Автор говорит: ищем свой уникальный голос

Как выработать собственный стиль и зачем он вообще нужен писателю

«Ищите свой голос», ― часто слышат молодые авторы на курсах по писательскому мастерству. Совет почти так же популярен, как рекомендация писать о том, что знаете. А потом юный падаван осторожно уточняет у учителя или поисковой системы: «А это… что?» ― и нередко впадает в ступор. Что имеется в виду под «голосом» в контексте художественной прозы? Как он соотносится со стилем? Уникальный ― это какой? И единственный ли это критерий хорошего стиля? Давайте разберемся в тонкостях писательской работы вместе с литературным редактором и автором книги «Причеши меня. Твой текст. Редактура художественной прозы: от стиля до сюжета» Екатериной Звонцовой.

Что такое авторский голос?

Голос позволяет читателю узнать вас из множества авторов (и полюбить). Предельно обобщая, можно сказать, что авторская подача включает в себя:
  • 1
    Слог. Часто ли вы используете метафоры, любите ли быстрокрылые парцелляции, придумываете ли сложноподчиненных слонопотамов сложноподчиненные предложения. Авторский стиль складывается из использования литературных тропов и стилистических фигур. Подробней о них читайте в этой статье.
  • 2
    Структура. Это все, что связано с выстраиванием повествования. На что делается упор: пейзажные описания, диалоги, действия героев? Как вы делаете переходы между сценами? Сколько в тексте появляется нарраторов (рассказчиков), и как это работает на решение авторской задумки? Как течет время в повествовании: линейно, ретроспективно, перескакивая из будущего в прошлое и наоборот и т. д.
  • 3
    Авторская интонация. Вы можете относиться к происходящему иронично, а можете нагнетать атмосферу, веселить читателя или пугать его.

Примеры авторского голоса

Если читатель говорит о тексте «красивый», «тяжелый», «богатый», он, скорее всего, имеет в виду слог. Если звучат характеристики «перегруженный», «стройный», «неровный», значит обсуждается структура. А оценка по критериям «ироничный», «сухой», «задушевный» отсылает нас к авторской интонации.

Дело в том, что стиль писателя складывается из всех трех пунктов. Поэтому придется уделять внимание и стилю, и логике текста, и звучанию нарратора в произведении. Давайте на примерах посмотрим, как справляются или не справляются с этой задачей известные авторы.

Как найти свою уникальность

Никто не расскажет вашу историю так, как вы: с вашими тропами, ритмом, образами и настроением. Даже если вы попробуете звучать как кто-то другой (например, написать текст в жанре dark academia следом за Донной Тартт), рано или поздно ваш голос возьмет верх.

Вдохновляться другими писателями бывает даже полезно. Например, если вы:
1. пока не чувствуете свой текст, работаете в новом для себя жанре или с непривычной эмоциональной палитрой (ваш персонаж тихоня или, наоборот, эксцентрик);
2. не знаете себя и своих возможностей как автора.

Важно не повторять бездумно за понравившимся писателем элементы стиля и структуры, а анализировать. Почему вы выбрали именно эти приемы, чем они вас зацепили, как использованы в тексте? Потом постарайтесь адаптировать их к своим героям и сюжету. Скорее всего, вы придете к свежим решениям.

Аспекты авторского голоса

  • 1
    Аутентичность
    Это соответствие того, как вы рассказываете историю прежде всего с ее жанром. Сказке требуется одна образность и эмоциональность, детективу ― другая, любовной драме ― третья. Многое зависит от эпохи и культуры, к которым книга привязана. Хороший пример ― четкая разница в подаче азиатского и западного фэнтези, да и не только фэнтези.

    Текст должен соответствовать характеру персонажа, глазами которого читатель на все смотрит, в чьих мыслях находится и чей опыт проживает. Роман о жившем в XVIII веке 50-летнем враче не может звучать, как роман о современной американской школьнице. Два этих героя расскажут истории по-разному, разными средствами выразительности, с отличной друг от друга структурой повествования. В поле их внимания попадут разные детали, они будут испытывать свои собственные эмоции и так далее. Автора за их голосами не должно быть слышно. Если ваша книга ― от лица рассказчика, то важно следить за голосом нарратора. Он может быть не только человеком, который повествует о событиях. В классический текстах часто встречается всевидящий рассказчик, который читает мысли персонажей, знаете обо всех их поступках. Но даже в этом случае помните о четырех вещах, которые люди не любят: поучения, манипулятивность, навязчивость и фаворитизм.
  • 2
    Естественность
    Грамотная работа со стилем, четкое понимание, что утяжеляет восприятие и где предел этой тяжести, знание структур текста и умение не пренебрегать связками избавят вас от бед. «Это очень сложно!» — скажете вы. Есть один лайфхак: чтение вслух. И визуализация. Представляйте хотя бы иногда ваши главы как эпизоды фильма. Прокрутите их мысленно от начала до конца ― и вы найдете все провалы.
  • 3
    Модуляция
    Способность «играть» голосом внутри одного текста. Например, это необходимо, если историю рассказывают сразу несколько героев, которые находятся в разных эмоциональных состояниях. В этом случае должны отличаться: ритмика, литературные тропы, способ передачи мысли и аргументированность в речи.

    Попытайтесь попробовать разные жанры. Это совет со звездочкой для тех, кто уверен в себе или хочет испытать себя на прочность. Вам не будет цены, если сегодня вы пишете исторический роман о том самом пожилом враче, который по поручению императрицы охотится на вампиров, а завтра ― приключенческий Young Adult об американской школьнице, все мечты которой сводятся к карьере полицейского офицера.
Как же добиться успеха? Читать, читать и еще раз читать. Анализировать подходы разных авторов. Примерять на себя и искать свой. И слушать своих героев, конечно, они могут поведать много интересного!
Телеграм-канал: https://t.me/miseryinc
Группа «ВКонтакте» : https://vk.com/miseryinc
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/author/ekaterina-zvoncova/
Екатерина Звонцова,
литературный редактор, автор разножанровых романов и нон-фикшн книги
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: