Top.Mail.Ru

Как придумать название для книги:
способы и советы

3 шага к идеальному названию

«Как придумать название книги? Да ничуть не легче, чем выбрать имя ребенку!»
Так, помнится автору статьи, заявил некий труженик самиздата на сетевых просторах. Так вот: не верьте ему. Книга никогда не возникнет у вашей кровати в 4 утра воскресенья, и, размазывая слезы по лицу, не выплюнет обвинение: «Вы назвали меня идиотским именем и испортили мне всю жизнь». Назвать произведение куда проще, чем ребенка. Особенно если под рукой наше краткое практическое руководство для авторов Литрес Самиздат с полезными советами и наглядными примерами.
Шаг 1

Разобраться, кто ваш читатель

Да, это первый шаг, и сделать его нужно еще до написания книги. Не волноваться о целевой аудитории автор может только в одном случае — если пишет исключительно в стол. Тогда его главный читатель и почитатель — он сам.

Название должно быть таким, чтобы читатели оказались заинтригованы. И тут ребус: а что вообще сегодня считается интересным. Да и какие они — люди, решившие скоротать вечерок с вашей книгой?

С определением целевой аудиторией все, как в сказке о Красной Шапочке: есть короткая и длинная дорога. Выбираете длинную — отвечаете на вопросы:
  • какого пола и возраста ваши гипотетические читатели;
  • есть ли у них особые запросы:
  • где они живут;
  • что у них с образованием, достатком, а иногда и идеологическими пристрастиями.
Факт
По данным ВЦИОМ книги читает только 55% россиян. Так что забудьте о термине «для широкого круга читателей». Среди читающей публики 59% — женщины, 61% — молодежь от 25 до 34 лет, 68% — люди с высшим образованием.
Выбрав короткую дорогу, достаточно понять, к какому из четырех условных типов — динамиков, статиков, физиков или лириков — относятся ваши потенциальные читатели.
  • Динамики требуют быстрой смены действий и закрученного сюжета (не удивительно, что их еще называют сюжетниками).
  • Статики ищут в книгах развернутых описаний и плавного течения повествования.
  • Физики (второе название — логики) не простят, если не найдут в книге обоснований, построенных на законах науки и причинно-следственных отношениях, даже если речь идет о сказке.
  • Лирикам (или же мистикам) только и подавай тайны, раскрашенные в полную палитру эмоций.
Первые два типа могут пересекаться с третьим и четвертым, давая на выходе комбо, например: динамик-лирик, который будет благодарен за лихой сюжет, полный мистических тайн и романтических переживаний.

Прелесть в том, что какую бы дорогу вы ни выбрали, длинную или короткую, все равно придете к своей цели: найдете свою аудиторию, как некогда Красная Шапочка нашла свою бабушку (жаль, что волк пострадал). А следом поймете, какой именно заголовок для своего произведения стоит придумать.
Шаг 2

Устроить мозговой штурм

Шаг второй — идеи. Аудитория уже определена и стоит пред вашим внутренним взором. Гипотетического читателя вы видите столь ясно, словно только что встретил его в очереди на кассу с вашим новеньким романом в руках.

Придумывать подходящее название для книги можно в одиночестве или собрав большую компанию помощников: редактора, бета-ридеров (это те, кто уже читал книгу в черновиках) или просто друзей, кратко рассказав им содержание книги.

Какой бы способ генерации идей вы ни выбрали, главное на этой стадии записывать абсолютно все, что пришло в голову даже «в порядке бреда»: цитаты, словосочетания, придуманные слова, заголовки любимых книг других авторов и даже цифры — все может пригодиться. Некоторые, на первый взгляд, неочевидные названия, стали вполне успешными. Пример — сенсационный роман «11/22/63» Стивена Кинга.
Шаг 3

Выбрать лучший вариант

Шаг третий — сделать выбор. Здесь никто не запретит вам использовать прием, решивший судьбу Остапа Бендера. Писатели Илья Ильф и Евгений Петров «умертвили» великого комбинатора, кинув жребий: опустили в пустую сахарницу две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп. Остапу пришел конец.

Приемы работы с персонажами иногда работают и для названий книги: можно собрать все сгенерированные названия и ткнуть наугад. И все же лучше в этом вопросе довериться не судьбе, а логике, расчету и опыту.

Что нужно вашей целевой аудитории: эмоции, информация, или все сразу? Ведь все заголовки в целом можно разделить на 4 типа:
Информативные и неэмоциональные.
Информативные и эмоциональные.
Неинформативные и неэмоциональные.
Неинформативные и эмоциональные.
Распределите все рожденные мозговым штурмом названия по этим 4 группам, отберите те, что будут близки аудитории и стилю книги, а после вычеркните все, которые покажутся:
  • не имеющими отношения к содержанию;
  • скучными и банальными.
Если и после этого вариантов осталось много, обсудите их с редактором, а также протестируйте на знакомых или подписчиках в соцсетях, чтобы оставить то самое, единственное и на все времена.

Не отчаивайтесь, если процесс займет больше времени, чем вы думали. Этот путь — как золотодобыча, когда искатель просеивает тонны руды, чтобы найти крупинки драгоценного металла. У великих писателей тоже случались муки поиска. К примеру, название романа «451' по Фаренгейту» не сразу пришло в голову Рэю Брэедбери: сначала на обложке культового произведения должно было стоять просто «Пожарный», что едва ли можно считать удачной идеей.

Какие названия привлекают читателей: 10+ идей

Не всегда нужно изобретать велосипед: взгляните на заголовки произведений популярных писателей и попробуйте опереться на способы, которые они использовали, чтобы придумать название книги. Некоторые заголовки сохраняют интригу, а некоторые прямо указывают на детали сюжета или ключевых действующих лиц.

Итак, вот что может быть в названии:
  • Имена главных героев
    «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк
    «Гарри Поттер и Принц Полукровка» Джоан Роулинг
  • Одно слово
    «Овод» Этель Войнич
    «Солярис» Станислава Лема
  • Описание сюжета
    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина
    «Географ глобус пропил» Алексея Иванова
  • Действие, намек на время и место действия
    «Стальная крыса поет блюз» Гарри Гаррисона
    «Метро 2033» Дмитрия Глуховского*
    *Признан иноагентом на территории РФ
  • Действие, намек на время и место действия
    «Стальная крыса поет блюз» Гарри Гаррисона
    «Метро 2033» Дмитрия Глуховского*
    *Признан иноагентом на территории РФ
  • Вызывающее название, восклицания и призывы
    «К оружию! К оружию!» Терри Пратчетта
    «Давайте все убьем Констанцию» Рэя Брэдбери
  • Поэтическая фраза
    «Ночь нежна» Френсиса Скотта Фицджеральда, где название — строка из «Оды соловью» Джона Китса
    «Короли и капуста» О. Генри — строчка из стихотворения, сочиненного Льюисом Кэрроллом для сказки «Алиса в Зазеркалье»
  • Дата
    «1984» Джорджа Оруэлла
    «31 июня» Джона Пристли
  • Новые и непонятные слова
    «Лангольеры» Стивена Кинга
    «Никогде» Нила Геймана
  • Цитата из другого произведения или намек на другое произведение
    «1Q84» роман Харуки Мураками, который в русскоязычном издании имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» — отсылка к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984″
    "Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэма-Смита, где название, да и сам сюжет — обширные цитаты из книги «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Кстати, сама Остин использовала это словосочетание как намек на главу романа «Цецилия» Фанни Берни
  • Фразы-парадоксы
    «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры
    «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Белы Кауфман
  • Загадочное название
    «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута
    «Уловка-22» Джозефа Хеллера
  • Указание на жанр
    «Убийство по алфавиту» Агаты Кристи
    «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
  • Странное сочетание
    «Элегантность ежика» Мюриель Барбери
    «Приглашение на казнь» Владимира Набокова

Как отразить жанр книги в ее названии

Хорошее название не обязательно должно сбивать интригой с ног. Иногда оно всего лишь отражает суть произведения или его жанр. Например:
  • Роман
    «Мемуары гейши» Артура Голдена
    «P.S. Я люблю тебя» Сесилии Ахерн
  • Фэнтези
    «Ведьмак» Анджея Сапковского
    «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака
  • Фантастика
    «Я, робот» Айзека Азимова
    «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика
И еще несколько рекомендаций
Итак, вы практически готовы дать имя своей книге. Напоследок всего лишь несколько полезных советов нашего блиц-курса о том, как назвать книгу:
  • Для мозгового штурма можно использовать различные онлайн- генераторы названий книг: пусть они иногда выдают нелепые варианты, но порой вполне способны натолкнуть на подходящее название или хотя бы его идею.
  • Произнесите заголовок вслух несколько раз. Если будет заплетаться язык, не хватать дыхания или возникнут иные сложности, так же будет и с читателем. И вряд ли вызовет у него положительные эмоции.
  • И главное — доверяйте себе. Да, в поисках названия книги, стоит советоваться с опытными коллегами, редакторам или издателям. И все же не их имя будет стоять рядом с заголовком. Ну и не переживайте, заголовок — все-таки не имя ребенка: книга не придет жаловаться.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Не хотим вас отпускать!
Подпишитесь на рассылку, и мы отправим рассказ о сервисах Литрес и подборку новых статей.