Продвигаем себя в соцсетях: пишем пост о своем творчестве

5 секретов успешного рекламного текста от Рэнди Ингермансона

Продвижение автора — дело рук самого автора. Можно долго спорить, справедливо ли это. Можно говорить, что писатель должен заниматься лишь творчеством. Но жизнь диктует свои условия. Чтобы стать узнаваемым для читателя, нужно прилагать усилия, считает автор ЛитРес Елена Чара Янова. Она подготовила статью для блога о том, как написать продающий пост для соцсетей. В основу материала легли советы Рэнди Ингермансона, автора писательской практики «метод снежинки».

Зачем мне самопродвижение?

Романисты просто терпеть не могут суету с продвижением в соцсетях! Нам бы сидеть и писать, покусывая кончик перышка, а не все вот это: таргет, реклама, книжные блогеры, снова реклама… Признаться, на книги-то времени практически не остается! Но суровые реалии современности диктуют автору не менее суровые условия: чтобы выделиться, надо заработать себе имя.

Как это сделать?
Можно участвовать в конкурсах. Даже попадание в шорт-лист поможет стать более узнаваемым для книжных блогеров, редакторов журналов и потенциально — издателей.

Другой способ — презентовать себя в соцсетях и писать рекламные тексты о себе. Что это такое? Броский заголовок, несколько абзацев о том, что вы предлагаете, кому и зачем. В конце — призыв к действию, то есть кнопка «купить», «читать», «подписаться» и т. п. Вроде бы нетрудно? За видимой простотой кроется ряд сложностей. Поделюсь с вами советами от Рэнди Ингермансона, который придумал «метод снежинки». Прочитать подробнее об этой писательской практике можно в нашем блоге.

Рэнди Ингермансон
Писатель, физик

Он известен не только тем, что разрабатывал творческие системы для писателей. Прежде всего Рэнди — физик. «Метод снежинки» он перенес из практики отображения логической схемы таблиц в многомерной базе данных на поле литературного творчества. Кроме гиперуспешной книги для писателей Рэнди дает еще и советы по продвижению авторов.

Шаг 1: поймите, для кого вы пишете

Кому вы своим романом делаете хорошо? Поработайте над целевой аудиторией, ее определением и сегментацией. Допустим, вы автор современного любовного романа (СЛР), соответственно, опираемся преимущественно на женскую аудиторию, а дальше смотрим, что в романе происходит. Если это производственная любовная драма — текст будет интересен аналогичной прослойке работающих в офисе читательниц лет так от 25. Если клокочущие страсти первой любви — то ближе либо студенткам от 18, либо дамам в возрасте — поностальгировать. Я, конечно, сильно утрирую, но механизмы примерно такие. Вам пригодится список следующих вопросов:
  • 1
    Какой читатель будет сопереживать событиям вашего романа?
  • 2
    Что нравится вашему читателю?
  • 3
    Чем живет этот человек? Попытайтесь представить его внешность, привычки, любимые занятия.
  • 4
    В чем главная идея вашей книги?
  • 5
    О чем вы призываете задуматься читателя или читательницу?
Пока нет понимания своей аудитории и ответа на эти вопросы — рекламный текст писать не надо, он не сработает. Например, я пишу в жанре юмористической научной фантастики, про приключения, дружбу, инопланетное зверье и космос, включаю в текст занимательные научные факты, много шучу и иронизирую. Что можно сказать о моей целевой аудитории? Это в основном девушки и женщины 20−45 лет с творческим складом ума и смешливым характером, а также пытливые подростки. Мужчинам мои книги тоже нравятся, но реже.

Шаг 2: зацепите своего читателя

На этом этапе пригодится группа преданных поклонников вашего творчества из тех, кто видел ваш роман до того, как вы его отдали редактору. Или ваши первые читатели. Пригласите их в отдельный чат и показывайте им посты для продвижения, броские заголовки. Те, кто действительно увлечен вашими произведениями, обязательно подскажут, в какую сторону двигаться.

Как можно привлечь пользователя в соцсетях? Для космической фантастики это может быть:
• броский заголовок с необычным научным фактом;
• снимок телескопа «Джеймс Уэбб» от НАСА;
• комикс на тематику вашего произведения;
• подходящий мем;
• фраза из вашего текста в стиле «оторви да выбрось», чтобы захотелось узнать, что же там дальше.

Например, у себя в группе «Предел Хейфлика» я здороваюсь с читателями так:
«Здесь обитаю я, Елена Янова, можно Чара и на „ты“. Я — начинающий писатель-фантаст, вместо музы у меня ехидная внутренняя гиена, и тексты получаются соответствующие».

Из этого абзаца понятно кто я, мой авторский стиль, мои писательские интересы. Всем ли понравится такое начало поста? Наверное, нет. Почему в этом нети ничего страшного, рассказываем в следующем пункте.

Шаг 3: привлекайте своих, отпугивайте чужих

Хорошую вещь легко утопить плохими отзывами. Один довольный покупатель приведет двух-трех друзей, один недовольный — переубедит десять человек покупать вашу книгу. Чтобы хейтеров было как можно меньше, сразу закладывайте в текст условия взаимодействия с аудиторией. Например, я всегда использую просторечия, инверсию, длинные предложения и контаминацию фразеологизмов, люблю это дело очень. Те, кому не нравится такой стиль, дальше первого абзаца рекламного текста не пойдут. Это этично и по отношению к ним, и по отношению к автору. Нервы будут целее с обеих сторон.

Сразу прикиньте, что такого вы можете сообщить в первых строках, чтобы маякнуть «своим»: «Привет, я своеобразный автор, но я тебе понравлюсь, давай дружить». Например, я делаю так:
«Что может быть лучше, чем старая добрая научная фантастика? Да ничего, подумала я и написала немножко неформат и по классическим, и по нынешним меркам. Для старой школы — маловато заклепок, для современности — нету переживательной любовной любови, нежных дев и трах-бабахов с врагами, мрущими пачками от рук всезнающих и всеумеющих маскулинных персонажей. А получилось вот что…»
Тут и мой фирменный эге-гей стиль, и обозначение жанра, и рассказ о том, что читателя ждет в книге. Кому стало интересно — зацепится и перейдет по ссылке, узнать, что же в итоге получилось. Кому не стало интересно, не понравится и сама книга, потому что она написана в том же духе.

Шаг 4: управляйте вниманием читателя

Надо сообщить читателю, почему именно ваш роман будет классным и интересным. Это самая рекламная часть вашего текста. Советуем писать ее с душой и любовью к читателям. В конце концов, реклама не обязательно обман или желание нажиться на других. Вы делитесь с людьми самым ценным, что у вас есть, — результатом своего творчества. Оно заслуживает того, чтобы вы рассказали об этом хорошо и интересно. Используйте три хитрости.
  • 1
    Расскажите своим языком интересный факт о себе и о романе — сторителлинг всегда работает.
  • 2
    Ключевые слова должны идти в начале, середине и конце абзаца. Когда читатель мельком проглядывает рекламный текст, он движется глазами или по траектории F или по траектории Z. Вот и расставьте самые красивые слова, самые классные фразы по тексту по опорным точкам.
  • 3
    Не прячьте подобно Кощею все сокровища романа. Поделитесь своими эмоциями, переживаниями или самыми классными диалогами и фразами вашего текста. Человек отлично понимает, когда ему хотят что-то «впарить», а когда показывают самое сокровенное. Если это сокровенное резонирует с личностью читателя — он ваш. Но обходитесь без спойлеров, конечно.

Шаг 5: призывайте к действию

Стесняться этого ни в коем случае не стоит, потому что такова цель текста — побудить к действию. Что вы хотите? Чтобы человек подписаться на ваш паблик, либо купил и прочитал вашу книгу. Ну так скажите ему об этом! Читатель не телепат, догадываться о ваших желаниях не должен.

Кнопка/ссылка в тексте должна быть строго одна! Не можете выбрать, что читателю делать: бросаться покупать книгу или зайти к вам на страничку? Напишите два рекламных текста! С учетом того, что призыв к действию у них будет разный, то и тексты должны получиться отличающиеся друг от друга.

О книге «Доказательство Канта» рассказываю так:
«Я щедро посыпала получившуюся историю ксенозоологией, приправила композицией „глава о том, что происходит сейчас/интерлюдия о том, как мы до этого „сейчас“ дошли“, чуть-чуть поигралась с производственно-бытовыми подробностями жизни колонии, проверила у знающих людей достоверность научных фактов, добавила пару кристалликов размышлизмов, свой неизменный стиль „внутренняя гиена победила здравый смысл и хихикает“ и украсила эпизодической четырехухой кошкой. Интересно? Го читать».

В идеале, разумеется, рекламным текстом должен заниматься профессионал. Специалист своего дела. Даже несколько специалистов: копирайтер пишет текст, таргетолог настраивает каналы продвижения, маркетолог строит стратегию продвижения и эти каналы выбирает. Но что поделаешь, частенько у молодых авторов в кармане да на аркане что-то неприлично мелкое вместо рекламного бюджета, и приходится поначалу справляться своими силами? И потом, кто лучше вас знает, что вы хотите привнести в мир своим произведением.
Личная страница во «ВКонтакте»: https://vk.com/chara_wolf
Авторская группа во «ВКонтакте»: https://vk.com/predelhayflicka
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/author/elena-chara-yanova/
Елена Чара Янова,
научный фантаст, автор ЛитРес
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: