Что такое фокализация, кто такой фокальный персонаж

Поговорим о том, чьими глазами читатель видит события, которые разворачиваются в книге
Одна из задач писателя — заставить читателя сопереживать герою и чувствовать себя сопричастным. Помочь — равно как и помешать — в этом может фокализация. Что это? Каким может быть фокальный персонаж? Какие ошибки часто совершают авторы? Разбираемся в этой статье.

Фокализация и фокальный персонаж

Фокализация — это способ организации в повествовании точек зрения. Иными словами, позиция, с которой читатель смотрит на происходящие события. Нашим проводником в мир текста может быть сам герой, его друг, его враг, свидетель событий или человек, которому просто пересказали эту историю. Всякий раз это будет своя степень погружения, неповторимое восприятие, другие акценты в повествовании.

Следовательно фокальный персонаж — это герой, глазами которого читатель наблюдает за событиями. Через фокального персонажа мы видим, слышим, осязаем и обоняем происходящее в книге. А еще мы «слышим» мысли самого фокального персонажа и ощущаем его эмоции.


Особенности фокализации

Далеко не всегда фокальный персонаж главный в книге. Вспомним доктора Ватсона, который описывает случаи из жизни великого сыщика Шерлока Холмса. Мы ни разу не проникаем в голову Холмса, а судить о его мыслях и эмоциях можем только по внешним проявлениям героя. Еще один пример — народные сказки. Обычно в них присутствует некий рассказчик, который знакомит нас с историей, но сам всегда остается в тени.

В тексте может быть несколько фокальных персонажей. Их число зависит от ваших целей и объема произведения.
• Например, в «Стриме» Ивана Шипнигова — более 10 фокальных персонажей. В данном случае это стилистический прием, вокруг которого строится идея романа.
• В повести «Лучшее средство от северного ветра» Даниэля Глаттауэра 2 фокальных персонажа. Это обусловлено тем, что повесть представляет собой переписку 2-х людей.

А вот в «Голодных играх» Сьюзен Коллинз фокальный персонаж всего 1: мы видим все исключительно глазами Китнисс, а о том, что происходит в головах других героев, можем только догадываться.

Типы фокалов

Советы авторам

1
Называйте людей и предметы так, как это сделал бы ваш герой
— Привет! — сказал Антон, входя в аудиторию, и помахал соседке по парте. — Как твоя пересдача?
— Привет, — ответила Лена, посмотрев на студента.

Обозначение «студент» здесь звучит фальшиво. Почему? Лена и Антон сидят за одной партой, они точно знают друг друга. А это значит, что Лена воспринимает Антона более конкретно, нежели абстрактного студента. Если мы рассматриваем ее как фокального персонажа, то должны подумать, как она может назвать Антона. «Однокурсник», «друг», в крайнем случае «парень», но точно не «студент».
2
Влезьте в голову своему фокальному герою
Включайте в текст только то, что видит, о чем думает и что ощущает фокальный персонаж. Рассмотрим такую сцену:
Лена раздраженно закрыла тетрадь и пожаловалась:
— Пять пар, это ж надо! С самого утра взаперти!
На улице в тот день, как назло, было тепло, дул приятный ветерок.

Если Лена — фокальный персонаж, то она не может знать, каково на улице, поскольку не была там с самого утра. Она, например, может через окно видеть, что стоит ясная погода. Но знать, что там обязательно дует приятный ветерок, сидящая в здании Лена не может. Чтобы фокализация не сбивалась, можно сделать так:
Лена раздраженно закрыла тетрадь и пожаловалась:
— Пять пар, это ж надо! С самого утра взаперти!
Она посмотрела за окно: на дворе стояла золотая осень. Закатное солнце подсвечивало листья, отчего они становились похожими на фольгу.

Так читатель получает представление о погоде, но оно основывается не на абстрактном знании, а на впечатлениях фокального персонажа.
3
Помните о том, что вы показываете события через призму восприятия конкретного героя
У вашего героя есть множество характеристик: образование, воспитание, стиль речи и т. п. Не забывайте об этом, когда описываете сцену.
— Да ладно тебе. Мы в школе перед ЕГЭ вообще до ночи сидели. — Антон улыбнулся.
— Теперь еще в институте сидеть прикажешь? — Буркнула Лена. — Нет уж. Не затем я общагу в Москве выбивала, чтобы тухнуть на парах.

По этому фрагменту мы можем представить настроение Лены и ее характер. Узнаем ее бэкграунд, можем предположить, что в институт она поступила не ради учебы. Мы посмотрели на ситуацию именно с точки зрения фокального персонажа, его особенностей и менталитета. Если бы фокальным персонажем был Антон, взгляд был бы совсем другим.
4
Не меняйте фокализацию в ходе диалога
Не нужно использовать 2 фокализации в одной короткой сцене. Когда мы скачем из головы одного героя в голову другого, это сбивает с толку. Читателя может укачать!
— Привет! — Антон помахал рукой, думая, что удобней было бы подключиться к видеозвонку со старого телефона.
— Привет, — ответила Лена, мечтая о том, что когда-нибудь побывает за кулисами. — Спасибо, что позвонил!

В этой сцене мы сначала попадаем в голову и размышления Антона, затем — в мечты Лены. Надо оставить фокальным персонажем либо Антона:
— Привет! — Антон помахал рукой перед экраном, думая, насколько удобней было бы подключиться к видеозвонку со старого телефона.
— Привет, — ответила Лена. — Спасибо, что позвонил!
либо Лену:
— Привет! — поздоровался Антон.
Лена увидела, как он машет рукой с экрана. На заднем фоне можно было различить сцену. Лена мечтала когда-нибудь побывать за кулисами:
— Привет. Спасибо, что позвонил!
Напоследок еще один совет. Попробуйте обращать внимание на то, какая фокализация выбрана в той или иной книге, меняется ли она на протяжении истории, если да — по какой причине. Такое наблюдение поможет ясней понять, какую фокализацию лучше применять в ваших собственных текстах.
«ВКонтакте»: https://vk.com/technokoldyn
Телеграм-канал: https://t.me/+A8t4XAVejulhMDcy
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/darina-aleksandrovna-strelchenko/
Дарина Стрельченко,
автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: