Как начать книгу:
подсматриваем у писателей!

Есть такая уникальная болезнь, которая появляется только у авторов. Называют ее по-разному, но чаще всего — «боязнью чистого листа». Смотришь на пустую страницу, страница смотрит на тебя, но искры-бури-безумия не случается. Все просто потому что не знаешь, с каких слов начать.

Поэтому, сегодня мы спешим порекомендовать лекарство — запоминайте и, если хотите, записывайте. Давайте попробуем подглядеть в чужие книги и разведать, с каких строк они начинаются. Может, какой-то из методов вам тоже подойдет. Постараемся предложить самые, на наш взгляд, удачные начала произведений.
«Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое»
1
Так начинается роман Рэя Брэдбери «Вино из Одуванчиков», и этот вариант точно понравится всем любителей описаний! Если вам хочется, чтобы читатель моментально погрузился в атмосферу произведения и нарисовал в голове живописную картинку, то строки такого характера — удачное решение.
кстати
Интересный факт про саму книгу — на русском языке роман сначала печатался частями в журнале «Пионер», после чего приобрел широкую популярность (очень похоже на ЛитРес: Черновики, не так ли?).
«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, — словом, всю эту дэвидкопперфилдовскую муть»
2
Попробуйте начать книгу с отрицания! Притворитесь, что вам, или вашему герою, неинтересно (или тошно) рассказывать последующие события, что весь рассказ будет скучным, противным. Тогда у читателей точно появится интерес к следующим действиям. Джером Д. Сэлинджер так и поступает в романе «Над пропастью во ржи», который мы и процитировали выше. Возможно, такой прием особенно хорошо сработает в жанре Young Adult!


«Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжку под названием „Приключения Тома Сойера“, но это не беда»
3
Марк Твен рекомендует вам обратиться к старой-доброй литературной игре, что и делает сам в произведении «Приключения Гекльберри Финна». Так что, отличный вариант — сломать четвертую стену и сослаться на предыдущие свои книги, или прибегнуть к другому виду литературной игры. Например, дать понять, что герой знает тот факт, что он лишь персонаж романа. Такое начало особенно подойдет любителям циклов — оно и вызовет интерес, и продажи предыдущей части поднимет.


«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»
4
Многие из вас наверняка узнали эти строки. Конечно же, так начинается «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. И такой старт истории — отличный вариант для любителей спровоцировать читателя. Попробуйте начать с какого-нибудь противоречивого заявления, и чем короче — тем лучше. Хотя, Чарльз Диккенс насчет краткости с нами бы не согласился. Произведение «Повесть о двух городах» он тоже начинает с провокации, но только увеличивает ее объем абстрактным описанием:

«Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, — век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю…»

К слову, пространные описания, даже и без провокаций, тоже хороший вариант начала. Запутайте читателя с первого шага, чтобы потом все постепенно вставало на свои места.
«Сверкнула вспышка, и на стену упала тень повешенного»
5
Такая интригующая строка открывает роман Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье». И именно в интриге все и дело! Что это за повешенный? За что его казнили? Почему сверкнула вспышка? Это еще малая часть вопросов, которые вызывают первые слова книги. Ответы, конечно же, ждут читателей на протяжении романа (самый коварный вариант — дать ответ лишь на последней странице!). Так что, прыжок с места в карьер — тоже прекрасная идея. Заявите о главной интриге сразу, и постепенно раскручивайте ее.
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»
6
Вы, конечно же, знаете, что эти два гражданина — Берлиоз и Иван Бездомный из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор предлагает использовать самый простой вариант начала книги — ведь чем проще, тем лучше, да и путаницы у читателей будет меньше. Давайте пройдемся по списку. Время действия? Есть, весна. Место действия? Тоже есть, Москва, Патриаршие. Событие? И оно тут есть, появились два гражданина. Все сделано невероятно просто, без лишних описаний, провокаций или абстрактных размышлений. При этом, первые строки содержат всю главную информацию.


«У повести нет ни начала, ни конца, и мы произвольно выбираем миг, из которого смотрим вперед или назад»
7
Англичанин Грэм Грин славится своим чисто английским, зачастую абсурдным юмором, и именно поэтому произведение «Конец одного романа» автор решает начать именно с таких строк. Согласитесь, абсурдное заявление — но в этом вся и прелесть! Такой вариант подойдет любой книге, но в особенности хорошо строки такого типа впишутся во что-нибудь юмористическо-сатирическое. И пусть читатель думает, какая доля этой шутки — действительно шутка.
«Вот куда ушли все драконы»
8
Английский автор-фантаст Терри Пратчетт — любитель начать новую книжку с хлесткой строки, и роман «Стража! Стража!» тому подтверждение. Такой прием чем-то похож на интригу с первых строк, о которой мы говорили. Но, с другой стороны, в эти слова вложена и вся суть последующего действия. Еще плюс такой фразы в том, что она не просто интригующая, но и короткая, четкая. Такое начало книги моментально ударит читателя по мозгам ментальным молотком и взбодрит, побудив читать дальше.
«Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди»
9
Просто, но иронично — такой метод выбрала Дж. К. Роулинг в романе «Гарри Поттер и Философский Камень». С одной стороны, начало предельно простое. Но с другой, оно сразу же вызывает улыбку на лице. Что более важно — писательница моментально формирует у читателей отношение к героям, косвенно характеризуя их.
« — Товарищ, кто последний?»
10
Всем любителем постмодернизма на помощь спешит Владимир Сорокин с книгой «Очередь». Отличный вариант — начать с совершенно неожиданного, но при этом первой фразой как бы «подтвердить» название романа. К тому же, берите на заметку — открывать произведения прямой речью иногда очень выигрышно. Такой прием интригует не менее всех остальных.
Конечно, можно найти еще больше невероятных начал — правда, чтобы уместить их все в одном месте, не хватит книжного шкафа! Надеемся, что подглядывание за авторами помогло вам побороть болезнь пустой страницы, или же вы просто взяли на вооружение новые приемчики.

Теперь читатели точно не отвертятся!
Статью подготовил Денис Лукьянов.