Top.Mail.Ru

Пишем детскую книгу: советы и примеры

Что за услуги?
Более 30 миллионов детей живут в России, следует из данных переписи 2020 года. На полках книжных магазинов стоят Чуковский, Барто и другие классики, а вот современных авторов мало. Нам не хватает идей? Или авторам мешают экономические причины?

Издавать бумажную книгу с картинками и интерактивом сложно и дорого. Начать можно с электронных публикаций: в сети есть конкурсы, главный приз которых — издание книги. Благодаря умным колонкам и другим гаджетам, в детской литературе все популярней становится аудиоформат. То есть возможности найти свою аудиторию у современных писателей есть. А мы поможем вам написать увлекательный текст. Раскрываем секреты хорошей детской и подростковой книги. Написанное по нашим советом произведение можно предложить на конкурс детской и подростковой книги от ЛитРес.

  1. Как писать для маленьких читателей?
  5−11 лет

Помните, кто ваша целевая аудитория
Пишите о том, что интересно детям. Чтобы узнать это, можно спросить, какие истории им нравятся. Общайтесь с детьми, изучайте, что им по душе, как и о чем они говорят между собой, что уже понимают, а что — пока нет. Например, первые книжки о Гарри Поттере подойдут даже тем, кто еще не пошел в школу, а финальные произведения серии лучше оставить подросткам.
Не пишите длинно и сложно
Точный, понятный язык очень важен для хорошей детской книги. Сложносочиненные предложения скорее отпугнут, чем привьют любовь к чтению. Например, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова или «Огородники» Николая Носова написаны просто, но это вовсе не значит, что они не говорят о серьезных вещах.

Лексику, структуру предложений и их длину следует подбирать под вашу целевую аудиторию. А вот словообразование и веселые необычные конструкции только украсят текст. Сконструированные имена Алникпоп и Косталмед из «Республики ШКИД» или зеленчатые леопарды из «Денискиных рассказов» — именно их и запомнит ваш читатель. Кроме того, стоит включать в текст новые для детей слова — но делать это аккуратно, чтобы значение было понятно из контекста. Вы не только развлечете ребенка, но и пополните его словарный запас.
Пишите образно
Старайтесь делать текст образным и ярким, чтобы читатель легко мог представить себе то, что происходит на страницах. Вместо «Под деревом рос гриб» лучше написать «Под деревом росла розовая сыроежка». Дальше можно добавить, как пахла эта сыроежка и какой она была на ощупь — так читать будет увлекательней и проще. Масса ярких и вместе с тем простых и понятных описаний есть в книгах про Манюню Наринэ Абгарян.
Не пренебрегайте обыденным
Детской литературе не хватает книг о самом обычном: авторы часто углубляются в вымышленные вселенные, космос и технологии. А дети по-прежнему любят книжки про огород, ветеринаров, зверей и птиц, про бытовые и школьные истории. «Динка» Валентины Осеевой, «Чук и Гек» Аркадия Гайдара — примеры таких книг.
Беритесь за узкую тему, только если вы эксперт
Динозавры? Здорово. Метеориты? Отлично! Космические просторы? Тоже актуально! Но только в том случае, если вы сами глубоко изучили тему и опираетесь не на сведения с первых страниц Google, а на проверенные источники или собственный опыт. Примером может послужить серия «Школа динозавров» Пьера Жемма.
Продумайте сюжет и не только
Создавайте сюжет, учитывая возраст целевой аудитории и посыл, который вы хотите вложить в историю. Это может быть что-то простое, вроде «умей делиться» или «старайся помогать по дому». А могут быть и более глобальные темы: взросление, потеря, зависть, забота о природе. При этом лучше избегать морализаторства, чтобы дети не заскучали.

Так, в рассказе Виктора Драгунского «Он живой и светится» затрагивается тема одиночества, в рассказе «Сестра моя Ксения» — тема взаимоотношений с новорожденной сестрой, а в «Незнайке в Солнечном городе» Николая Носова поднимаются темы честности и бескорыстия.
Помните: детские книги — это книжки с картинками
Увлечь маленького ребенка без иллюстраций почти невозможно. Это важно учитывать сразу, когда вы еще планируете сюжет книги. Лучше заранее наметить, где и какие картинки можно добавить так, чтобы они не только иллюстрировали, но и дополняли текст, попадали в его настроение. Из классики приведем иллюстрации Леонида Владимирского к «Волшебнику Изумрудного города» и «Буратино». Из современных книг — «Все о кролике Питере» с авторскими иллюстрациями Беатрис Поттер.

2. Как писать для подростков?
12-16 лет

Вспомните, каким подростком были вы сами
Перед тем, как писать книгу для старших школьников, погрузитесь в собственные воспоминания того времени: выпишите ситуации, события, а самое главное — чувства и эмоции, которые вы испытывали. Что вас расстраивало и радовало? О чем вы тревожились, чем увлекались?

При этом учитывайте, что сегодняшние подростки — далеко не те, что были раньше. Воскресить свои эмоции и передать их героям — здорово. Но, если вы пишете о современных персонажах, аккуратней используйте детали прошлого. Каждому поколению подростков характерны собственные реалии. В качестве примеров — «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, «Дом, в котором…» Мариам Петросян.
Изучайте современных подростков
Видеоролики, посты, популярные подростковые блогеры и каналы — все это поможет узнать, чем живут сегодняшние подростки. В этих источниках вы найдете фразы, комментарии, шутки, мемы — весь тот смак, который делает тинейджера тинейджером и который вы сможете перенести в книгу. Кроме того, наблюдая за манерой общения подростков, можно лучше проработать своих героев. Речь у школьников или студентов чаще всего отрывистая, рубленая, с сокращениями и неологизмами. Примеры — «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, «Виноваты звезды» Джона Грина.
Подумайте о ключевой теме своей истории
Подросток не будет читать то, что покупают ему родители. Он сам выбирает книги и ищет в них ответы на вопросы, актуальные в его возрасте. Самоопределение, поиск своего пути, построение отношений с окружающим миром — вот темы, актуальные в подростковой литературе. Старайтесь писать так, чтобы читатель подумал: «Эта книга про меня». И помните, что самыми привлекательными героями становятся не строго положительные и не суперотрицательные персонажи, а разные. Противоречивые, обычные люди — такие, как мы. Их можно встретить, например в «Над пропастью во ржи» Сэлинджера или в «Янке» Тамары Михеевой.
Качественные актуальные истории, даже если они написаны для юных читателей, найдут отклик и в сердцах старших читателей. Искренность, ясный, образный язык, динамичный сюжет без морализаторства, всезнайства и назидания — вот слагаемые хорошей детской книги.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: