Как придумать название для книги:
способы и советы

Как назвать книгу, чтобы привлечь читателя
«Как придумать название книги? Да ничуть не легче, чем выбрать имя ребенку!» Так, помнится автору статьи, заявил некий труженик самиздата на сетевых просторах. Так вот: не верьте ему. Книга никогда не возникнет у вашей кровати в 4 утра воскресенья, и, размазывая слезы по лицу, не выплюнет обвинение: «Вы назвали меня идиотским именем и испортили мне всю жизнь». Озаглавить книгу куда проще, чем придумать имя для дитяти. Особенно если под рукой наше краткое практическое руководство с полезными советами и наглядными примерами.
Определяем целевую аудиторию
Да, это первый шаг, и сделать его нужно еще до написания книги. Не волноваться о целевой аудитории автор может только в одном случае — если пишет исключительно в стол. Тогда его главный читатель и почитатель — он сам.

Название должно быть таким, чтобы читатели оказались заинтригованы. И тут ребус: а что вообще сегодня считается интересным. Да и какие они — люди, решившие скоротать вечерок с вашей книгой?

С определением целевой аудиторией все, как в сказке о Красной Шапочке: есть короткая и длинная дорога. Выбираете длинную — отвечаете на вопросы:

  • какого пола и возраста ваши гипотетические читатели;
  • есть ли у них особые запросы:
  • где они живут;
  • что у них с образованием, достатком, а иногда и идеологическими пристрастиями.
Факт
По данным ВЦИОМ книги читает только 55% россиян. Так что забудьте о термине «для широкого круга читателей». Среди читающей публики 59% — женщины, 61% — молодежь от 25 до 34 лет, 68% — люди с высшим образованием.
Выбрав короткую дорогу, достаточно понять, к какому из четырех условных типов — динамиков, статиков, физиков или лириков — относятся ваши потенциальные читатели.
  • 1
    Динамики требуют быстрой смены действий и закрученного сюжета (не удивительно, что их еще называют сюжетниками).
  • 2
    Статики ищут в книгах развернутых описаний и плавного течения повествования.
  • 3
    Физики (второе название — логики) не простят, если не найдут в книге обоснований, построенных на законах науки и причинно-следственных отношениях, даже если речь идет о сказке.
  • 4
    Лирикам (или же мистикам) только и подавай тайны, раскрашенные в полную палитру эмоций.
Первые два типа могут пересекаться с третьим и четвертым, давая на выходе комбо, например: динамик-лирик, который будет благодарен за лихой сюжет, полный мистических тайн и романтических переживаний.

Прелесть в том, что какую бы дорогу вы ни выбрали, длинную или короткую, все равно придете к своей цели: найдете свою аудиторию, как некогда Красная Шапочка нашла свою бабушку (жаль, что волк пострадал). А следом поймете, какой именно заголовок для своего произведения стоит придумать.

Генерируем идеи
Шаг второй — идеи. Аудитория уже определена и стоит пред вашим внутренним взором. Гипотетического читателя вы видите столь ясно, словно только что встретил его в очереди на кассу с вашим новеньким романом в руках.

Генерировать идеи можно в одиночестве или собрав большую компанию помощников: редактора, бета-ридеров (это те, кто уже читал книгу в черновиках) или просто друзей, кратко рассказав им содержание книги.

Какой бы способ вы ни выбрали, главное на этой стадии записывать абсолютно все, что пришло в голову даже «в порядке бреда»: цитаты, словосочетания, придуманные слова, заголовки любимых книг других авторов и даже цифры — все может пригодиться. Некоторые, на первый взгляд, неочевидные названия, стали вполне успешными. Пример — сенсационный роман «11/22/63» Стивена Кинга.
Вносим коррективы
Шаг третий — сделать выбор. Здесь никто не запретит вам использовать прием, решивший судьбу Остапа Бендера. Писатели Илья Ильф и Евгений Петров «умертвили» великого комбинатора, кинув жребий: опустили в пустую сахарницу две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп. Остапу пришел конец.

Приемы работы с персонажами иногда работают и для названий книги: можно собрать все сгенерированные названия и ткнуть наугад. И все же лучше в этом вопросе довериться не судьбе, а логике, расчету и опыту.

Что нужно вашей целевой аудитории: эмоции, информация, или все сразу? Ведь все заголовки в целом можно разделить на 4 типа:
  • 1
    Информативные и неэмоциональные.
  • 2
    Информативные и эмоциональные.
  • 3
    Неинформативные и неэмоциональные.
  • 4
    Неинформативные и эмоциональные.
Распределите все рожденные мозговым штурмом названия по этим 4 группам, отберите те, что будут близки аудитории и стилю книги, а после вычеркните все, которые покажутся:
  • не имеющими отношения к содержанию;
  • скучными и банальными.
Если и после этого вариантов осталось много, обсудите их с редактором, а также протестируйте на знакомых или подписчиках в соцсетях, чтобы оставить то самое, единственное и на все времена.
Не отчаивайтесь, если процесс займет больше времени, чем вы думали. Этот путь — как золотодобыча, когда искатель просеивает тонны руды, чтобы найти крупинки драгоценного металла. У великих писателей тоже случались муки поиска. К примеру, свой ставшим культовым роман «451' по Фаренгейту» Рэй Бредбери собирался назвать «Пожарный», что едва ли можно считать удачной идеей.

Способы придумать название для книги
Взглянем на заголовки книг популярных писателей. Кстати, в этом списке использованы разные способы наименования произведений, что наверняка пригодится на стадии генерирования идей.

Итак, вот что может быть в названии:
  • Титульные герои

    • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк
    • «Гарри Поттер и Принц Полукровка» Джоан Роулинг
  • Одно слово
    • «Овод» Этель Войнич
    • «Солярис» Станислава Лема
  • Описание сюжета
    • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина
    • «Географ глобус пропил» Алексея Иванова
  • Действие, намек на место и время действия
    • «Стальная крыса поет блюз» Гарри Гаррисона
    • «Метро 2033» Дмитрия Глуховского
  • Вызывающее название, восклицания и призывы
    • «К оружию! К оружию!» Терри Пратчетта
    • «Давайте все убьем Констанцию» Рэя Брэдбери
  • Поэтическая фраза
    • «Ночь нежна» Френсиса Скотта Фицджеральда, где название — строка из «Оды соловью» Джона Китса
    • «Короли и капуста» О. Генри — строчка из стихотворения, сочиненного Льюисом Кэрроллом для сказки «Алиса в Зазеркалье»
  • Дата
    • «1984» Джорджа Оруэлла
    • «31 июня» Джона Пристли
  • Новые и непонятные слова
    • «Лангольеры» Стивена Кинга
    • «Никогде» Нила Геймана
  • Цитата из другого произведения или намек на другое произведение
    • «1Q84» роман Харуки Мураками, который в русскоязычном издании имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» — отсылка к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»
    • «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэма-Смита, где название, да и сам сюжет — обширные цитаты из книги «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Кстати, сама Остин использовала это словосочетание как намек на главу романа «Цецилия» Фанни Берни
  • Фразы-парадоксы
    • «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры
    • «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Белы Кауфман
  • Загадочное название
    • «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута
    • «Уловка-22» Джозефа Хеллера
  • Указание на жанр
    • «Убийство по алфавиту» Агаты Кристи
    • «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
  • Странное сочетание
    • «Элегантность ежика» Мюриель Барбери
    • «Приглашение на казнь» Владимира Набокова
Как выбрать название книги по жанру
Хорошее название не обязательно должно сбивать интригой с ног. Иногда в нем стоит всего лишь подчеркнуть жанр произведения. Например:
Роман
  • «Мемуары гейши» Артура Голдена
  • «P.S. Я люблю тебя» Сесилии Ахерн
Фэнтези
  • «Ведьмак» Анджея Сапковского
  • «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака
Фантастика
  • «Я, робот» Айзека Азимова
  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика
Полезные советы

Итак, вы практически готовы дать имя своей книге. Напоследок всего лишь несколько полезных советов нашего блиц-курса о том, как назвать книгу:

  • Для мозгового штурма можно использовать различные онлайн генераторы названий книг: пусть они иногда выдают нелепые варианты, но порой вполне способны натолкнуть на стоящий заголовок или хотя бы его идею.

  • Произнесите заголовок вслух несколько раз. Если будет заплетаться язык, не хватать дыхания или возникнут иные сложности, так же будет и с читателем. И вряд ли вызовет у него положительные эмоции.

  • И главное — доверяйте себе. Да, в поисках названия книги, стоит советоваться с опытными коллегами, редакторам или издателям. И все же не их имя будет стоять рядом с заголовком. Ну и не переживайте, заголовок — все-таки не имя ребенка: книга не придет жаловаться.
Была ли данная статья полезна для Вас?