Лайфхаки от Натальи Беляевой

Подводим итог серии вебинаров от топового чтеца и делимся ее советами.
На вебинарах, прошедших в июне этого года, Наталья Беляева озвучила множество полезных советов о том, как звучать логично, красиво и уверенно. В этой статье мы собрали лишь несколько хитростей, правил и упражнений. Остальное вы можете посмотреть сами: записи вебинаров размещены в нашей группе «ВКонтакте»!

Самыми популярными, наболевшими были вопросы о постановке дыхания. Как сделать забор дыхания тише? Когда ставить паузу, чтобы вдохнуть? Как не задыхаться при озвучивании? Поможет в решении этих задач упражнение для речевого дыхания.

Речевое дыхание

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Человек дышит произвольно, сознательно регулируя процесс: короткий глубокий вдох и рациональное распределение воздуха при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
1
Садимся ровно, посередине стула, стопы полностью стоят на полу, а колени согнуты под углом 90 градусов. Спина прямая, плечи опущены, прямое положение головы. Одну руку кладём на грудную клетку, вторую — на живот, ниже пупка.
2
Речевое дыхание начинается с выдоха. Выполняем его на звук «ф», сбрасываем весь воздух из легких. В этот момент вы почувствуете напряжение в мышцах живота.
3
Вдох делаем через нос и открытый рот. Для этого просто расслабляем живот — воздух естественным образом наполняет тело. Руками мы чувствуем, как живот выпячивается, а грудная клетка неподвижна всё время.

Фонационное дыхание

Фонационное дыхание – это вдох носом при открытом рте (с) А. М. Бруссер

Если тренировать такое дыхание, применять в обычной жизни и при работе у микрофона, вы почувствуете положительные изменения!

Отсюда делаем вывод: дышим не грудью, а животом. Тихое, практически бесшумное дыхание – это аккуратное дыхание ртом путём расслабления живота.

А чтобы научиться рационально распределять выдох, Наталья нам советует выполнять упражнение «Тридцать три Егорки».
«Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок (и так до конца) … тридцать один Егорка, тридцать два Егорки, тридцать три Егорки».
Схема упражнения следующая:
1
Делаем глубокий вдох.
2
Далее — выдох и произносим «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки».
3
Ещё один вдох, после этого начинаем считать Егорок: раз Егорка, два Егоркаи т.д.
Обращайте внимание на два нюанса:
  • Останавливаемся до того момента, когда звук уже становится истощённым и неприятным. Если дыхания не хватает, то добираем воздух в лёгкие и продолжаем.
  • Не нужно произносить Егорок механически, экономя дыхание. Произносим в умеренном темпе, довольно эмоционально. Можно даже совмещать с движением руки, будто призываем Егорок к себе.
Регулярное выполнение этого упражнения поможет увеличить собственные ресурсы при работе с текстом.

Тема правильного дыханияв о время озвучивания текста очень обширна, и вопросов по ней было очень много.

Речевой такт

А вы знали, что дыхание может быть неуместным? Давайте разберёмся.

В момент, когда мы добираем воздух, всегда появляется пауза. И не всегда там, где она должна быть логически, по тексту. Она просто образуется там, где закончилось дыхание. Чтобы не нарушать логику текста такими паузами, полезным советом может стать разбивка текста на речевые такты: для этого нужно разметить палочками паузы в тексте и в них производить дыхание. Нелишним будет ещё и подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение.
Речевой такт — это смысловые группы, состоящие из одного или нескольких слов, на которые делится каждое отдельное предложение. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением.
При логическом разборе текста обычно используют следующую схему:

/ - соединительная интонационная пауза. Ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.
// - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.
/// - разделительная пауза остановки. Ставится между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.
‘ - люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Здесь же мы отметим очень важное правило, которое стало для многих неожиданностью и удивило своей простотой и логичностью:
Если в тексте встречаются такие слова, как «то, что», «потому что» и т. д., то они не разделяются паузой. Кроме того, вводные слова и словосочетания тоже не выделяются паузами.

Еще одна хитрость

Есть ещё одна хитрость, помогающая звучать логично и плавно: все точки внутри абзаца при произнесении становятся запятыми. Интонация точки – это интонация завершения мысли. А мысль внутри абзаца не прерывается. Что касается самих запятых, то они при работе с текстом зачёркиваются.
Интонационная конструкция знаков препинания не подходит для озвучивания художественного текста. В аудиокнигах интонация происходит из речевого действия.


«Ключ к интонации – речевое действие. Понимающий ситуацию понимает интонацию».


Это правило повторялось Натальей на вебинарах неоднократно. Для логичного и гармоничного озвучивания текста нам нужно задать вопрос «что делает?». Из ответа на него и рождается интонация.

Хорошей практикой поиска правильных интонаций, жанровых особенностей, а также тренировки дыхания может стать чтение вслух вслед за любимым диктором. Нравится, как читает Сергей Чонишвили, но не понимаете, в чём его секрет? Или вы без ума от прочтения Игоря Князева и хотите научиться звучать также сильно и органично? В этом случае рекомендуем открыть сайт «ЛитРес», найти своего любимчика или просто пятёрку лучших аудиокниг в каком-то конкретном жанре. Внимательно прослушайте, повторяйте за диктором текст. Обращайте внимание на интонации, паузы. Выпишите себе то, что понравилось, и попробуйте это применить на практике. Подобная тренировка позволит улучшить внимание, слух и выделить какие-то фишки, подходящие для конкретного жанра книг.

Темп и ритм

И заключительный совет по художественной составляющей аудиокниги. В начале произведения, когда вы только знакомите слушателя со стилистикой автора, атмосферой произведения, нужно следить за темпом: он должен быть чуть медленнее, чем средний темп всей остальной книги. Но не стоит читать слишком медленно. Задача диктора здесь состоит в том, чтобы слушатель успел представить незнакомый мир и новых персонажей.


Следует различать такие понятия, как темп и ритм.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Как избавиться от свиста и шипения?

Теперь перейдём к, может быть, более приземлённой, но не менее важной стороне записи аудиокниги. На всех вебинарах чтецы неустанно задавали вопрос про свист во время произнесения звуков «с» и «ш». Наталья дала несколько советов, как избежать такой ситуации во время записи.

Чтобы не было свиста в микрофон, шипящие звуки произносим с нужной силой и определённой артикуляционной позицией.
Звук «ш» — язык располагается во рту чашечкой, широкий, боковые части языка касаются верхних зубов. Следует уменьшать силу звука, произносить не так громко, как остальные.
Упражнение: берём в зубы шариковую ручку или карандаш по всей длине (то есть чтобы концы ручки торчали изо рта вправо-влево) и произносим чистоговорки на «ш»:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Ше-ше-ше — это утка в камыше.

Ша-ша-ша — выплывай из камыша.

Шах-шах-шах — нету утки в камышах.

Ши-ши-ши — что нам шепчут камыши?


Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо.

Шу-шу-шу — я для Маши попляшу.

Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши.

Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе.


Потом вынимаем ручку, произносим чистоговорки уже без неё, стараясь сохранить положения языка.

Звук «с» – язык располагается внизу. Если он будет в верхнем положении, то появляется характерный свист.

Упражнение: кладём зубочистку или спичку (ручка слишком объёмная) в рот, вдоль языка, фиксируем его правильное положение, не даём языку подниматься. И произносим чистоговорки на «с»:

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася.

Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все.

Си-си-си, си-си-си — в водоёме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася!

Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой, летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.

Далее снова повторяем всё уже без зубочистки, следя за положением языка.

В финале этой статьи дадим полезный совет тем, у кого быстро садятся связки во время чтения вслух.

Если в горле начинает першить, то мы не откашливаемся, а делаем мягкий, долгий выдох (как бы беззвучно произносится слог «ха»). Повторяем около минуты.
Такой «тёплый выдох» полезно совмещать с движением шеи.

Упражнение «Львёнок греется»: последовательно греем тёплым выдохом, плавно двигая головой, ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост».

Как выполнять это и многие другие упражнения, Наталья показывала в своих мастер-классах по работе с голосом.
Серия вебинаров получилась очень насыщенной и полезной. Здесь были описаны далеко не все хитрости и секреты, прозвучавшие на трёх мастер-классах от Натальи Беляевой. Кроме того, в режиме онлайн на них разбирались ошибки и недочёты в прочтении различных текстов чтецами-участниками. Призываем всех ознакомиться с ними. Кто знает, может быть, у кого-то есть схожие проблемы, и вы узнаете, как их решить, посмотрев эти вебинары.
Мы очень надеемся, что это поможет всем чтецам улучшить навыки озвучивания книг. И, конечно же, будем планировать ещё больше вебинаров и мастер-классов для вас!
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: