с тематикой книги
Задайте себе два вопроса: а чему я хочу их научить и какие темы затронуть?
4
Определитесь с формой подачи
Пишете ли вы художественную книгу или нон-фикшн?
5
Будьте проще
Как мы уже поняли, пару умных слов юный читатель осилит. Однако если вся книга будет написана скучным заумным языком, ребёнок быстро заскучает и утратит интерес. Делайте предложения короче, избегайте заимствованных и малоизвестных слов, старайтесь говорить понятным языком. Не дробите повествование на слишком много параллельных сюжетных линий. И будьте конкретными в описаниях — воображение ребёнка лучше сработает, если он будет знать, что на дереве сидит не просто птица, а, скажем, нахохлившаяся крохотная синичка с серыми крылышками и ярко-жёлтым брюшком.
6
Учите чему-то
Книга может учить чему угодно, от важности дружбы, любви и семьи до сложности плавания под парусом и необходимости соблюдения правил дорожного движения, но в конце произведения ребёнок должен знать чуточку больше, чем в её начале.
7
Будьте готовы к серийности
Дети любят читать истории о полюбившихся персонажах, и это открывает огромный простор для творчества. Схема всех историй может быть одинаковой, но вот декорации должны меняться — это позволит читателям узнать и познать гораздо больше. Том Сойер может стать сыщиком и отправиться за границу, Незнайка — побывать на Луне и в Солнечном городе, а рыжий кот Туфо — попасть в деревню, школу, на телевидение и даже на корабль.
8
Не ограничивайте поток воображения
Мечтайте. Вспомните, как сами были детьми и какие истории придумывали в детстве. Если у вас есть дети, поинтересуйтесь, что интересно им. Находите что-то таинственное и волшебное в банальном и обыденном.
Многие авторы говорят, что стали писателями, решив написать книгу, которую было бы интересно прочитать им самим. Детский писатель, таким образом, пишет книгу, которую ему самому не хватило в детстве. Ну, а если у вас уже есть дети — пишите книгу, которую хотели бы прочесть они.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: