Top.Mail.Ru

В каких жанрах писать книги для детей и подростков

Что за услуги?
Первая детская книжка появилась в XVIII веке. В XIX литература для детей стала отдельным направлением, а в XX — обрела свои черты и жанры. Сейчас рынок детской литературы растет на 2−3% ежегодно.

Если вам нравится писать для детей и подростков, можно попробовать найти свою аудиторию в одном из жанров детской литературы. Рассказываем о них в этой статье.

Что такое детская и подростковая литература?

Детская литература начала формироваться только в XVIII веке. До этого времени произведения для детей сводились к устному творчеству: песням, стихам, сказкам, чаще всего наставительным и обучающим. Первая развлекательная книга с картинками и играми увидела свет только в 1744 году — это была «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» Джона Ньюбери.
XIX век
В девятнадцатом веке многие писатели, например, братья Гримм, Шарль Перро начали записывать и адаптировать для детей народные сказки. Так появились знакомые нам «Белоснежка» и «Золушка».

В этом веке были написаны «Щелкунчик» Эрнста Гофмана и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Приключения Пиноккио» Карла Коллоди и «Питер и Венди» Джеймса Барри. В детскую литературу вошел жанр фэнтези, а книги перестали только

учить, но стали работать с детским воображением. Среди произведений для детей и подростков появились приключения, романтика, исторические повести. Примеры такой литературы — «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. Правда, далеко не все, что сегодня считается подростковой литературой, изначально было таковой. Работая над книгой, автор вполне мог адресовывать ее своим сверстникам. Но сегодня аудитория многих произведений помолодела, и книги, изначально обращенные ко взрослым, стали школьной классикой.

Во второй половине века особенно плодотворно трудились российские писатели: в это время увидели свет детские рассказы Льва Толстого («Лев и собачка», «Деревья дышат»), Константина Ушинского («Четыре желания», «Зима»), Всеволода Гаршина («То, чего не было», «Attalea princeps»), Владимира Короленко («Лес шумит», «Огоньки»).
XX век
Детская литература двадцатого века это известные всем имена и произведения:
• Корней Чуковский, «Крокодил»,
• Борис Житков, «Морские истории»,
• Антуан Экзюпери, «Маленький принц»,
• Джон Толкин, «Хоббит»,
• Урсула Ле Гуин, «Волшебник Земноморья»,
• Клайв Льюис, «Хроники Нарнии»,
• Кир Булычев, «Убежище».

Таинственные сказки, фантастика, приключения, путешествия, детективы — литература стала смелей и разнообразней. На страницах книг появились шумные улицы, фантастические звери и неоднозначные персонажи.
XXI век
Современная литература для детей — это актуальные реалии. Сегодняшние книги смело говорят на сложные темы:

• болезнь («Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер),
• сиротство («Три твоих имени» Дина Сабитова),
• религия («Икона» Джорджия Бриггс),
• старость («Дом П» Юлия Кузнецова),
• война («Облачный полк» Эдуард Веркин),
• смерть («Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Фредрик Бакман).

Еще детская литература XXI века — это книги об истории:
• и давней («Сад имени Т. С.» Мария Ботева),
• и «вчерашней» («Сахарный ребенок» Ольга Громова).

Современные авторы показывают разные варианты поведения, но при этом не стремятся поучать.

Характерные черты детской литературы

Детская литература неоднородна. В ней можно найти поэмы и адаптации, баллады и легенды, притчи и истории: от сказки про курочку Рябу до приключений Дон Кихота. Тем не менее, большинству детских произведений характерны следующие черты:
  • главный герой , с которым читатель сможет себя ассоциировать, — ребенок или подросток;
  • простой, легкий язык;
  • много приключений, диалогов и действий, которые вовлекают читателя в сюжет;
  • описания обязательно яркие и запоминающиеся;
  • чаще всего детские и подростковые книги завершаются счастливым концом.
Детские произведения можно разделить на несколько категорий в зависимости от возраста читателей:

  • малыши (0−3 года): книжки-игрушки, книги на плотном картоне («Потягушечки» Гайды Лагздынь);
  • дошкольники (3−7 лет): книжки с картинками, книги для совместного чтения со взрослыми («Как Львенок и Черепаха пели песню» Сергея Козлова);
  • младшие школьники (8−11 лет): детские повести, обучающая литература, комиксы («Меховой интернат» Эдуарда Успенского);
  • средние школьники (11−14 лет): детские повести, манга, подростковая литература с иллюстрациями («Теория невероятностей» Виктории Ледерман);
  • старшие школьники (14−16 лет): подростковая литература, произведения young adult («Авионеры» Марины Ясинской).

Жанры детской литературы

Сказка
История, часто основанная на фольклоре. Этот жанр появился еще в двенадцатом веке и выполнял задачу современного сериала: заполнить досуг, развлечь, пока делаешь домашнюю работу или отдыхаешь. Позже сказки менялись, в них появились волшебство и иносказание, простор для фантазии и диалога взрослого с ребенком. Сказка — это маленькая модель мира, понятная юному читателю. Она учит отличать хорошее от плохого, знакомит с вариантами поведения, помогает преодолеть страхи.

Старые сказки актуальны и сегодня. В том числе это происходит благодаря ретеллингам — переосмыслению старых сюжетов, новой трактовке с современными деталями и мотивацией, понятной читателю.

Стихотворение
В детской литературе одна из его функций — инструкция, запоминалка. Кроме того, стих — это простой и динамичный способ познания мира: ребенок изучает окружающее с помощью стихов об игрушках и путешествиях, зверях и рыбах, числах, еде, житейских ситуациях. Образность, действенность, музыкальность, близость к игре, доступный язык — вот необходимые черты детского стихотворения с точки зрения Чуковского.

Дети до семи лет хорошо запоминают последовательности, но еще плохо понимают причинно-следственные связи. Именно поэтому порой детские стихи бывают образны и одновременно сюрреалистичны. Маленьким читателям нравятся плуты и обманщики, они любят, когда взрослые ведут себя нелепо: опрокидывают кашу, путают шляпу со сковородой. Чужие ошибки подкрепляют их собственное «я». Именно поэтому в детских стихах много рассеянных взрослых и обаятельных нелепых пройдох.

Рассказ
Обычно сюжет рассказа прост, но достаточно увлекателен, чтобы заинтересовать читателя. Автор может позволить себе ввести в повествование небольшое количество героев: чаще всего это ребенок, его друзья или родители. Главное, чтобы у них были яркие, запоминающиеся черты характера. В рассказах, по сравнению с теми же сказками, куда больше внимания уделено поступкам, мыслям и переживаниям персонажей.

Рассказы учат различать реальность и вымысел, знакомят с миром, сюжетами и идеями, а главное — приобщают к самостоятельному чтению книг.

Повесть
Повести характерно многообразие событий, большее, чем в рассказе, количество действующих лиц. Детская повесть, особенно в жанре реализма, более адресна: читатели узнают в истории себя и своих сверстников, наблюдают за перипетиями жизни героев. В детских повестях чаще, чем во взрослых, рассказчиком становится сам герой. Автор отходит в тень, чтобы позволить читателю и главному герою установить доверительные отношения.

Роман
Это развернутая история о жизни и о развитии личности героя. Часто роман несет в себе дух эпохи, в которую был написан, и идеи своего времени, а может, наоборот, переосмысление этих идей. Это позволяет ребенку познакомиться с историей не через учебник, а через восприятие героев, живших в тот или иной период. В романе быстро сменяющиеся события уступают место размышлениям и описаниям, возрастает психологизм героев — это учит более вдумчивому чтению.

Востребована ли детская и подростковая литература сегодня?

В детской литературе ежегодно появляются новые имена. Некоторые авторы заявляют о себе весьма громко. Например, дебютная повесть «Типа я» Ислама Ханипаева вошла в шорт-лист премии «НОС» и лонг-лист премии «Национальный бестселлер». А писательница Александра Яковлева выиграла грант Минкульта на издание своей книги «Голубиные дети». Такие примеры показывают, что хорошую детскую литературу готовы поддерживать на уровне крупных премий.
Еще в 2008 году детская литература вошла в число приоритетов российских издателей и книготорговцев. В 2015 году рынок детлита вырос на 11,5%, а с 2016 года растет на 2−3% наименований ежегодно. По словам директора Российской государственной детской библиотеки Марии Веденяпиной, именно дети — главный и самый активный читательский контингент.
В последние годы наложила свой отпечаток и эпидемиологическая ситуация:

нехватка развлечений на фоне пандемии подогрела интерес к художественной литературе. Это отмечают все издатели и издательские платформы. Например, по данным ЛитРес, самым популярным жанром детской литературы в 2020 году стали сказки. Их продажи за год выросли на 52%. Для вашего удобства мы каждый месяц публикуем рейтинги продаж книг, в том числе в сегменте детской литературы. Наиболее востребованные произведения для детей можно найти на этой странице во вкладках «Детские книги и книги для подростков».
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: