Каким бывает фэнтези

Разбираемся в разных видах фэнтези и даем советы, как написать такое произведение.
К фэнтези относятся книги, действие которых разворачивается в иных мирах, по уровню развития частенько застрявших в земном средневековье, или в нашем мире, в котором присутствуют фантастические элементы: магия, божественные или сверхъестественные силы.

Считается, что фантастика отличается от фэнтези тем, что действие фантастики всегда привязано к нашей реальности, а фэнтези орудует в вымышленных мирах. Это не так, поскольку события одного поджанра фэнтези разыгрываются в прошлом Земли, а другого — в настоящем.

Неверно и разделение на уровне если бластеры и космос — это фантастика, а если драконы и магия, то это фэнтези". Драконы прекрасно уживаются с бластерами, а магия — с технологиями.

Отличие кроется скорее на уровне мироустройства. Фэнтези не стремится объяснить окружающую реальность с научной точки зрения — для этого есть магия, боги и прочие сверхъестественные сущности. Однако это не означает, что вселенные фэнтези проработаны хуже фантастических. Напротив, Джордж Мартин и Брендон Сандерсон продумывают миры до мельчайших подробностей, а Джон Р. Р. Толкин и вовсе создал два эльфийских языка.

Классификация жанра

В литературоведении встречается сразу несколько классификаций жанра по разным признакам: по степени влияния фантастического элемента (высокое и низкое), по национальному (славянское, ориентальное, западноевропейское), по сюжетно-тематическому (эпическое, тёмное и романтическое) и аксеологическому (героическое и юмористическое) признакам. Чтобы не запутать вас, мы перечислим распространённые направления:
Героическое фэнтези (меч и магия) — идейный наследник греческих мифов, скандинавских саг и романов о Тарзане и Джоне Картере с Марса. Жанр героики зародился в бульварных журналах тридцатых годов. Героями его стали искатели приключений, воры, наёмники, авантюристы и варвары — суровые и брутальные мужики, редко одетые во что-то кроме набедренной повязки или кожаных трусов.
Они не шибко ладят с цивилизацией и скучному законопослушному времяпрепровождению предпочитающие всякие забавные авантюры вроде ограбления сокровищницы местного правителя, спасения приносимых в жертву девственниц, убийства демонов, колдунов и тёмных богов и периодического случайного спасения мира. Женщин данные личности любят исключительно исключительно в физической плоскости и крайне непродолжительное время, как правило, в перерыве между авантюрами, пока не закончатся деньги после очередного дела. Примеры: «Конан-варвар» Роберта Говарда, «Фафхрд и Серый мышелов» Фрица Лейбера и «Сага об Элрике» Майкла Муркока.

В эпическом фэнтези вас поджидают масштабные полотна, многотомные эпопеи, многоступенчатые квесты по спасению мира, противостояние света и тьмы и висящая на волоске судьба мироздания. Для жанра характерно присутствие большого количества героев, наличие вселенского зла по ту сторону фронта, чёткое разделение на чёрное и белое и глубокое погружение в местные реалии.

Авторы рисуют подробные карты, продумывают биографию персонажей на несколько поколений назад, тщательно документируют историю, мифы, сказания и предания населяющих их мир рас и народов и да, конструируют вымышленные языки. Примеры: Джон Р. Р. Толкин «Властелин колец», Роберт Джордан «Колесо времени», Брендон Сандерсон «Архив Буресвета», Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья», Роджер Желязны «Девять принцев Амбера», Терри Брукс «Хроники Шаннары», Терри Гудкайнд «Меч истины», Робин Хобб «Мир Элдерлингов», Тед Уильямс «Память, скорбь и шип», Анджей Сапковский «Ведьмак».
В чистой форме, действие тёмного фэнтези разворачивается в мрачном и жестоком мире, где зло победило, благородные паладины вырезаны под корень, а циничные и ни разу не смахивающие на героев персонажи преследуют эгоистичные цели, служат тёмным властелинам и регулярно вынуждены выбирать между большим и малым злом. Примеры: Стивен Дональдсон «Хроники Томаса Ковенанта», Глен Кук «Хроники Чёрного отряда».


В последние годы в фэнтези набирает моду поджанр, характеризующийся словом grimdark. Романы, попадающие в эту категорию, иногда ещё называют реалистичным фэнтези, поскольку авторы намеренно сводят к минимуму фантастический элемент. Но главное отличие кроется в моральной неоднозначности. Здесь нет чёткого деления на чёрное и белое, персонажи смертны, уязвимы и не совершенны, способны как на благородные поступки, так и на жестокие преступления, а собственная выгода заботит их куда больше судьбы мира. По масштабу grimdark способен варьироваться от приключенческой героики в стиле меча и магии до масштабных эпиков, способных заткнуть за пояс «Властелин колец». Примеры: Джордж Мартин «Игра престолов», Джо Аберкромби «Немного ненависти», Марк Лоуренс «Принц шипов», Эд Макдональд «Чёрные крылья».
Городское фэнтези разворачивается вроде бы в нашем мире и в наши дни, но при этом мир насквозь пронизан фантастическими, мифологическими и сверхъестественными элементами, а среди людей живут (тайно или открыто) эльфы, гномы, орки, маги, вампиры, оборотни, боги, ирландские друиды и прочие сомнительные личности. Примеры: Вадим Панов «Тайный город», Сергей Лукьяненко «Ночной дозор», Джим Батчер «Досье Дрездена», Кевин Хирн «Хроники железного друида».


Научное фэнтези описывает миры, в которых магия соседствует с технологиями. Примеры: Лайон Спрэг де Камп «Дипломированный чародей», Джек Вэнс «Песни умирающий Земли», Роджер Желязны «Князь света», Джин Вульф «Книга Нового солнца», Дэн Симмонс «Илион»
Историческое фэнтези действует в прошлом нашего мира, но в прошлом этом присутствуют мифические существа, сверхъестественные элементы, боги, магия и попаданцы из других эпох. Здесь в Троянской войне участвовали легендарные герои, инквизиторы жгли настоящих ведьм, а король Артур ждал докладов от рыцарей Круглого стола. Примеры: Анджей Сапковский «Сага о Рейневане», Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норелл», Диана Гэблдон «Чужестранка», Кэтрин Арден «Медведь и соловей», Мэри Стюарт «Трилогия о Мерлине».


Псевдоисторическое фэнтези ближе даже к историческому роману, чем к традиционному фэнтези. Магии нет и в помине, действие максимально приближено к реализму… вот только развивается в совершенно выдуманном мире. Примеры: любой роман Гая Гэвриела Кея, будь то «Поднебесная», «Звездная река» или «Блеск минувших дней».
Детективное фэнтези — детектив в фантастических декорациях. Примеры: Глен Кук «Приключения Гаррета», Джим Батчер «Досье Дрездена», Бен Ааронович «Реки Лондона».


Юмористическое фэнтези высмеивает и пародирует как все штампы и клише жанра фэнтези, так и вообще все вокруг. Примеры: любой ранний роман Терри Пратчетта («Цвет волшебства», «Безумная звезда», «Движущиеся картинки»), «Приключения Жихаря» Михаила Успенского, «Меч без имени» Андрея Белянина, «МИФы» Роберта Асприна.
Романтическое, любовное и эротическое фэнтези. В романтике упор делается на отношениях и чувствах персонажей и глубокой проработке их внутреннего мира. Любовные романы не замечают ничего кроме романтической линии главных героев. А в эротике… ну, вы сами поняли. Примеры: Берта Свон «Невеста по ошибке», Александра Черчень «Любовь зла! Полюбишь и…», Тальяна Орлова «Драконовы печати»


Странное фэнтези перемешивает элементы фантастики, фэнтези, хоррора и магического реализма и сплетает их в причудливый и сюрреалистический коктейль. Примеры: Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов», Нил Гейман «Американские боги», Джефф Нун «Вирт».

Советы как писать фэнтези

  • 1
    Создайте мир, который невозможен, но непротиворечив — в вашем мироздании должна прослеживаться чёткая и нерушимая внутренняя логика. Проработайте мир как можно лучше: когда он был создан и кем, какие события определяют его историю, какие народы населяют, на каких языках говорят, какой валютой пользуются. Мир может быть абсурдным, причудливым, жестоким, но он не может быть сляпанным на коленке и противоречивым.
  • 2
    Не рассказывайте читателю всё, что знаете о вашем мире. Вы можете (и должны) продумать его вплоть до мельчайших деталей, но в тексте должно остаться только то, что продвигает сюжет вперёд и необходимо для понимания истории.
  • 3
    Заставьте читателя беспокоиться за своих персонажей. Они не должны быть идеальными и безупречными. Наоборот, покажите их живыми существами, со своими достоинствами и недостатками, страхами, надеждами, мечтами, целями, сильными сторонами и уязвимыми местами. Кстати, к романам в других жанрах это тоже относится.
  • 4
    Если вы хотите использовать жанровые клише, освежите их или переверните с ног на голову. Защитите нас от очередного фермера, оказавшегося спасителем мира и сыном тёмного повелителя. Миру не нужны ещё один очкарик со шрамом на лбу, седой мужик с двумя мечами за спиной или отряд приключенцев из мага, клирика, вора, эльфа и гнома. Вовсе не обязательно придумывать с нуля все населяющие ваш мир расы, бестиарий и магическую систему, но пусть ваши эльфы и гномы будут оригинальными, а не вторыми Гимли и Леголасом.
  • 5
    Черпайте идеи и сюжеты из фольклора и мифологии. И помогите, фольклор и мифология не ограничиваются кельтской и скандинавской.
  • 6
    Избегайте трудновыговариваемых, нелепых и уже известных имён. Фафхрд и Дриззт до’Урден хороши в одном экземпляре, Конан, Фродо и Элрик уже заняты, а в «Старшей Эдде» ещё есть имена помимо Гэндальфа.
  • 7
    Читайте. Читайте то, что популярно в рамках жанра и за его границами. Читайте большую литературу, читайте нон-фикшен, читайте бестселлеры. Черпайте идеи, заимствуйте приёмы, анализируйте, почему это работает и как это может сработать для вас.

Другие статьи в нашем блоге:

Была ли данная статья полезна для Вас?