Далеко не всегда фокальный персонаж главный в книге. Вспомним доктора Ватсона, который описывает случаи из жизни великого сыщика
Шерлока Холмса. Мы ни разу не проникаем в голову Холмса, а судить о его мыслях и эмоциях можем только по внешним проявлениям героя. Еще один пример — народные сказки. Обычно в них присутствует некий рассказчик, который знакомит нас с историей, но сам всегда остается в тени.
В тексте может быть несколько фокальных персонажей. Их число зависит от ваших целей и объема произведения.
• Например, в
«Стриме» Ивана Шипнигова — более 10 фокальных персонажей. В данном случае это стилистический прием, вокруг которого строится идея романа.
• В повести «Лучшее средство от северного ветра»
Даниэля Глаттауэра 2 фокальных персонажа. Это обусловлено тем, что повесть представляет собой переписку 2-х людей.
А вот в
«Голодных играх» Сьюзен Коллинз фокальный персонаж всего 1: мы видим все исключительно глазами Китнисс, а о том, что происходит в головах других героев, можем только догадываться.