Young Adult и немного романтики

Young adult, или YA, — литература для «молодых взрослых». Разбираемся, почему в ней популярны романтические линии, в каких книгах их искать и как добавить в свою историю.

Young adult по-русски

Русскоязычного термина, который объяснял бы, что такое young adult, увы, нет. В целом это литература еще не взрослая, но уже не детская; истории, где главную роль играет самоидентификация и построение отношений с окружающим миром.

Кто-то называет целевой читательскую аудиторию от 16 до 30 лет, кто-то — от 14 до 21 года. Возраст героя YA-литературы — время, когда человек со многим сталкивается впервые: выбор, влюбленность, одиночество, появление и отстаивание собственных ценностей и принципов. Это время становления личности, духовных поисков и кризисов. Young adult — про оголенность чувств и высокую эмоциональность, про самоопределение и сложные ситуации, о которых не принято говорить с родителями или друзьями.

Не менее важны для направления и романтические линии, ведь отношения, влюбленность, любовные переживания — неотъемлемая часть взросления. Кроме того, в книгах, как и в кинематографе, работает понятие «обязательной сцены»: когда герои много времени проводят вместе, попадают в нестандартные ситуации, преодолевают трудности и выпутываются из передряг, будь то школьные неприятности или битвы за спасение мира, — мы волей-неволей ждем, когда между ними проскочит искра.

Коротко об истории направления

1
Первое упоминание: XIX век
Романы-взросления и романы-воспитания; приключения молодого неопытного героя и его внутреннее становление: «Принц и нищий» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Оливер Твист» Чарльза Диккенса.
2
Расцвет и золотой век: вторая половина XX века
Все чаще поднимаются насущные, табуированные темы: «Изгои» С. Е. Хинтон, «Здравствуй, грусть!» Франсуазы Саган.
3
Вторая половина 90-х: спад и новый взлет
Популярность направления идет на убыль, появляется первый «Гарри Поттер», чей коммерческий успех убедил издателей в огромном потенциале YA-направления. «Сумерки», «Голодные игры», «Шестерка воронов» и многие другие произведения — следствия этого успеха.

Young adult: жанр или направление?

YA — не жанр, а совокупность жанров, направление, у которого нет строгих требований и жанровых границ. Это сотни историй, в центре которых — молодой взрослый со своими бедами и тревогами.

Жанр, в котором написана YA-история, может быть любым: антиутопии и социальные драмы, научная фантастика и фэнтези, реализм, приключения и, конечно же, любовные романы. Романтические линии в YA особенно популярны, ведь именно влюбленность, первая любовь задают множество вопросов и касаются массы сложных тем, часть которых табуирована и сегодня. Эмоциональность, чувственность — со всем этим сталкиваются герои YA-историй. Персонажи учатся тому, что за любовь нужно бороться, узнают себя, помогают друг другу взрослеть и справляться с трудностями.

При этом сеттинг, или контекст, в который автор помещает героя YA-истории, может быть абсолютно любым: от космических колоний и инопланетных пустынь до фэнтезийных пейзажей и улиц провинциальных городов. Драматичные и глубокие, трагичные и забавные, фантастические и реалистичные — истории направления young adult гибридны, а главное, их читатель часто растет вместе с ними, и во многих случаях YA — только рекомендация, обозначающая возраст потенциальной аудитории. Ведь на вопросы взросления не всегда можно ответить сразу, полностью и однозначно, мы часто возвращаемся к ним позже, в гораздо более зрелом возрасте.

Черты жанра

  • Герой — неидеальный молодой человек, чьи переживания близки читателю.
  • Сеттинг — социум, в котором читатель находит сходства со своим окружением.
  • Проблематика — вопросы взросления.
  • Финал — поиск и нахождение решение проблемы, собственные ответы героя на поставленные вопросы.

Примеры YA

Современное
и другие.

Старое
и другие.

Экранизации
и другие.

Как добавить романтическую линию в свою повесть?

Читатель должен захотеть сопереживать персонажу — в этом львиная доля успеха истории. А самый простой способ сделать это — заставить героя кого-то полюбить. Читатель будет переживать: получится любовь или нет? А автор выстроит дополнительные преграды, даст — а затем отнимет, привязывая читателя к герою, заставляя сопереживать и следить за его судьбой.

Краткий план романтической линии

Герой обретает любовь
Любовь крадут
Герой отправляется в путь за любовью
Герой спасает свою любовь
Разумеется, это только основа, к которой нужно добавить черты характера, искренние переживания, логичные барьеры, вопросы, ответы на которые ищет и обязательно находит персонаж. А иначе — если нет решения и собственных ответов, выстраданных героем, — зачем была написана книга? В этом — финальном катарсисе, нахождении своего места в мире, в обретении себя — и есть смысл YA-литературы.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: