Top.Mail.Ru

Как придумать и нарисовать комикс, процесс создания комикса (идея, эскиз, сюжет)

Что за услуги?
Что общего у супергероя, говорящего кота и космической станции на краю галактики? Все они могут ожить на страницах комикса! Рисуя комикс, вы можете создавать любые миры и рассказывать даже самые невероятные истории. Как автор вы становитесь и рассказчиком, и художником, и даже режиссером. В этой статье по шагам разбираем, как создать собственный комикс и на что обратить внимание в процессе.

Что такое комикс

Комикс — это история, рассказанная с помощью визуальных образов и текста. Изначально они популярность обрели истории о супергероях, но сегодня можно найти виды комикса на любой вкус и возраст, любого жанра и сюжета. Разбираем, как создать собственный комикс с нуля.

Элементы комикса

В истории любви отношения — самое важное. Поэтому сюжет строится вокруг них, а все остальное становится своего рода фоном. Встреча героев — событие, эту историю определяющее. Оно должно случиться в самом начале истории. Причем случиться так, чтобы читатель сразу понял: это ж-ж-ж неспроста!

Панель

Отдельный кадр, одна рамка с изображением и текстом. Обычно ограничена фреймом (рамкой) и окружена пустым пространством — гаттером. Авторы выстраивают панели последовательно, в соответствии с сюжетом. Форма, размер и расположение панелей играют важную роль в передаче эмоций, ритма и динамики истории.
Ориентация панелей
Ориентация панелей может быть горизонтальной, вытянутой в ширину, и вертикальной, вытянутой сверху вниз.

Вертикальные — вытянутые по вертикали панели, часто применяются для передачи высоты, падения, узких пространств или создания напряжения, могут придавать сцене драматизм.

Горизонтальные — вытянутые по горизонтали панели, часто отражают широту пространства, пейзажи или длинные сцены.

Горизонтальные и вертикальные панели в комиксе «Y. Последний мужчина»
Виды панелей
Прямоугольные — классический вид панелей, который используется чаще всего.

Квадратные — равносторонние панели, подходят для создания монотонности, акцента на деталях или стабильного темпа повествования.

Квадратные и прямоугольная панели в комиксе «Боун»
Асимметричные — панели нестандартной формы: треугольные, ромбовидные и другие. Подходят для акцентирования внимания или визуального разнообразия. Могут усилить эмоциональный накал сцены.

Страница из комикса «Скотт Пилигрим»
Врезанные — маленькие панели, «вложенные» в большие. Показывают параллельное действие или привлекают внимание к важной детали.

Разворот из комикса «Супермен: Непобежденный № 2»
Зачем комбинировать разные виды панелей
На примерах выше вы могли заметить, что на странице комикса могут размещаться разные типы панелей. Вы тоже можете комбинировать их для разных целей: создания атмосферы, расстановки акцентов или чтобы добавить динамику в сюжет.

Например:
Несколько прямоугольных панелей показывают последовательные действия персонажа, а затем появляется полосной кадр со взрывом. Это событие перевернет не только судьбу героя, но и не даст заскучать читателю.
Представьте, что герой выходит из себя. В этом случае вы можете разбавить стандартные прямоугольные панели асимметричными кадрами с заостренными углами. Это привлечет внимание и проиллюстрирует внутреннее состояние персонажа.
Подсказка
Заканчивать страницу или главу можно «крюком» — интригующим кадром, который будет мотивировать читателя перевернуть страницу. Это может быть незавершенное действие или вопрос, на который хочется узнать ответ.
Ряд
Ряды панелей в комиксах — это горизонтальные линии, состоящие из нескольких панелей. Они помогают задать ритм повествования и организовать страницу. Грамотная композиция помогает привлечь внимание читателя к ключевым моментам в сюжете. Ряды панелей могут быть однородными, то есть состоять из панелей одного размера, и нестандартными — сочетать в себе панели разного размера, иметь разрывы между иллюстрациями из книги комиксов.
Полосной кадр и разворот
  • Полосной кадр занимает одну целую страницу комикса.
  • Разворот — это кадр, охватывающий сразу две страницы.
Их используют, чтобы показать:
Эпические события: битвах, природных катаклизмах, катастрофах или, наоборот, торжествах.
Пейзажи и виды. Особенно это актуально в фэнтези и фантастике.
Ключевые моменты истории. Например, момент победы в битве.
Общий план — персонажа целиком или место действия.
Эмоциональную напряжённость. Крупные панели помогают добавить истории драматизма.
Паузу в повествовании. Такие кадры могут использовать как момент для «вдоха» перед или после кульминационных событий.
Полосной кадр из комикса «Лига выдающихся джентльменов»
Разворот из комикса «Лига справедливости»
Канавка
Канавки (или «гаттеры», от англ. gutters) — это пустое пространство между панелями. Они играют важную роль в восприятии истории и помогают читателю «склеивать» отдельные сцены в цельный нарратив. Вы можете увеличивать или уменьшать размер канавок, чтобы привлекать внимание к каким-то кадрами. Иногда канавок может не быть совсем, например, когда вы врезаете один кадр в другой.
Подсказка
Попробуйте разную ширину канавок в черновике, чтобы понять, как комикс выглядит лучше.
Баббл или речевой пузырь
Бабблы — это графические элементы в комиксах, которые используются для передачи речи, мыслей или звуков. Они влияют на восприятие текста и сюжета.

Какие бывают бабблы:
Стандартные: овальные или круглые
Обычная речь героев
Состоящие из цепочки пузырей
Мысли героев
С прерывистыми границами
Шепот
С зазубренными или рваными границами
Крик, сильные эмоции
Нестандартные
Особые формы для уникальных персонажей или ситуаций
Звуковые эффекты
Передача различных звуков, часто вне пузыря
Как расположить бабблы в комиксе
  • Бабблы размещаются так, чтобы их легко читали слева направо или сверху вниз в зависимости от языка. Расположение должно быть интуитивно понятным.
  • Бабблы не должны перекрывать важные части рисунка.
  • Размер должен соответствовать количеству текста.
  • Хвостик баббла всегда направлен на персонажа, который говорит или думает.
Авторский текст
Авторский текст помогает раскрывать сюжет. С его помощью можно ввести читателя в контекст, обозначить место или время действия. Авторский текст в комиксах тесно взаимодействует с иллюстрациями. Важно, чтобы он гармонично вписывался в картину, но не загромождал ее и не терялся на общем фоне.

В комиксы добавляют авторский текст, чтобы:
Погрузить читателя в контекст
«Город Нью-Йорк, 2050 год»
Задать атмосферу
«Небо заволокли густые облака…»
Раскрыть детали сюжета
«Прошло 3 года»
Основные элементы на странице комикса:
панель с рамкой
канавка
панель без рамки
ряд

Как создать свой комикс с нуля: 5 шагов

Шаг 1. Сценарий

Начните с задумки
Прежде чем приступать к написанию сценария, продумайте несколько ключевых моментов.
  • Каким будет жанр: это повлияет на стиль и атмосферу.
  • Кто ваша целевая аудитория: комиксы для детей и взрослых будут отличаться.
  • О чем вы хотите рассказать: найдите идею или хотя бы выберите тематику для истории.
  • Какой формат комикса подойдет под ваш замысел. Будет ли он серьезным или ироничным? Черно-белым или цветным?
Создайте мир и основные правила
  • Если пишете историю о реальном мире, выбирайте время и место действия. Подумайте, какие культурные или географические особенности могут повлиять на сюжет.
  • Если ваш комикс разворачивается в вымышленной вселенной, определитесь с ее основными особенностями. Где происходят события? Какие в этом мире действуют законы?
Придумайте главного героя
Подумайте о том, кто будет вашим главным героем или героиней. Основной персонаж — это тот, с кем читатель будет переживать события комикса, поэтому важно создать героя, с которым можно легко ассоциироваться, или персонажа, чьи действия и мысли вызовут интерес.

Уже на этом этапе вы можете сделать первые наброски и выбирать лучший дизайн персонажа.
Пример создания персонажа
Определите главный конфликт
Все истории нуждаются в конфликте, который будет двигать сюжет вперед. Это может быть внутренний конфликт героя (например, борьба с собой или сомнения в своих силах), внешний конфликт (сражение с антагонистом или обстоятельствами) или оба этих элемента.
Создайте скелет сценария
Набросайте скелет сценария. Пусть он будет плохим и некрасивым — главное избавиться от страха чистого листа и начать работу.
Например, вы хотите написать историю для подростков в жанре фантастики о том, как старшеклассник спас мир, пусть его зовут Миша. Скелет сценария может выглядеть так:
  • Миша живет в Москве, ходит в школу и ничем не выделяется среди остальных школьников.
  • Землю атакуют инопланетяне.
  • 50% населения Земли погибают.
  • Миша оказывается в плену и ему нужно придумать, как спасти не только себя, но и весь мир.
Когда готов скелет, вы можете расширить его — нанизывайте больше деталей и сюжетных поворотов. Для начала подойдет все, что приходит в голову. После этого вычеркните ненужные ветки сюжета или сцены. Например, если Миша один раз обсудил с учителем домашнюю работу и это никак не влияет на сюжет — скорее всего, можно смело вычеркнуть эту сцену.

Вам нужно продумать каждый из этапов сюжета: вступление, развитие, кульминацию и развязку. Это поможет вам сделать историю логичной и не уйти от главной ветки повествования.
  • Вступление
    Знакомим читателя с героями, миром и началом конфликта.
  • Развитие
    Герой сталкивается с трудностями и начинает искать пути решения проблемы.
  • Кульминация
    Момент, когда конфликт достигает своего пика, и герою приходится делать важный выбор.
  • Развязка
    Последствия этого выбора, завершение сюжетной линии.
Пропишите готовый сценарий и разбейте его на страницы
Готовый сценарий с диалогами и всеми действиями разделите на отдельные страницы комикса. В идеале уже сейчас предусмотреть, как сюжет будет разбит на панели. Возможно, уже на этом этапе вы напишете для себя подсказки по визуалу.
Подсказка
Попросите друзей прочесть ваш сценарий и дать обратную связь. Взгляд со стороны поможет доработать историю и сделать ее еще интереснее.

Шаг 2. Черновая раскадровка

Черновую раскадровку можно делать простым карандашом на бумаге — как получится. На этом этапе неважно, чтобы рисунок был идеальным — важно передать общую композицию и структуру страницы. Следует учесть:
Формат панелей
Решите, как будет выглядеть каждая панель. Простые прямоугольники или более динамичные формы — это зависит от стиля и настроения сцены.
Расположение персонажей
Обозначьте, где будут находиться герои в каждом кадре. Для этого достаточно сделать схематичные наброски, чтобы видеть, как они взаимодействуют с окружением.
Основные объекты
Кроме персонажей, отметьте расположение ключевых объектов, которые нужно показать в кадре.
Композицию
Не забывайте об углах камеры и композиции. Как если бы вы снимали эту сцену на камеру — с какого ракурса она бы произвела наибольший эффект? Это повлияет на восприятие действия.
Текст
Диалоги, авторский текст, внутренние мысли героев — нужно предусмотреть место под все элементы.
Пример черновой раскадровки
Подсказка
Чередуйте планы и ракурсы, чтобы повествование было динамичным. Однотипные кадры будут утомлять читателя.

Шаг 3. Набросок

Следующий шаг — это переход от черновой раскадровки к более детализированной версии. На этом этапе нужно:
  • Разработать дизайн персонажей. Если вы еще этого не сделали, сейчас самое время окончательно утвердить внешний вид каждого персонажа, их одежду, позы и выражения лиц.
Подсказка
Используйте референсы, это облегчит процесс создания комикса. Например, чтобы нарисовать в комиксе собаку, вы можете найти фото животного в нужной позе в интернете или взглянуть на собственного питомца.
  • Продумать фоны. Добавьте в окружающий мир детали, чтобы фоны поддерживали атмосферу истории.
  • Доработать композицию. Убедитесь, что на каждой панели достаточно пространства для текста и рисунков.
Подсказка
Добавляйте хотя бы один кадр с общим фоном на разворот. Это поможет читателю ориентироваться в истории и следить за сюжетом.
Пример более детализированного наброска

Шаг 4. Контуринг

Контуринг — это этап в создании комиксов, когда художник обводит рисунок, добавляет четкие линии и завершенность каждому элементу. На этом шаге вы превратите наброски в готовые изображения.
  • Толстые линии используются для объектов переднего плана, тонкие — для деталей на фоне.
  • Острые линии подчеркивают напряженность и драму, плавные — легкость, романтику, комедийность.
  • Штриховка помогает передать текстуру различных материалов: дерева, металла и других.
  • Черная заливка помогает создавать сильные тени и контрасты.
Финальный вариант страницы комикса

Шаг 5. Покраска

Комикс может быть цветным или черно-белым. Если вы остановились на черно-белом варианте, скорее всего, на этом этапе останется доработать только тени и текстуры. Если выбираете цвет, чтобы нарисовать комикс, с его помощью вы можете повлиять на атмосферу.

Шаг 6. Доработка

Ура! Ваш комикс почти готов. Осталось внести последние штрихи:
  • Добавить детали в иллюстрации из книги комиксов. Например, текстуры на объектах, аксессуары в нарядах персонажей, звуковые эффекты.
  • Проверить логику повествования. Отложите историю хотя бы на день, а потом прочитайте, будто видите ее впервые. Все ли понятно? Нет ли сюжетных дыр? Соответствуют ли изображения тексту?
  • Подготовить к публикации. Проверьте разрешение файла, шрифты, корректность отображения цветов. Убедитесь, что в тексте нет ошибок.
Подсказка
Если есть возможность распечатать комикс и посмотреть на него свежим взглядом, сделайте это. Так вы сможете заметить шероховатости и исправить их до публикации.

Где рисовать комиксы

Для рисования комиксов существует множество платформ и программ, которые помогут вам создать как традиционные, так и цифровые работы. Расскажем про несколько популярных инструментов и ПО, где можно рисовать комиксы.

1. Традиционные методы

Для первых набросков вам нужны только простые карандаши и бумага. Это может быть обычная бумага формата A4 или специализированная для комиксов с разметкой для панелей, а также карандаши. Затем материалы могут быть разными — авторы выбирают их на свой вкус и под формат комикса.
Инструменты для контуринга
✦ Чернила и перо: используются для создания точных и выразительных линий.
✦ Кисти: подходят для создания разных линий и текстур.
✦ Маркеры и лайнеры: обеспечивают равномерную толщину линий.
Инструменты для покраски
✦ Маркеры (например, Copic): отлично подходят для ровных заливок и градиентов.
✦ Акварель: добавляет мягкость и текстуру, часто используется в артхаусных и авторских комиксах.
✦ Гуашь или акрил: для насыщенных и ярких цветов.

2. Цифровые платформы для рисования комиксов

Если вы хотите создавать цифровые комиксы, существует множество программ, которые могут помочь вам на каждом этапе — от раскадровки до финальной работы. Вы можете рисовать прямо в них или отсканировать рисунки на бумаге и обвести на компьютере.
  • Clip Studio Paint
    Одна из самых популярных программ для создания комиксов со всеми нужными инструментами для рисования, контуринга, создания панелей и добавления текста. Она также поддерживает работу с различными стилями.
  • Adobe Photoshop
    Мощная и универсальная программа для цифрового рисования и редактирования изображений. В Photoshop есть различные кисти и удобные инструменты для работы с текстом и панелями.
  • Krita
    Бесплатная программа для рисования и создания комиксов. Есть весь нужный функционал: панели для комиксов, кисти, эффекты и текстовые инструменты. Отлично подходит для начинающих и профессионалов.
  • Procreate
    Популярное приложение для рисования на iPad, которое также отлично подходит для создания комиксов. В нем есть все нужные инструменты, а также поддержка многослойной работу, что очень удобно для создания комиксов.

3. Онлайн-ресурсы для рисования комиксов

Если вы предпочитаете работать в браузере или на онлайн-платформах, есть несколько сервисов, которые помогут вам создать свой комикс:
  • Pixton
    Онлайн-платформа, которая облегчает процесс создания комикса с помощью готовых шаблонов и персонажей. Pixton подходит для тех, кто не хочет рисовать вручную, но хочет создать визуальные истории.
  • Storyboard That
    Хороший инструмент для создания раскадровок. В нем удобно работать с персонажами, фонами и текстами.
  • Canva
    Хоть Canva и не специализирована на комиксах, в ней легко собирать их с помощью шаблонов и простого интерфейса.

4. Графические планшеты

Если вы хотите рисовать вручную, но в цифровом формате, вам потребуется графический планшет. Он поможет создавать рисунки, используя карандаш и другие инструменты в цифровом виде.

5 идей для первого комикса

  • Незаметный герой
    История о человеке или существе, о суперспособностях или талантах которого не знают окружающие.
  • Попаданец
    Герой случайно оказывается в чуждом для него мире. Теперь ему нужно найти способ вернуться домой.
  • Невероятная находка
    Герой находит объект, который меняет его жизнь: магический предмет, странное устройство или особенное существо. Как изменится жизнь героя? Решать вам!
  • Тайна исчезнувшего предмета
    Например, группа исследователей или приключенцев находит следы древнего исчезнувшего города. Каждый из них преследует свою цель, и на протяжении путешествия они раскрывают не только тайны города, но и собственные секреты.
  • Образование необычной команды
    Группа случайных людей объединяется по независящим от них причинам. Только работая вместе, они могут решить задачу, которую не под силу ни одному из них по отдельности.

Подведем итог

  • Помните, что комиксы — визуальная история. Важен не только текст, но и изображения.
  • Комикс включает: кадры, которые составляют ряды и страницы, бабблы с диалогами и речью героев, авторский текст.
  • Начинайте работу над комиксом с идеи и сюжета.
  • Рисуйте постепенно: начинайте с набросков и черновой раскадровки и только потом переходите к детализированным иллюстрациям.
  • Вы можете создать комикс традиционном способом — на бумаге, или сразу рисовать историю в цифровом варианте.
Опубликовать готовый комикс можно в Литрес. Зарегистрируйтесь, загрузите файл в PDF-формате и получайте до 70% роялти с каждой продажи.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.