Top.Mail.Ru

Музыка в аудиокнигах

Что за услуги?
Споры на этот счёт не прекращаются и среди чтецов, и среди потребителей их продукции.

Одни говорят, что музыка помогает прочувствовать атмосферу произведения, позволяет обозначить сюжетные повороты — например, если действие переносится из одного времени или места в другое, она станет своеобразным «якорем».

Другие отвечают: читатель, если захочет, сам может включить музыку фоном. А в аудиокниге она способна помешать пониманию текста, и вообще — сбить с настроения повествования, ведь «подходящее сопровождение» — понятие субъективное. И это действительно так.
Но ведь диктор на то и диктор, чтобы не просто озвучивать буквы, он не функция, не «говорящая голова», а творец. Иначе можно было бы загружать текст в генератор речи. Чтец вкладывает в книгу себя, своё видение, эмоции. И если считает, что музыкальное оформление необходимо — имеет на это право.

Однако есть несколько общих рекомендаций:

  • 1
    Кит на дереве — согласитесь, странно? Ведь всему своё место. Так и музыка должна соответствовать тексту. То есть герой не должен умирать под жизнерадостную мелодию. А объяснения в любви происходить под хеви-метал (хотя, иногда могут быть исключения, вдруг герои по тексту ярые фанаты рока). Музыка должна подходить по логике или оттенять описываемые события;
  • 2
    Аудиокнигу включают, чтобы услышать литературное произведение, а не музыкальное. Поэтому звуковое оформление должно не мешать воспринимать голос чтеца, как минимум, не быть слишком громким;
  • 3
    Больше — не значит лучше, в случае с музыкальным сопровождением аудиокниги это правило точно работает. На форумах слушатели жалуются, что постоянно звучащая фоновая мелодия утомляет. А то и вовсе вызывает впечатление, что это не книга, а запись для медитации или аутотренинга. Поэтому важно не переборщить. К примеру, не надо добавлять музыку и в начало, и в конец главы — лучше выбрать что-то одно.
  • 4
    Пиратство уже не в моде — это во-первых. Чтецы, как авторы контента, это убеждение, наверняка, поддерживают всей душой. Во-вторых, нелегальное использование музыки в оформлении аудиокниг может привести к проблемам с законом — её владельцев защищает Гражданский кодекс и Закон об авторском праве.
  • При этом важно понимать, что не всё купленное автоматически становится легальным. То есть скаченную по подписке на каком-то сервисе песню вставлять в произведение так же нельзя — ведь там предполагалось прослушивание, а не использование в таком ключе.
Чтобы задействовать звуковые материалы на законных основаниях, можно договориться с автором лично, но это может быть сложно/долго/дорого.

В помощь дикторам существуют специальные сайты с подборками музыки для оформления. Даже в таком случае следует внимательно изучить условия. К примеру, может быть ограничен срок использования — годом, пятью и так далее. Чтобы не пришлось изымать произведение по окончании срока, этот момент нужно учесть. Или музыка может предоставляться по лицензии CC BY, которая предполагает, что чтец должен обязательно прислать не только готовую аудиокнигу, но и ссылку на трек и имя его автора — это нужно не забыть сделать.

  • В помощь чтецам составили список сайтов, где можно подобрать музыку для аудиокниги:
Название
Комментарий
Тип лицензии
Можно найти большое количество паблика, настроив в фильтре раздел «public domain», указан тип лицензии нам нужны:
«public domain»
СС-BY
CC-BY-SA
есть и остальные, но они нам не нужны
есть все виды лицензий
Нужен запрос
Библиотека, в которой можно общаться напрямую с авторами музыки со всего мира, для этого нужно войти через FB, выбрать понравившуюся музыку и договориться с автором о ее использовании, но это может быть долго и тяжко, зато есть очень качественная музыка: soundcloud.com/bi-s-n-3/sets/chilloutwithme
Говорить лично с автором
У каждого трека есть лицензия, она указана, в разделе Royalty-free music, при попытке скачать аудио, появляется всплывающее окно, где ещё раз указано, как использовать и при каких условиях. в таком случае, авторство должно быть указано и прислано нам
есть все виды лицензий
Англоязычный сайт, очень много отличной музыки, очень много оговорок.
Нужно следить за тем, чтобы в nbsp;лицензии было прописано, что музыку МОЖНО использовать в коммерческих целях. К каждому аудиоматериалу прилагается его собственное удобочитаемое резюме с информацией о лицензии и прочей информацией. Можно общаться с автором.
есть все виды лицензий
Музыкальные вставки (эффекты), все бесплатные
Требуют ссылку на сайт, но в остальном в правилах написано, что музыка свободна.
При использовании этого ресурса необходимо сообщить нам в письме и дать ссылку на облако.
CC-BY-SA
только подписка для особо интересующихся :)
Требуют ссылку на сайт, и автора музыки, но в остальном в правилах написано, что музыка свободна, при использовании этого ресурса необходимо указать на это в письме с ссылкой на облако
CC-BY-SA
Личная страничка автора, где он предоставляет свою музыку бесплатно при условии, что укажут его авторство и почту, а без указания авторства нужно платить 30 $
CC-BY-SA
Паблик — джаз, блюз, классика, поп — все, начиная с начала 20 века
public domain
Большинство эффектов платные, но есть раздел с бесплатными, их мало, но они тоже очень интересные, для того, чтобы перейти в раздел, нужно нажать „звуковые эффекты“, выбрать нужный, нажать галку public domain
есть все виды лицензий
Разные виды указания источника, можно прочитать подробнее на сайте.
Полная лицензия: sonniss.com/gdc-bundle-license.
Подробнее: videoinfographica.com/free-sound-fx-packs/»
public domain
На этом русскоязычном сайте собраны независимые интернет-лейблы, распространяющие свою музыку бесплатно по лицензии Creative Commons. Перед скачиванием композиции нужно проверить, разрешена ли композиция для использования в коммерческих целях. Еще создатели площадки рекомендует непосредственно связаться с нет-лейблом, музыку которого вы планируете использовать.
есть все виды лицензий
Бесплатная музыка для коммерческих проектов и музыка для видеоигр. Все треки имеют лицензию Сreative Сommons, но перед скачиванием проверьте тип лицензии СС и не забудьте сослаться на автора композиции
CC-BY-SA
Среди предлагаемых лицензий есть разные варианты Creative Commons. Например, BY-ND 4.0, которая дает использовать треки в любых проектах (даже коммерческих), но запрещает модификацию. Имеется и более свободный вариант — BY-SA 4.0. Нужно внимательно смотреть типа лицензии под интересующим треком, так как многие запрещены для коммерческого использования.
есть разные виды лицензий
Треки разрешено использовать в коммерческих целях, но обязательно указание авторства.
CC-BY
Все работы на сайте — результат труда музыканты Шейна Айверса (Shane Ivers). Все композиции можно скачивать бесплатно, но есть обязательное требование — подписать автора. На странице с треками имеются описания и подсказки, для каких целей они лучше всего подойдут. Например, композиция Corrupted предлагает сумбурное сочетание электронных звуков, шорохов и скрипов. Это создает у слушателя внутреннее напряжение, что пригодится в хоррор-история. Есть функция подписки на новые релизы.
CC-BY
Это частная коллекция композиций. Ее автор — австралийский композитор Скотт Бакли (Scott Buckley). Есть специальная форма, как надо указывать автора: [Музыка] или [Дополнительная музыка] или [Название дорожки] Скотта Бакли — www.scottbuckley.com.au
CC BY
Бесплатные аудиоэффекты, уточнений по поводу коммерческого использования нет, нужно уточнять по факту.
Звуковые эффекты, лицензия прилагается к каждому треку, администрация утверждает, что все подтверждено и бесплатно
CC BY
Множество бесплатных аудиоэффектов, необходимо ознакомиться с лицензией www.soundeffectsplus.com/content/license/ написано, что использование в любых целях, в том числе и коммерческих возможно, но в одном из пунктов оговорка про использование музыки в медиа-шаблонах
CC BY
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: