Top.Mail.Ru

Лена Обухова — о возможностях Литрес и эффективной «упаковке» книг

…в мягком сиянии ночных огней она укатывается в сгущающиеся тени, совсем не боясь их — наоборот, принимая как старых друзей, ведь они — лишь обратная сторона света, более глубокая и насыщенная. Тени шепчут, рассказывают истории, а она смеется, и смех ее обретает цвет — насыщенно-пурпурный, сочащийся бархатом; из этого смеха и почти молитвенного напева теней рождаются истории, легкими перьями оседая на бумаге…

Начало пути

Я начала писать так давно, что даже не помню точно, сколько мне было лет. Соответственно, не помню, почему я начала это делать, почему именно так решила проводить свой детский досуг. Конечно, в то время речи не шло о том, чтобы куда-то что-то выкладывать, тогда и интернета еще толком не существовало. Я писала сначала просто ручкой в тетради, и читали это одноклассницы. Нас было несколько человек в классе, кто пробовал себя в писательстве. Вот мы по кругу друг друга и читали.

Когда впервые оказалась во всемирной паутине, я узнала о существовании фанфикшена. Выяснилось, что где-то там далеко есть люди, которым нравится то же, что и мне, и они хотят продолжения, исправления любимой истории. Вот тогда я впервые написала историю, которую отправила админу сайта по любимому сериалу, она ее опубликовала, и я получила первых читателей — совершенно незнакомых мне людей. Знаю, что к фанфикшену редко относятся серьезно, но считаю, что именно там и тогда начался мой путь в писательскую профессию.


Путь этот был долгим, и я не могу назвать его простым.


Поначалу у меня не было серьезных писательских амбиций. Где я и где литература! Но я довольно быстро почувствовала кайф от процесса: ты пишешь, тебя читают, с тобой обсуждают темы, которые ты затрагиваешь, где-то спорят, где-то просто восторгаются.
Мне довольно быстро удавалось найти аудиторию и в первом фандоме, и во втором, и почти десять лет мне этого хватало.

В этот период были свои взлеты и падения: и овации, и жестокая критика, и откровенный «хейт», когда тебе пишут гадости просто ради удовольствия их написать. Все это стало неплохой школой. Поэтому, когда я впервые решила, что пора писать оригинальные истории под настоящим именем и идти в коммерческое плавание, я уже ко многому была готова.

Единственное, что оказалось неожиданно сложно — это найти своих читателей, выделиться из толпы таких же начинающих писателей. На это потребовалось время.

Училась на практике

Фандомный период стал для меня не только школой построения отношений с читателями и критиками, но и школой литературного мастерства. Я никогда целенаправленно не училась писать. Я просто писала, сначала пытаясь подражать, потом вживаясь в чужие мир и наконец создавая свои. Я училась строить сюжет, писать диалоги, прокачивала знания русского языка, чтобы поменьше огребать за ошибки. Я читала обсуждения коллег по фандому, многие имели профильные образования: филологи, журналисты, лингвисты, редакторы. А еще я читала очень много текстов — хороших и плохих, и на практике училась отличать одно от другого.

Я обсуждала сама, где-то спорила, где-то анализировала. Почти десять лет я этим жила. Так и научилась — преимущественно на практике. Уже потом, начав писать всерьез, я прослушала курс сценарного мастерства, который помог мне структурировать подход к созданию сюжета. Я лучше поняла то, что раньше делала в основном по наитию. На этом «внешнее» образование закончилось, но «внутреннее» (делаю, анализирую результат, смотрю, как делают другие, анализирую, снова пробую и так по кругу) продолжается до сих пор и вряд ли когда-нибудь закончится.

Первые шаги в издательский мир

Впервые я отправила рукопись в издательство лет в двадцать. Это было на заре фандомного творчества, когда я еще пыталась писать оригинальные истории родом из школьных времен. Мне даже ответили, мол, спасибо, но нет. Я бросила писать оригинальные истории и полностью переключилась на фанфикшен.

Когда много лет спустя мы с соавтором начали свою мистическую серию «Нормальное аномальное», мы естественно тоже отправили первый роман в «бумажные» издательства. Составили список, написали синопсис, разослали. Ответ получили только от почтовых роботов: спасибо, письмо получили, ваша рукопись будет рассмотрена. Других ответов не было.

Мы повторили это со вторым романом, потом с третьим, результат оказался тот же. И мы в конце концов забросили эти попытки, сосредоточились на цифровом издании. Там как раз наметились первые положительные результаты.

До появления ЛитРес: Самиздат

Надо понимать, что в то время еще не существовало ЛитРес: Самиздат, да и большинства сайтов коммерческого самиздата тоже. Чтобы продавать книги на ЛитРес, нужно было или быть «издатым» автором, или обращаться к посредникам, так называемым цифровым издательствам, которым приходилось еще и заплатить за труды.

У посредника мы не видели фактических продаж, только раз в квартал получали отчет с общей суммой роялти. Но тогда «Издательство Стрельбицкого» предложило нам перейти от формата «вы пишете — платите — мы размещаем — вы получаете роялти за вычетом нашей комиссии» к формату «вы пишете не менее четырех книг в год — мы размещаем и продвигаем — вы получаете роялти за вычетом нашей комиссии». Нам еще и обложки стали делать бесплатно. Это был колоссальный прорыв! А потом еще и книги стали появляться на первых позициях продаж внутри жанра, стали мелькать плашки «хит продаж» и «бестселлер», и это очень вдохновляло. Роялти, конечно, оставались далеки от размера основного заработка, но они росли — и это было невероятно круто!

Параллельно мы изучали возможности самиздатовских сайтов, магазинов, публикации в процессе написания, участвовали в конкурсах — в общем, использовали все возможности.

Впервые я увидела, как продаются мои книги в реальном времени, когда завела псевдоним и начала публиковаться на одном из самиздатовских порталов. Тогда я залипала на странице статистики продаж каждый день. С тем порталом наши дороги довольно быстро разошлись, я предпочла полностью сосредоточиться на ЛитРес, но привычка постоянно мониторить продажи осталась. К тому моменту уже появился ЛитРес: Самиздат, то есть возможность работать без посредников и сразу видеть статистику.

Секрет успешной книги

Полностью в писательство я перешла в середине 2017 года. Не потому, что стала много зарабатывать на книгах, просто ситуация сложилась так, что оставаться на прежней работе я больше не могла. В то же время мне начало казаться, что я поняла, как сделать так, чтобы книги покупались, а доход рос. И я решила попробовать.

Конечно, не существует никакой универсальной формулы бестселлера, работающей для всех и всегда. Слишком много нюансов. Но у меня было то, что можно назвать бизнес-планом.

На тот момент он касался моего первого самиздатовского портала и сработал, но через год все те же самые принципы я применила на ЛитРес: Самиздат — и снова сработало. Так что схема в целом рабочая, но никакого тайного знания я сейчас не открою, все эти принципы известны, я их не придумала, просто взяла у умных людей.
Как сделать так, чтобы твою книгу читали и тебе за это еще и платили?
1
Прежде всего, напишите хорошую книгу.
Банально, но да. Увы, внятных критериев хорошей книги не существует, но хотя бы вы сами должны считать ее хорошей, то есть написать на пределе своих возможностей.
2
Научитесь относиться к своей книге, как к товару.
Пока вы пишете — это творчество. Когда вы пытаетесь продать книгу аудитории — вы приходите в издательский бизнес. Бизнес обычно про товар или услугу.
3
Упакуйте свой товар так, чтобы было не стыдно положить его на прилавок с другими.
Прежде всего речь идет об обложке — она должна быть качественной, соответствующей жанру, настраивающей читателя на сюжет. Но есть еще и менее очевидные «детали упаковки»: название и аннотация. Все вместе — обложка, название и аннотация — должны давать читателю представление о том, что он получит, если прочитает книгу. Интрига, конечно, должна присутствовать, но не перебарщивайте с загадочностью.

Тут для каждого жанра будут свои правила, поэтому ориентируйтесь на средних успешных представителей жанра. Не на топов! Потому что условный Стивен Кинг может позволить себе имя в треть обложки, табуретку на черном фоне в центре и маленькое название внизу. Потому что Стивен Кинг — это известное имя, которое продает само по себе. Пока у вас нет такого имени, акцентируйте внимание на иллюстрации и названии.
4
Положите свой товар на правильный прилавок.
Сюда входит и правильное определение жанра (ов), и выбор площадки. Пока я была на другой издательской площадке, устала слушать, как детективы и мистика сейчас никому не нужны и писать их бесперспективно. Это может быть справедливо для одних, но на ЛитРес ситуация всегда была другой, например. У других площадок — свои особенности. Не знаете нюансов — пробуйте все.
5
Создайте вокруг книги положительное мнение.
Люди так устроены, что смотрят на оценки и отзывы, делая выбор. Не все, но большинство. Поэтому, если есть те, кто уже читал вашу книгу (друзья, родственники, коллеги), найдите способ убедить их зайти, оценить и написать отзыв. Иначе первым до вашей книги может добраться тролль-колометатель, которому все равно, что ругать.
6
Привлеките к книге внимание.
Тут способы могут быть разные: реклама, участие в конкурсе, мнение блогеров, любой другой способ продвижения. Не надо сидеть и ждать, что хорошая книга продаст себя сама. У нее нет ножек, она не может ни ходить, ни прыгать в руки потенциальных читателей. Дайте ей шанс: приведите к ней людей. Если им понравится, они приведут друзей.
7
Сразу начинайте работу над новой книгой, потом возвращайтесь к п. 1.
Это основное. Дальше начинаются более сложные вещи вроде работы с целевой аудиторией (ЦА). Но я всегда удивляюсь, когда начинающим писателям сразу в лоб кидают: определите свою ЦА, а потом уже что-то делайте!!! Да я понятия не имела ничего о своей ЦА, когда мы начинали писать «Нормальное аномальное». Ну, было ощущение, что эти люди должны быть чем-то похожи на меня и, вероятно, любить мистику и детективы. И все. Я начинала писать не то, что, по моему мнению, люди должны были хотеть прочитать, а то, что я сама хотела прочитать.

Позже я начала немного разбираться в тонкостях целевых аудиторий определенных жанров, пыталась «работать в ЦА», как это называется. Но в итоге пришла к выводу, что мой первый подход был куда правильнее. Хорошо понимать законы жанра, в котором пишешь, неплохо уметь использовать тренды, отлично, если ты сам являешься целевой аудиторией популярного, востребованного жанра. Тогда ты можешь писать то, что тебе нравится, и при этом «писать в ЦА». Твой путь к сердцам читателей будет короче. Если твои интересы далеки от существующих трендов, путь будет чуть длиннее, но его все равно можно пройти.

Самое главное в книге — это…

Писать ли в популярных жанрах, если их каноны не вызывают у тебя восторга? Каждый отвечает для себя на этот вопрос сам.
Я со временем поняла, что шансов добиться успеха больше, если ты действительно любишь то, что делаешь.
У меня уже были работы, на которых я делала не совсем то, что хотела, мне это больше не интересно.

Для меня сейчас важнее всего получить кайф от работы и ее результата. Важно вложить в книгу нужный мне смысл. А смысл должен быть в любой книге, даже в исключительно развлекательной литературе. Популярный жанр и тренд все равно не гарантируют тебе коммерческий успех. Гораздо лучше получить от процесса написания кайф и не то вознаграждение, на какое рассчитывал, чем выдавить текст через силу и все равно не получить желаемого дохода.

Да и опыт показывает, что одни истории взлетают сразу, а другим нужно время, но они все равно берут свое рано или поздно. Потому что рано или поздно наступает момент, когда книгу читают не за обложку, название и аннотацию, а за имя автора на этой обложке.

Сначала продукт, потом его продвижение

И это важно: работать на имя. Существует мнение, что под каждый жанр обязательно нужен новый псевдоним, и если что-то не заладилось на одном имени, бросай его и заводи новое.

Доля истины в этом есть. Невозможно писать под одним именем детские сказки и эротические романы. Я и сама прочувствовала это на себе, когда мы с соавтором попробовали себя в романтическом фэнтези, еще толком не закрепившись в мистических детективах. Опыт был неудачным, поэтому я и завела псевдоним, когда решила поработать в ромфанте всерьез. Но в итоге поняла, что тянуть два имени для меня слишком тяжело, поэтому сейчас соединяю два направления творчества под одним именем.
Правда, от словосочетания «личный бренд» меня корежит почти так же сильно, как от требований к начинающим писателям сначала определиться со своей ЦА. Почему-то чаще сталкиваюсь с попытками строить «личный бренд» не с того конца.
Писателям активно впаривают ведение соцсетей как главный инструмент создания личного бренда. Все эти курсы, как оформить свой аккаунт в соцсетях, чеклисты «180 тем — контент-план на год», «о чем снимать сторис, когда не о чем снимать». Постить, постить, постить, не останавливаться. Какое-то бесконечное создание контента ради контента. ОДИНАКОВОГО контента. «Просто будьте собой, — как-то сказали на лекции, где мне довелось побывать, — только не делайте так и вот так, а делайте вот эдак». То есть будьте собой, но только до тех пор, пока вы вписываетесь в шаблон.

Во-первых, нельзя выделиться и создать себе имя, действуя по шаблонам. Во-вторых, не надо путать блогеров, написавших книгу и продавших ее своим подписчикам, и писателей, заводящих блог, чтобы общаться с читателями. Да, еще когда мы начинали в 2014, я знала: если тебя нет в интернете, считай, что тебя не существует, поэтому в разное время мы с соавтором делали группу в ВК, блоги в ЖЖ, блоги на литплощадках, собственный сайт, страницу в соцсетях.

Да, нужно постить новости, подогревать интерес к новинкам, сообщать о них, напоминать о других книгах, участвовать в каких-то активностях, будь то марафоны, конкурсы, какие-то мероприятия издательства или платформы. Но нужно понимать, что основной инструмент создания имени у писателя — это книги. Соцсети — второстепенный. Сначала продукт, потом его продвижение.

Продвигать или не продвигать?

Можно ли не заниматься соцсетями и продвижением себя любимой вообще, а только творчеством? Конечно, в идеале каждый должен заниматься своей работой. У крупного издательства или платформы больше возможностей для рекламы и продвижения, чем у отдельно взятого писателя.

Но все должно быть честно. Если хочешь получать 100% дохода с продаж, делай все сам. Хочешь, чтобы тебя продвигали, будь готов отдать часть дохода, возможно, большую часть. Из этого логически следует, что доход у тебя уже должен быть. То есть в самом начале в любом случае придется заниматься продвижением самому, чтобы тебя заметили и оценили. Никто не возьмет тебя за руку и не отведет в писательский рай просто так.

Я знаю, что новичков это часто возмущает. Мол, откуда я возьму деньги на хорошую обложку и рекламу, если я ничего не зарабатываю на книгах? А если они так и не будут приносить мне доход?

И тут остается только спросить: если вы сами не верите в свои книги, в их потенциал, почему другие люди должны в них поверить и в них вложиться? Не надо, конечно, продавать почку, чтобы заказать себе рисованную обложку от самого крутого художника и рекламу на Первом канале. Но и совсем без вложений вряд ли что-то получится.

Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?

Иногда людям кажется, что их книги взлетели сами, а они для этого ничего не делали. Просто опубликовали — и поперло. Обычно это не совсем так. Иногда просто получается так, что ты прикладываешь незначительные усилия — и дальше попадаешь в механизмы платформы, которые сам не замечаешь, а они работают.

Например, когда я пришла на ЛитРес: Самиздат уже как Лена Летняя с несколькими книгами, написанными в жанре романтического фэнтези, я просто выложила их, попросила о небольшой поддержке преданных читателей (оценки, отзывы, первые покупки) — и дальше все само как-то завертелось. Так может показаться. А на самом деле на сайте есть:
  • 1
    Аудитория, привыкшая покупать электронные книги в разных жанрах. Ничего никогда не закрутится само без покупателей.
  • 2
    Встроенные механизмы контекстной рекламы (кажется, это так называется).
  • 3
    Механизмы показа книг читателям по интересам (для этого стоит пользоваться тегами и жанрами).
  • 4
    Страницы с новинками, подборки, акции и т. п.
И, конечно, у меня уже были обложки, названия, аннотации и возможность публиковать новинки раз в месяц-полтора. Уже через полгода меня взяли на прямой договор, и в моей жизни появились рассылки по базе, пуш-уведомления и возможность участвовать в дополнительных акциях. Если не ошибаюсь, сейчас большая часть из этого доступна с самого начала, раньше такого разнообразия рекламных предложений не было.
(Прим.редакции: не ошибается! мы смогли организовать эти активности для всех начинающих авторов)

Конечно, никто не может гарантировать успех. У каждого из нас свои возможности. Это относится и к исходным данным, и к финансам, и к свободному времени. Но большая часть разочарований, по моему опыту, исходит из желания сразу выйти в дамки. С первой книгой — сразу в топ, и чтобы кто-то добрый ее туда вывел. Может быть, у кого-то так и бывает, но у меня точно не было. Пришлось много работать. Но когда ты любишь то, что делаешь, — сам процесс уже большое счастье. А когда твоя работа вознаграждается, это счастье в квадрате.
Все подводки к историям успеха написаны SMM-менеджером издательских сервисов ЛитРес и автором Денисом Лукьяновым.

Купить книги автора:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: