Как авторам сотрудничать с культурными организациями?

Разбираемся, как договариваться с библиотеками, книжными и другими площадками и зачем это писателям.
Один из вариантов продвижения книг — сотрудничество с организациями: библиотеками, книжными и другими площадками. Разберемся, как договариваться о встречах, что от этого можно получить и к чему быть готовым.

Зачем авторам такое сотрудничество?

Продвижение личного бренда
Часто в первую очередь продается именно личный бренд, а уже после читатель заинтересовывается творчеством автора.
Продвижение книги
Никто не узнает о ваших книгах, если вы сами не будете о них говорить.
Живой контакт с читателями во время встреч
Ни прямой эфир, ни текст не могут передать энергетику и харизму автора так, как это происходит на живой встрече. Читатель может лично задать вопрос или поблагодарить, тут же купить книгу и взять автограф.
Дружеские связи
Во время встреч можно познакомиться не только с читателями, но и с книжными блогерами, а также с сотрудниками площадки, которые могут сами пригласить вас на следующие мероприятия.
Опыт
С каждой новой встречей, набираясь опыта, автор переживает все меньше: обкатывается программа, приходит понимание того, как раскачать зал, о чем и как рассказывать зрителям.
Возможность продать свои книги
Обязательно берите их на встречу и выставляйте на видном месте — но так, чтобы читатели могли посмотреть и полистать. А если ваша книга в электронном варианте, подготовьте QR-код на ее страницу на ЛитРес.

Зачем такие встречи самим организациям?

В планах библиотек — проведение определенного числа мероприятий, а значит, библиотеки сами заинтересованы во встречах с писателями. То же касается и культурных центров, клубов и магазинов, особенно независимых книжных и магазинчиков в маленьких городах.

Что можно предложить организациям?

Библиотекам:
презентацию книги, лекцию, мастер-класс, беседу или квест по мотивам книги.
Книжным магазинам:
презентацию книги, мастер-класс по писательскому мастерству, обзор других книг того же жанра.
Культурным центрам:
организацию книжного клуба, совместные чтения.

Примерный план встречи

1
Приветствие
Заготовьте несколько слайдов и фраз на то время, пока будут собираться гости — минут 5−10.
2
Рассказ о книге
Расскажите о процессе написания — например, о том, как вам пришла идея, чем вы вдохновлялись, как долго писали, какие были трудности и открытия. Подготовьте рассказ заранее: в стрессовой ситуации импровизировать трудно, и порой даже самый простой вопрос — о чем ваша книга? — вызывает сложности.
3
Чтение отрывков
Выберите и заранее пометьте нужные места. Подготовьте фоновое видео с подходящей по атмосфере музыкой. Стоит отрепетировать чтение фрагмента, чтобы читать громко и четко. Выбирайте самые интригующие отрывки, но при этом не выхватывайте места из середины, иначе читатель может потеряться в событиях и героях.
4
Вопросы зала
Может случиться так, что их не окажется. Поэтому, если в зале будет кто-то из ваших знакомых, попросите их подготовить вопросы и задать первыми, чтобы раскачать других читателей.
5
Продажа книг и раздача автографов
В конце встречи важно напомнить, что книгу можно купить здесь и сейчас — некоторые читатели, даже видя книжки на выкладке, стесняются спросить, продаются ли они. Если же площадка, на которой вы проводите мероприятие, не продает книги, можно подарить свою книгу нескольким зрителям (например, в качестве приза за лучший вопрос). Также можно заранее, еще до регистрации на мероприятие, дать гостям промокод на покупку книги.

Как искать площадки для встречи?

Карты
Откройте электронные карты и найдите библиотеки, клубы и книжные в нужном районе.
Сайты
Изучите профильные сайты, посвященные творчеству, — там встречаются подборки мест, где можно провести встречу.
Соцсети
Посмотрите страницы других писателей — в постах о проведенных встречах многие упоминают площадки, где организовывали свои мероприятия. Вот один из таких постов, подготовленный писательницей Дариной Стрельченко.
Библиотеки в Можайском районе Москвы (Яндекс.Карты)

Как договариваться о сотрудничестве?

Это просто и не страшно.
1
Найти контакты
Обычно они есть на официальном сайте или на странице организации в соцсетях.
2
Написать письмо
Можно подготовить шаблон письма, но не стоит рассылать его веерно. Изучите выбранную площадку, посмотрите, какие мероприятия она проводит, и подумайте, как можно адаптировать вашу встречу под нужный формат.

Примерный шаблон письма


  • Краткий рассказ о себе и книге, которую вы хотите представить.
  • Формат предполагаемой встречи: длительность, программа, необходимое оборудование.
  • Ваша целевая аудитория.
Можно приложить к письму ознакомительный фрагмент и отзывы на книгу, прикрепить буктрейлер, поставить ссылки на отчеты с уже проведенных мероприятий.
Не стоит, особенно поначалу, проводить встречи на площадках, за которые придется платить: вряд ли прибыль с продажи книг окупит аренду. Плата за вход также может отпугнуть потенциальных читателей.
К чему быть готовым во время встречи?
Пустой зал или несоответствие гостей вашей целевой аудитории. Не каждая площадка готова давать рекламу, а набрать зал собственными силами для начинающего писателя задача весьма непростая. Если зал все-таки пуст — соберите сотрудников площадки и проведите выступление для них. Настройте трансляцию в свои соцсети — так у вас появится видео выступления и зрители онлайн. То же касается и ситуации, когда гостей пришло совсем немного: вы все равно можете провести мероприятие для собравшихся и получить опыт, новое писательское событие в свою копилку и фотоотчет, который можно будет использовать в соцсетях.
Неполадки с техникой: неработающий экран и севший ноутбук, слабые колонки/микрофон и кривая картинка, съехавший шрифт и удалившийся сценарий — важно помнить, что редко когда все идет по плану. Нужно по-максимуму проверить все заранее и всегда иметь под рукой план Б: что делать, если вся техника откажет.
Неудобные вопросы — например, о политике и религии. Лучше заранее продумать, как вы будете отвечать, если речь зайдет о не самых удобных вещах.

Здорово, если на встрече будет кто-то из ваших знакомых, кто сможет делать снимки и видео, — так у вас останется материал, которым можно сопроводить заметку о мероприятии.

Очень важно не обесценивать собственный труд. Если вы договариваетесь с библиотекой — уточните, есть ли там ваша книга. Если кому-то из читателей захочется прочесть ее, а книги не будет, это во многом лишит ваше выступление смысла. Особенно это актуально для встреч с детской аудиторией: даже если вы принесли несколько экземпляров с собой, вряд ли у детей будут деньги, чтобы купить книгу сразу после встречи.

Что, если у меня еще нет бумажных книг?

Сделайте визитки и поместите на них QR код со ссылкой на электронную версию вашей книги!

А еще можно показать арты или видео по мотивам ваших историй, поделиться процессом создания и творческими приемами. В качестве призов за интерактивы можно подготовить мерч: распечатать закладки, календари, открытки и т. п.

Да, организация и проведение встречи — непростое и нервное дело. Но вместе с тем это хороший инструмент для поиска новых читателей и заведения полезных связей.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: