Что такое буктрейлер: показываем примеры



В эпоху YouTube и развития видеоформата в других соцсетях авторы ищут новые способы привлечения аудитории. Один из них — буктрейлеры.
Что такое буктрейлер?
Вы наверняка видели трейлеры к фильмам, а буктрейлер — то же самое, только к литературному произведению. Цель буктрейлера — рассказать о книге, заинтересовать читателя и убедить его купить или скачать ваше произведение. Буктрейлер может отражать атмосферу и жанр книги, рассказывать о ее сюжете или героях, содержать цитаты и комментарии автора. Продолжительность ролика — от 1 до 3 минут, но чем короче, тем лучше.
Немного истории
Первый буктрейлер появился в 1986 году. Это было видео к роману американского писателя Джона Фарриса «Wildwood». Ролик содержал фотографию обложки, кадры с участием актеров, изображавших героев книги, закадровый голос и зловещую музыку. По нынешним временам это видео выглядит немного наивно.
Для сравнения так выглядит современный буктрейлер. Это ролик к роману «Туман» Мери Ли. Специалисты Литрес подобрали фото, видео и музыку для ролика, смонтировали, добавили текст. Такой буктрейлер можно размещать не только в соцсетях, но и на странице книги на сайте Литрес.
Буктрейлеры особенно стали популярны после 2003 года, когда на книжной ярмарке в Луизиане посетителям показали ролик к роману Кристин Фихан «Темная симфония».

В России первый буктрейлер появился в 2010 году к роману «Псоглавцы» Алексея Иванова. Выпуск ролика обошелся в 10 000 долларов. Сейчас буктрейлеры становятся все популярнее. И этому есть объяснение: в соцсетях видеоконтент получает высокие охваты, люди привыкают получать информацию через образы, а не через текст. Поэтому, если вы хотите охватить больше потенциальных читателей, не стоит игнорировать видеоформаты.
Что нужно сделать перед подготовкой видео
Для начала определитесь, о чем будет ваш буктрейлер. Он будет посвящен сюжету в целом или отдельной проблеме, герою?

Когда определитесь, садитесь за содержание и раскадровку будущего видео. Можно прямо на бумаге ручкой прописать, с чего должно начинаться видео и чем оно должно заканчиваться. Процесс этот во многом похож на работу над планом книги, поскольку у буктрейлера, как и у литературного произведения, должна быть композиция и логика повествования.

Подумайте о том, как с помощью аудиоэффектов, цветовой гаммы, визуальных ассоциаций и цитат можно отразить содержание и атмосферу книги. Какие эмоции ваша книга должна вызывать у читателя? Пусть буктрейлер вызывает такие же эмоции! Желательно, чтобы видео было выдержано в едином стиле и цветовой палитре. Выбирайте самые яркие цитаты, которые сформируют у читателя представление о книге.

Пропишите текст, если он будет. Текст должен сочетаться с музыкой и видеорядом. Он может звучать за кадром, но сегодня все больше и больше людей смотрят видео без звука, поэтому лучше не игнорировать титры.
Чего не стоит делать при подготовке буктрейлера
  • Не пытайтесь впихнуть в буктрейлер абсолютно все. Обилие информации, тем и героев могут сбить потенциального читателя с толку и запутать его, а подробное изложение сюжета отобьет желание читать книгу. Не бойтесь выбрасывать сцены, которые выбиваются из контекста.
  • Не делайте буктрейлер слишком длинным. Мало кому захочется смотреть видео о книге дольше двух-трех минут, какой бы хорошей не была книга.
  • Не нужно вставлять в буктрейлер красивые и загадочные, но бессодержательные цитаты. Многие авторы грешат этим, выбирая описательные цитаты с обилием эпитетов, абстрактных слов и многоточий, которые не несут никакого смысла и оставляют читателя равнодушным. Цитата должна содержать идею или яркий образ, которые перекликаются с сюжетом книги. Касается это не только буктрейлеров, но и контента для групп в соцсетях.
  • Не перегружайте видео спецэффектами, разными шрифтами, анимацией. Они не должны отвлекать зрителя от содержания. Лучше проще.
  • Не используйте изображения и эффекты низкого качества и нечитаемые сложные шрифты.
  • Ни в коем случае не нарушайте авторское право, выбирая материал для буктрейлера!
Как не нарушить авторское право
Не используйте чужие фотографии, видео и музыку без согласия автора. Картинки и музыка из Google или Яндекса могут быть защищены авторским правом. Есть изображения со свободной лицензией, но не все из них можно использовать в коммерческих целях.

На кадры из фильмов и сериалов тоже распространяется авторское право, поэтому их нельзя использовать без согласия продюсеров. И да, фото и видео из соцсетей тоже защищены авторским правом. Поэтому тщательно проверяйте материал для ролика и собирайте в специальном документе все ссылки на источники. Без указания источников видео не пройдет модерацию на Литрес. YouTube заблокирует видео, нарушающее авторское право. Правообладатель вправе потребовать от нарушителя компенсацию. Подробнее об этом читайте в Федеральном законе.
Где брать бесплатные фотографии для буктрейлера
Вы можете включить в видео фотографии из личного архива. Личный архив — это именно контент, сделанный вами, а не фотографии из интернета, сохраненные на компьютере 10 лет назад. Еще можно найти в интернете бесплатные изображения с лицензией на использование или воспользоваться снимками с бесплатных стоков. Как это сделать, читайте в нашей статье.

Если вы хотите использовать в видео работы знакомого вам человека или любимого вами блогера, обязательно заручитесь письменным разрешением на использование кадров (скриншота переписки достаточно). Приложите их к буктрейлеру при отправке модераторам Литрес. А еще разместите информацию об авторах использованных материалов в описании к ролику прямо на YouTube.
Что-то сложно. Можно буктрейлер сделает кто-то за меня?
Такая услуга есть у Литрес. Задача автора значительно упрощается: требуется заполнить бриф для дизайнеров, а затем внести правки в черновой вариант буктрейлера, если будет такая необходимость. Наши специалисты готовят ролики от 40 до 90 секунд, а вам не придется беспокоиться из-за авторских прав и качества монтажа. Здесь вы можете почитать отзывы авторов Литрес об этой услуге. А вот пара примеров буктрейлеров, которые мы подготовили для писателей:
Программы для создания буктрейлеров
  • Windows MovieMaker Подходит для новичков, имеет интерфейс на русском. Можно делать слайд-шоу, накладывать музыку, титры, склеивать кадры.
  • Windows Live (Movie Maker) Более продвинутая версия Windows MovieMaker.
  • Adobe Premiere Pro CC Пожалуй, самая известная программа профессионального монтажа. Здесь можно пройти бесплатные уроки по работе в программе.
  • Movavi Бесплатный видеоредактор для Windows. Подходит для начинающих, интерфейс на русском.
  • Supa Простой бесплатный видеоконструктор для соцсетей с готовыми шаблонами, фото и видео.
  • InShot Приложение для телефона, которое поддерживает разные форматы.
Как прикрепить буктрейлер к карточке книги на Литрес
Чтобы опубликовать буктрейлер на Литрес, выложите сначала видео на YouTube. В описании к видео укажите название книги, автора и ссылку на книгу на Литрес, а также все источники и авторов использованных материалов в буктрейлере — фото, видео и музыки. Ссылку на ролик отправьте в техподдержку по адресу support@selfpub.ru. В письме укажите, к какой книге хотите присоединить ролик. Сотрудники Литрес проверят материалы и прикрепят видео к карточке книги.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: