Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Как начать книгу:
руководство для авторов

Как правильно написать начало книги, чтобы заинтересовать с первых строк — вопрос волнительный. Настолько, что некоторые вовсе отказываются от идеи писать: слишком страшно сделать первый шаг. Рассказываем, как начать работу, чтобы увлекать своими историями с самого начала.

Как начать писать книгу, чтобы зацепить читателя с первых строк

Написать начало книги интересно — половина дела. Это утверждение, исправно работающее уже почти 2500 лет, принадлежит Платону. Тому самому, чьи произведения были переведены на множество мертвых и живых языков и до сих пор цитируются даже теми, кто никогда не подозревал о его существовании.

Поскольку хорошее начало так же важно, как и тысячи лет назад, мы собрали краткое руководство из лайфхаков для молодых авторов. Оно не только объяснит, как написать начало книги правильно, но и сделать творческий процесс комфортней.

Как правильно начать книгу

Хорошая новость в том, что книга — это не школьное сочинение, где все строго по линеечкам. Приступать к работе можно с конца или середины, а то и вовсе вперемежку. Главное — первыми создать те сцены, которые представляются ярче и детальнее прочих, а уже после переходить к мостикам, связывающим фабулу воедино. Это поможет не только преодолеть страх белого листа, но и сделать произведение максимально живым.

Иногда начало всей истории, первых строк книги, вообще стоит отложить до того этапа, когда все произведение будет уже практически готово. Сюжетные линии ясны, стиль выработан, герои детально выписаны — остается только придумать крючок, на который попадется любопытный читатель, прочитав первые строки.
Лайфхак № 1 — приступайте к написанию начала книги в последнюю очередь.

Каким должно быть хорошее начало

Вне зависимости от жанра и стиля изложения, все популярные книги равны в одном: они дают возможность читателям покинуть обыденный мир и с первых строк погрузиться в новые переживания. Успешные авторы знают, что люди привыкли сопереживать только знакомым или тем, кто попал в схожие с ними обстоятельства.

Потому необходимо представить героя с самого начала и сразу наметить события, которые приведут к изменениям. Также важно не раскрыть все карты сразу, подарить читателю хороший саспенс.

Лайфхак № 2 — пишите так, чтобы читатель сразу понял, кто герой, что с ним произошло и к каким последствиям это, возможно, приведет.
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Выбор первой фразы для книги

Итак, вы определились с тем, о чем писать в самом начале. Теперь важно понять, как зацепить внимание читателя буквально за доли секунды. Помогут три простых совета:
  • Используйте интригу. Этот прием действует как наживка. Интрига может быть таинственным событием, которое произошло с героем, необычным местом действия, или оригинальностью самого персонажа.
    Пример:
    Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. (Ф. Кафка «Превращение»)
  • Добавьте динамики. Недостаточно заинтересовать читателя только первой строкой: его нужно увлечь далее и как можно скорее. Долгие подробные описания места действия, излишние детали вызывают зевоту и желание, отложив книгу, вздремнуть. Нужно добавить драйва, и один из самых простых способов это сделать — начать с прямой речи или диалога.
    Пример:
    В юные годы, когда я более внимательно воспринимал окружающий меня мир и прислушивался к мнению других людей, отец дал мне совет, к которому я вновь и вновь обращался в течение всей своей жизни. «Если когда-нибудь тебе захочется кого-то критиковать, — сказал он, — вспомни, что далеко не все люди в мире обладают теми преимуществами, которые дарованы тебе». (Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»)
  • Не забудьте о логике. В конце концов, именно авторская логика заставляет всех персонажей действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Помните чеховское «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»? Важно с первых строк дать понять читателю, по каким законам строится вся книга.
    Пример:
    Далеко-далеко, в не замеченных картографами складках давно вышедшего из моды Западного Спирального Рукава Галактики, затерялась крохотная, никому не интересная желтая звезда. Вокруг нее, на расстоянии примерно девяноста восьми миллионов миль, обращается ничтожная зелено-голубая планетка, обитатели которой все еще очень похожи на своих предков-обезьян — достаточно сказать, что электронные часы до сих пор считаются у них чудом техники. (Д. Адамс «Автостопом по Галактике»)
Лайфхак № 3 — написав первые фразы начала книги, проверьте есть ли в нем интрига, динамика и логика.

Нужен ли пролог в книге

Пролог — это вступительная часть художественного произведения, который, вместе с эпилогом (заключительной частью), заключает сюжет книги в раму, словно картину. В прологе автор рассказывает о событиях из прошлого героев или рассуждает на волнующие их темы.

Главная задача пролога — подготовить читателя к основным событиям. Он нужен в трех случаях:
  • Когда основную прелесть составляет неспешное атмосферное повествование и игра с деталями.
  • Если для понимания происходящего очень важен экскурс в историю.
  • Когда нужно сыграть на контрасте между неспешным прологом и динамичным развитием событий основной части, для усиления драматического эффекта.
Лайфхак № 4 — используйте пролог, если хотите полнее подготовить читателя к событиям, происходящим в основном повествовании

Как не надо начинать книгу

Иногда секрет хорошего начала книги кроется в том, чтобы понять, как писать не надо. Некоторые произведения грешат тем, что пытаются учить читателя, другие набиты штампами и скучны до зубовного скрежета, или же витиеваты настолько, что за красивыми словами теряется смысл. Но бывает, что вроде и слог у писателя свежий и легкий, а читать все равно сложно. Возможно, автор перемудрил с интригами и драмами, или пожелал втиснуть в первые строки все, что он насочинял про свой новый дивный мир.

Есть несколько простых способов избежать плохого начала книги, если со стилем все в порядке:
  • Не пытайтесь рассказать все и сразу.
    Переизбыток информации вызывает смятение: читатель будет путаться в именах, названиях и фактах, потеряется в сюжетных линиях и наверняка забросит этот хаос. Кроме того, о чем будет остальная книга, если вы расскажете все в самом начале?

  • Не делайте начало чрезмерно загадочным.
    Задача первых строк книги — познакомить читателя с героями, вызвать сопереживание. Но если герой так и останется загадочным незнакомцем, произошедшее с ним — секретом, а и итог всей истории — страшной тайной, то и сопереживать этому «нечто» у читателя вряд ли получится.
  • Не создавайте интригу там, где ее нет.
    Если вы будете выдавать банальные события за нечто особенное, вам перестанут верить. Быстро и навсегда.
Лайфхак № 5 — не переусердствуйте с фактами и событиями в самом начале и будьте честны с читателем, которого вы пригласили в свой выдуманный мир.
И пожалуй, главный лайфхак для начала работы над книгой, — нужно просто сесть и взяться за работу. Мы снабдили вас подсказками: пришла пора сделать шаг навстречу своей новой книге.

Как начать книгу: подсматриваем у писателей!

«Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыхание мира, неспешное и ленивое»


Если вам хочется, чтобы читатель моментально погрузился в атмосферу произведения и нарисовал в голове живописную картинку, то строки с красивым или интригующим описанием — удачное решение.

Интересный факт — на русском языке роман сначала печатался частями в журнале «Пионер», после чего приобрел широкую популярность (очень похоже на Литрес Черновики, не так ли?).


Рэй Брэдбери «Вино из Одуванчиков»

«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, — словом, всю эту дэвидкопперфилдовскую муть»



Попробуйте начать книгу с отрицания! Притворитесь, что вам, или вашему герою, неинтересно (или тошно) рассказывать последующие события, что весь рассказ будет скучным, противным. Тогда у читателей точно появится интерес к следующим действиям.


Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

«Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжку под названием „Приключения Тома Сойера“, но это не беда»


Другой отличный вариант — сослаться на предыдущие свои книги или прибегнуть к другому виду литературной игры. Например, дать понять, что герой знает тот факт, что он лишь персонаж романа. Такое начало книги особенно подойдет любителям циклов — оно и вызовет интерес, и продажи предыдущей части поднимет.


Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»


Многие из вас наверняка узнали эти строки. Такой старт истории — отличный вариант для любителей спровоцировать читателя. Попробуйте начать с какого-нибудь противоречивого заявления, и чем короче — тем лучше.


Л.Н. Толстой.. «Анна Каренина»
«Сверкнула вспышка, и на стену упала тень повешенного»

Что это за повешенный? За что его казнили? Почему сверкнула вспышка? Это малая часть вопросов, которые вызывают первые слова книги. Ответы, конечно же, ждут читателей на протяжении романа (самый коварный вариант — дать ответ лишь на последней странице!). Так что, прыжок с места в карьер — тоже прекрасная идея. Заявите о главной интриге сразу и постепенно раскручивайте ее.


Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье»
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»

Автор предлагает использовать самый простой вариант начала книги. Время действия? Есть, весна. Место действия? Тоже есть, Москва, Патриаршие. Событие? И оно тут есть, появились два гражданина. Все сделано невероятно просто, без лишних описаний, провокаций или абстрактных размышлений.


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
«У повести нет ни начала, ни конца, и мы произвольно выбираем миг, из которого смотрим вперед или назад»

Абсурдное заявление — еще один хороший вариант для начала книги. Он подойдет любой книге, но в особенности хорошо строки такого типа впишутся во что-нибудь юмористическо-сатирическое. И пусть читатель думает, какая доля этой шутки — действительно шутка.


Грэм Грин «Конец одного романа»
«Вот куда ушли все драконы»

Другой способ — начать произведение с короткой, хлесткой строки. Такой прием чем-то похож на интригу, о которой мы говорили. Но, с другой стороны, в эти слова вложена и вся суть последующего действия. Еще плюс такой фразы в том, что она не просто интригующая, но и короткая, четкая. Такое начало книги моментально побудит читать дальше.


Терри Пратчетт «Стража! Стража!»
«Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди»

Просто, но иронично — такой метод выбрала Дж. К. Роулинг. С одной стороны, начало предельно простое. Но с другой, оно сразу же вызывает улыбку на лице. Что более важно — писательница моментально формирует у читателей отношение к героям, косвенно характеризуя их.


Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
" — Товарищ, кто последний?"

Отличный вариант — начать с совершенно неожиданного, но при этом первой фразой как бы «подтвердить» название романа. Берите на заметку — открывать произведения прямой речью иногда очень выигрышно.


Владимир Сорокин «Очередь»
Заключение
Можно найти еще больше невероятных начал — правда, чтобы уместить их все в одном месте, не хватит книжного шкафа. Потому не бойтесь чистого листа, вооружайтесь приемами выше и вперед — покорять литературный мир!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Не хотим вас отпускать!
Подпишитесь на рассылку, и мы отправим рассказ о сервисах Литрес и подборку новых статей.