Top.Mail.Ru

Cамиздат в 2024 году: мнение экспертов

3 марта весь мир отмечает день писателя — праздник, актуальный для всех авторов Литрес Самиздат. Вместе с коллегами из Литрес Журнала мы подготовили большой материал, в котором топовые авторы и литературные эксперты рассуждают о феномене самиздата.
В нашей статье:
  • делимся историей Всемирного дня писателя и вспоминаем тех, кто начинал с самиздата;
  • Полина Бояркина, Дина Озерова и Екатерина Писарева рассказывают о плюсах и минусах издательских платформ.
  • Андрей Васильев, Серж Винтеркей, Макс Глебов, Антонина Крейн и Татьяна Мастрюкова рассказывают о своем опыте на самиздат-площадках;
  • Евгений Селиванов и Галина Юзефович делятся мнением о будущем самиздата.

Явки-пароли: история самиздата и дня писателя

В 1921 году английские писатели Кэтрин Эми Доусон-Скотт и Джон Голсуорси создали клуб PEN. Аббревиатура в переводе означает «ручка» и расшифровывается как «poets, essayists, novelists» («поэты, очеркисты, романисты»). Писатели, поэты и журналисты, состоявшие в клубе, выступали за свободу слова, против преследований и произвольного применения цензуры. В 1986 году участники учредили праздник — Всемирный день писателя, который авторы и публицисты отмечают 3 марта.

Самиздат появился по разным причинам, но они похожи на принципы клуба PEN. Благодаря самиздату можно было самостоятельно делиться своими произведениями, в том числе попавшими под цензуру.

Сейчас технологии позволяют авторам публиковать свои произведения онлайн. Этот процесс стал в разы быстрее и проще. С помощью функций самиздат-площадок можно не только размещать тексты для широкой аудитории, но и создавать обложки, обращаться к услугам корректоров и редакторов, а еще — зарабатывать на своем творчестве.

Они тоже начинали с самиздата

Беатрис Поттер

В 1893 году Беатрис написала детскую книгу для сына подруги «Повесть о кролике Питере». История понравилась мальчику, поэтому захотелось пойти дальше и выпустить ее в печатном варианте. Издательства отказывали женщине, и в 1901 году она опубликовала историю сама; первые 250 экземпляров разошлись по друзьям, родственникам и знакомым. Спустя год повесть заметило издательство Frederick Warne & Co, а сотрудничество принесло книге титул популярнейшего бестселлера.

Кристофер Паолини

Кристоферу было всего 18, когда он закончил рукопись «Эрагона». В тот момент его родители решили сделать все сами: опубликовали книгу, устроили промо-тур (Паолини выступал в библиотеках и книжных магазинах). По воле случая книга попала в руки пасынка известного журналиста и писателя, а тот рассказал о произведении своему отчиму. Так начался взлет: книгу выпустило издательство, и она стала хитом. Поэтому мы всегда говорим, что лучше опубликовать книгу самому, чем спрятать ее от мира в стол.

Кристофер Паолини

Энди Вейер

Наверняка вы видели фильм «Марсианин», а может, даже читали книгу? Начинал автор с того, что публиковал главы романа в своем блоге. К тому моменту у него было около 3000 постоянных читателей. А дальше закрутилось: самостоятельная публикация на Amazon по символической цене, популярность, связи с издательствами и съемки фильма.

Энди Вейер

Плюсы и минусы самиздата: мнение экспертов

Полина Бояркина: «Сейчас нужно уходить от стигматизации сервисов самиздата»

Главный редактор журнала «Прочтение», филолог, литературный критик
Мне кажется, сложился некоторый стереотип, что самиздат — история менее престижная, чем издательство; как будто бы, если тебя не взяли в издательство, твой единственный путь — это самиздат. Но на самом деле есть несколько моментов, которые этому убеждению противоречат.

История литературы и книгоиздания начиналась, собственно, с самиздата. Многие авторы начала XIX века издавали сами себя, в их числе был и Пушкин. Понятно, что за 200 с лишним лет времена очень сильно изменились, количество авторов возросло просто в разы, и издатели далеко не всегда могут покрыть их запрос на издание. Более того, даже если первая ступень пройдена, с текстом должно происходить продвижение — и тут во многом ответственность оказывается на плечах самого автора. Мне кажется, этого момента как раз многие боятся.

Мы живем в такое время, когда, к сожалению, соединить читателя с книгой довольно трудно. В подавляющем большинстве случаев, если автор хочет, чтобы эта встреча произошла, ему самому необходимо прилагать достаточно большое количество усилий.
В этом смысле нет большого различия между самиздатом и некоторыми издательствами, которые не занимаются продвижением и, например, даже не предполагают редакторскую работу с текстом.
Современные развитые сервисы самиздата берут на себя даже функцию печати. И надо сказать, что самиздат тоже работает с авторами в плане продвижения. Много этим занимается и Ridero, и Литрес. Платформа предлагает разные форматы: озвучку, выдвижение на премии, в том числе внутренние.

При этом выпуск текста в самиздате совершенно не означает, что текст после этого не будет интересен издателям. На книжном рынке был целый ряд кейсов, когда именно в самиздате редакторы находили произведения, которые потом выпускались издательствами и получали огромное читательское признание. Более того, существуют платформы самиздата вроде Wattpad, где у авторов есть своя аудитория, сформированная их первыми текстами за счет личного бренда. И эта аудитория все равно будет читать любимых авторов, приобретет их книги, вне зависимости от того, где эти книги выйдут.
Я даже сталкивалась с такими случаями, когда, имея выбор между издательством и самиздатом, автор сознательно выбирает самиздат, т. к. абсолютно уверен в том, что его тексты до его аудитории дойдут.
Другое дело, что могут пересекаться аудитории, например, в случае сотрудничества.

Мне кажется, сейчас нужно уходить от стигматизации сервисов самиздата, потому что текстов входит огромное количество и далеко не все из них укладываются в форматы, которыми занимаются издательства. С другой стороны, далеко не все издательства по функциям отличаются от сервисов самиздата.

Дина Озерова: «Начинающие авторы становятся все более подкованными в вопросах подготовки рукописи к публикации»

Книжный обозреватель
Сейчас у сервисов самиздата противоречивая репутация. С одной стороны, платформы технически совершенствуются, меняют позиционирование, становятся более актуальными и привлекательными для аудитории. С другой, не секрет, что нужно хорошенько покопаться на сервисах самиздата, прежде чем найти там что-то серьезное и осмысленное. Но я верю, что ситуация будет меняться.

Прежде всего, это связано с общим ростом интереса к современной русскоязычной прозе, который лишь ускорился в условиях, когда издательствам становится все сложнее получить права на публикацию книги зарубежного автора. Кроме того, в условиях современного законодательства опубликовать текст на актуальные темы гораздо проще самостоятельно, чем традиционным путем.

А с появлением большого количества школ писательского мастерства начинающие авторы становятся все более подкованными в вопросах подготовки рукописи к публикации. Они ответственнее относятся к верстке, оформлению обложки и даже созданию аудиоверсии своей книги. Все это, безусловно, привлекает новых читателей.

Екатерина Писарева: «В нише самиздата есть то, чего не могут предложить классические издательства»

Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес»
В последние годы мы фиксируем рост популярности самиздата, причем хорошего качества. Современные авторы поняли, что им придется конкурировать за читательское внимание не только с такими же, как они, digital-авторами, но и с писателями из классических издательств и лауреатами литературных премий. Поэтому многие digital-писатели стараются на выходе получить достойный результат — текст, за который не стыдно.
Сегодня независимые авторы выступают как издатели, полностью отвечая за подготовку рукописи к выпуску: сотрудничают с профессиональными корректорами и редакторами, разрабатывают обложки вместе с дизайнерами и заказывают иллюстрации. В нише самиздата есть то, чего не могут предложить классические издательства: оперативность выпуска книги, минуя долгий издательский цикл, и полная свобода выбора (от обложки и названия до любого креатива внутри книги).
Кроме того, digital-авторы работают с аудиторией и собственноручно (что порой эффективнее!) занимаются пиаром книг. Если говорить о конкретных примерах, то можно вспомнить Андрея Васильева — писателя, работающего в жанре боевой фантастики и завоевавшего любовь огромной аудитории. В прошлом году именно Васильев стал самым продаваемым автором в Литрес, обогнав Лукьяненко и прочих именитых творцов в этом сегменте.

Так что самиздат как одна из точек входа в литературный мир — вполне себе перспективная история. Для того чтобы состояться, конечно, придется потратить немало усилий и выстроить целую стратегию по продвижению — но кто обещал, что будет легко?
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге