Top.Mail.Ru

Какой бывает фантастика

Что за услуги?

Что такое фантастика?

К фантастике относятся все произведения, в основе которых лежит фанатическое допущение — нечто, не способное существовать в реальном мире. Ну или же существование этого нечто не возможно, не доказано или не подтверждено наукой (например, драконы, инопланетяне или звездолёты с варп-двигателями). О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В зависимости от содержания, стиля и формата изложения, связи с другими жанрами существует множество классификаций фантастики, мы предпочитаем придерживаться следующей:

  • Твёрдая научная фантастика
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • Боевая фантастика (фантастический боевик)
  • Киберпанк
  • Стимпанк
  • Альтернативная история
  • Социальная фантастика (утопии и антиутопии)
  • Детективная фантастика
  • Любовная фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Хроноопера
  • Попаданцы

Твёрдая научная фантастика

Отталкивается от современного уровня развития технологий, а фантастическое допущение основано на экстраполяции этого уровня в будущее. Научные факты и законы не искажаются, а всем новым технологиям дано логичное, достоверное, правдоподобное объяснение. Авторы твёрдой научной фантастики скорее учёные-исследователи, которым не повезло родиться слишком рано — уровень современной науки пока не достиг их интересов.
В твёрдой НФ научная составляющая порой перетягивает на себя одеяло в ущерб правдоподобным характерам персонажей и увлекательности сюжета. От читателя зачастую требуется предварительное знакомство с описываемыми в книге концепциями.

Яркие представители жанра — «Ложная слепота» Питера Уоттса, «Задача трех тел» Лю Цысиня, «Идеальное несовершенство» Яцека Дукая, «Аччелерандо» Чарльза Стросса.

Космическая фантастика

Более лёгкий и развлекательный поджанр, действие которого разворачивается в космическом пространстве за пределами Земли. Причём это может быть как околоземная орбита, так и ближний космос, другие планеты Солнечной системы, другие звёздные системы или межзвёздное пространство.

Примеры: «Порог» Сергея Лукьяненко, «Звезд не хватит на всех» Макса Глебова.

Космоопера

Подвид космической фантастики, делает упор на героику, приключения и эпичность, а вот на научную составляющую авторам наплевать от слова «совсем». Персонажи поджанра вечно попадают в переплёт, спасают планеты, системы и целые галактики. Их не заботит, как работает та большая штуковина в двигательном отсеке, благодаря которой их звездолёт за полчаса пересекает всю вселенную. Работает — и ладно.
Примеры: «Звёздные короли» и «Звёздный волк» Эдмонда Гамильтона, «Стальная крыса» Гарри Гаррисона, «В свободном падении» Лоис Макмастер Буджолд, «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда, «Крушение Империи» Джона Скальци, «Империя тишины» Кристофера Руоккио.

Социальная фантастика

Здесь главную роль играют отношения между людьми, а фантастическое допущение используется для моделирования особых условий жизни в социуме. Что было бы, если бы Земле грозило перенаселение, за каждым твоим шагом следил Большой Брат, а из мира исчезли все женщины? Утопия, дистопия и антиутопия — разновидности социальной фантастики.

Примеры: «Град обреченный» братьев Стругацких, «Час быка» Ивана Ефремова, «Всем стоять на Занзибаре» Джона Браннена, «Спящие красавицы» Стивена и Оуэна Кингов, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

Фантастический боевик (также известен как боевая фантастика)

Делает упор на военных действиях в далёком будущем с использованием роботов, экзоскелетов и массивных звездолётов.

Представители жанра: «Бесконечная война» Джо Холдемана, «Обречённые на победу» Джона Скальци, «Завтра война» Александра Зорича, «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, «Бригадный генерал» Макса Глебова, «Техподдержка. Мертвая зона» Олега Дивова.

Альтернативная история

В основе жанра лежит допущение, что какое-то историческое событие закончилось иначе, отчего дальнейшая история потекла по иному руслу. Как правило, альтернативная история, как и социальная фантастика, используется для моделирования определённых социальных условий.

Примеры: «Человек в высоком замке» Филипа Дика, «Москау» Zотова.

В современной российской фантастике альтернативная история часто перемешивается с попаданцами, поскольку после того, как очередной попаданец попадает в прошлое и меняет весь ход истории, события как раз и начинают развиваться иначе.

А писатель Александр Громов в одиночку изобрёл жанр «альтернативной географии». В его дилогии «Исландская карта» и «Русский аркан» все развитие цивилизации пошло несколько по иному пути, поскольку на месте американского континента… оказался бескрайний океан, в котором и сгинул Христофор Колумб.

Апокалиптика и постапокалипсис

Апокалиптическая фантастика повествует о глобальных катаклизмах, масштабных угрозах и других проблемах, угрожающих всему земному шару: разрушительных землетрясениях, губительных войнах, извержениях супер-вулканов, вторжениях инопланетян и прочих напастях.

Яркие примеры: «Война миров» Герберта Уэллса, «Противостояние» Стивена Кинга, «Дорога» Кормака Маккарти, «День триффидов» Джона Уиндема.

В религиозной литературе Апокалипсис означает конец света, однако для многих фантастических произведений апокалиптическое событие — лишь начало сюжета о приключениях в мире, который пережил глобальный катаклизм и не планирует сдаваться и подыхать в ближайшее время. Представители жанра: «Древний. Катастрофа» Сергея Тармашева, «Закон Шухарта» Дмитрия Силлова.

Детективная фантастика

Фантастическое допущение может перемешиваться с любым жанром. К примеру, если в повествовании присутствует отчётливая детективная интрига, главный герой работает на закон или силы правопорядка и вынужден вести расследование преступления, то мы имеем дело с детективной фантастикой.

Примеры: «Видоизменённый углерод» Ричарда Моргана, «Союз еврейских полисменов» Майкла Шейбона, «КВАZИ» Сергея Лукьяненко.

Любовная фантастика

Аналогично детективной фантастике, в романтической (или любовной) во главу сюжета ставятся романтические отношения главных героев в фантастических декорациях, причём само фантастическое допущение играет роль второй скрипки и не перетягивает внимание на себя.

Примеры: «Синий, хвостатый, влюбленный» Натальи Косухиной, «Двериндариум. Забытое» Марины Суржевской, «Похищенная» Алены Углицкой.

Юмористическая фантастика

В юмористической фантастике повествование ведётся в юмористической, шутливой манере.

Примеры: «Чудеса в Гусляре» Кира Булычева, «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Космоолухи» Ольги Громыко.

Хронофантастика (или темпоральная фантастика) и попаданцы

Здесь в центре сюжета находятся путешествия во времени.

Примеры: Герберт Уэллс «Машина времени», Рэй Брэдбери «И грянул гром», Пол Андерсон «Патруль времени».

От хронофантастики отпочковался самостоятельный жанр — «Попаданцы». Поначалу авторы писали о героях, как правило, их современниках, волею случая попавших в другое время, преимущественно прошлое. Родоначальником жанра является создатель Тома Сойера и Гека Финна Марк Твен, написавший роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Затем другие авторы прикинули, что «попасть» можно не только в прошлое, и спустя пару десятилетий Джон Картер угодил аж на Марс.

В наше время попаданцы куда только не попадают — в прошлое, в будущее, на другие планеты, в другие миры и даже внутрь компьютерных игр.

Примеры: «Варяг» Александра Мазина, «Генерал-адмирал» Романа Злотникова, «Чужак» Игоря Дравина, «Рандеву с « Варягом» Александра Михайловского, «Ермак» Игоря Валериева, «Отрок» Евгения Красницкого и «Бессистемная отладка» Тимофея Царенко.

Киберпанк

Жанр зародился в восьмидесятых годах прошлого века. Киберпанк рисует мрачную картину будущего, в котором цифровые технологии, кибернетика и виртуальная реальность плотно вошли в человеческую жизнь, но качество этой жизни упало ниже плинтуса. Типичные атрибуты: повсеместное распространение высоких технологий, упадок морали и присутствие могущественных корпораций, плетущих заговоры друг против друга и против всех остальных.

Примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, «Схизматрица» Брюса Стерлинга, «Алмазный век» Нила Стивенсона, «Искусники» Пэт Кэдиган.

Стимпанк

Стимпанк — это жанр, в котором показано общество, чаще всего похожее на викторианское, в котором паровые машины и другие схожие ретротехнологии получили широчайшее распространение. При этом паровые технологии могут развиваться и прошлом, и в будущем, и в других мирах, и даже в межзвёздном пространстве.

Изначально стимпанк возник как пародия на киберпанк. Поэтому ранние произведения жанра попросту заимствовали все элементы киберпанка — низкое качество жизни, засилье высоких технологий, власть могущественных корпораций — и переносили в реалии паровых технологий. Позже к стимпанку добавилась нуарная атмосфера крутых детективов с неизменными атрибутами бульварной фантастики: пронырливыми детективами и роковыми красотками.
В позднем стимпанке неонуарная атмосфера сменилась романтикой викторианской Англии. А доставшаяся в наследство от киберпанка картина мрачного общества уступила дорогу более позитивному, утопическому подходу.

Представители: «Пересмешник» и «Созерцатель» Алексея Пехова, «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля, «Герметикон» Вадима Панова, «Всеблагое электричество» Павла Корнева и «Три сапога пара» Тимофея Царенко.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: