Top.Mail.Ru
Что за услуги?
Ваш голос и программы для записи аудио

Озвучка аудиокниги. Часть 2

Вторая часть материала про озвучку от нашего партнёра Dj-store. В первой части можно найти подробный рассказ про аппаратуру, которая пригодится при озвучке книги.

Теперь время обратить внимание на того, чьим голосом будет звучать книга. Чтецу обязательно нужно подготовить себя и свой голосовой аппарат к озвучке. Вооружитесь арсеналом тех, чей голос — часть профессии. Оформить и «поставить» его можно упражнениями, которыми пользуются актеры или вокалисты. Не сомневайтесь в уделенном этому времени, даже состоявшиеся профессионалы могут потратить 2−3 недели на подготовку к одной книге. В конечном счете такой подход окупается с лихвой.
В упрощенном виде последовательность работы с голосом будет выглядеть так:

работа над дыханием → артикуляцией → тембром и диапазоном → интонациями.

Это технические, прикладные элементы, которые нельзя игнорировать. Самое гениальное художественное чтение печатного текста будет уничтожено дефектами речи, шумным дыханием и сдавленным звуком, поэтому не пропускайте этот этап работы над озвучкой.
Дыхание
Дыхание — основа поставленного звука. Без умения правильно дышать вы не сможете выдерживать длинные фразы, правильно формировать звук, а также избавиться от шумного добора дыхания, который прорывается в микрофон и портит любое хорошее начинание — такое явление можно услышать по ТВ среди плохо подготовленных корреспондентов. К тому же дыхание прямо влияет на выносливость — если вы не умеете дышать, то выдохнетесь через час записи.
Артикуляция
Если вы картавите, шепелявите, заикаетесь, во время речи «выпадает» язык — исправьте эти дефекты. Что может простить собеседник, никогда не простит микрофон, и на записи будет слышно каждую оплошность.

Помимо исправления грубых логопедических ошибок, артикуляционные упражнения нужны для того, чтобы сделать ваш устный текст как можно более ясным и различимым для слушателя, в том числе и при прослушивании аудиокниги на малой громкости.
Тембр и диапазон
Тембр — ваша будущая визитная карточка и одна из основных причин, по которой именно вас захотят услышать в качестве рассказчика. А чем шире ваш диапазон — тем больший спектр интонаций вы можете охватить. Кроме того, при должном умении владеть голосом вы сможете озвучивать большое количество персонажей. Рекомендуем попробовать простые упражнения, которыми пользуются вокалисты. Для записи книги учиться петь совсем не нужно. Но если вы будете делать некоторые певческие упражнения регулярно, то уже через месяц услышите, насколько красивее и богаче стал ваш голос.
Интонации
Начните с какой-нибудь из своих любимых аудиокниг. Прослушайте фрагмент и проведите небольшое исследование. Обратите внимание на то, как и зачем та или иная интонация используется в озвучании, а потом попробуйте скопировать самые примечательные отрывки и записать их на микрофон. Из такого копирования мастеров постепенно будет рождаться ваш собственный стиль владения голосом.

Русскоговорящим дикторам очень повезло с наследием — рекомендуем учиться мастерству интонаций у советских актеров, например на радиопостановках:
Запись
Принципы
Если вы не игнорировали предыдущий этап, то уже находитесь на шаг впереди менее ответственных и профессиональных чтецов. Как и везде, в искусстве записи главное — это практика. От себя укажем несколько важных моментов.

Чем лучше изначальный записанный материал — тем лучше. В идеале нужно, чтобы обрабатывать и реставрировать аудио нужно было по минимуму.

Знайте материал. Если книга художественная, разберитесь в сюжетных линиях, выпишите персонажей и сделайте по каждому краткое резюме с их основными чертами — вам предстоит отыгрывать роли, поэтому в портреты действующих лиц нужно будет вникнуть.

Сделайте дикторскую разметку текста. Придумайте и запомните условные обозначения для пауз, смены интонации, а также ударений на тех или иных словах. Так вы будете гораздо меньше ошибаться и точнее передавать письменный текст.

Кроме того, вы сможете вычленить ритм произведения и стабильно ему следовать.

Потренируйтесь обращаться с микрофоном. Выясните его диаграмму направленности и на каком расстоянии ваш голос звучит лучше.

Если текст не сугубо информативный, помните о характерности. Старайтесь подчеркивать голосом те или иные черты персонажей, динамику текста или его самые важные единицы. Старайтесь изменением тембра и интонации разграничивать голоса персонажей и авторского повествования.

При записи стоит взять на вооружение маленькую хитрость оркестровых музыкантов. Когда они читают партитуру с нотами, то их взгляд находится минимум на такт впереди того, что играется в данный момент. Попробуйте поработать также с текстом своей книги. Когда вы знаете, что будет происходить в тексте хотя бы на предложение вперед, звучать материал станет намного четче и увереннее.

Создайте пресет под запись в программе, где записываете голос. В пресете будет содержаться шаблон с маркировкой, эффекты, частотные настройки, вариант разметки по временной шкале.

Не забывайте, что голос — нежный инструмент даже у самых крепких профессионалов. Поэтому периодически отдыхайте. Во время перерыва лучше молчать и просто давать голосу отдохнуть.
Программы
Для записи, монтажа и обработки дорожки воспользуйтесь специализированным софтом. Вам нужны редакторы аудио, в которых есть все необходимое для обработки аудио: бесплатные Audacity и Wavosaur, либо более тяжеловесные платные Sound forge и Adobe Audition. Также для этих целей подойдут и DAW-программы, которые используются в среде музыкантов и продюсеров. Хороший пример легкого и быстрого софта в этой категории — Cockos Reaper.

Вам стоит скачать каждую программу и пару часов попробовать их в деле. Самое важное — удобство интерфейса. Если вам в программе все интуитивно понятно и требуется минимальное количество обращений к инструкциям — останавливайтесь на этой программе.
Wavosaur.
И инструкция к программе.
Sound Forge:
И инструкция к программе.
Audition.
И инструкция к программе.
Reaper.
И инструкция к программе.
Не рекомендуем озвучивать без подготовки и записывать «с листа». Вы придете к тому, что будете переделывать огромный объем работы и затянете без того немалые сроки. Цифры очень примерные, но на запись книги до 500 страниц закладывать нужно от 20 часов. Плюс еще 40 часов лучше выделить на редактуру. В нее войдет монтаж аудиофайла, наложение эффектов, удаление и перезапись неудачных дублей.

И не забывайте о формате: каждая глава книги или один рассказ сборника должны соответствовать одной записанной дорожке. Каталог файлов тоже организуйте так, чтобы было понятно, где какой файл лежит, с надлежащей нумерацией и в естественном порядке.


Теперь вам остается начать озвучку, привести аудиофайлы в соответствие с требованиями заказчика и выслать материал. Мастерство и результат зависят от практики, стараний и анализа своих записей. Ориентируйтесь на профессионалов, отмечайте особенности их работы с дикцией, ритмом и интонациями, и продолжайте работать над текстами.
Обработка и редактура
До выхода аудиокниги с вашей озвучкой остается совсем немного. На этом этапе вам нужно смонтировать удачные дубли в единую картинку, очистить сигнал от различных артефактов и шумов, выровнять удачные дубли по громкости.

При монтаже трека руководствуйтесь общей звуковой картинкой, которая должна получиться в итоге. Следите за тем, чтобы интонации от дубля к дублю при склейке не конфликтовали. Фоновые шумы можно убрать с помощью инструмента под названием гейт: его логика состоит в том, что он срезает сигнал громкостью ниже определенного порога. Имейте в виду, если в дубле слишком много посторонних артефактов, лучше переписать его, чем тратить время на попытки восстановить звук.

После того как вы собрали трек с голосом и вычистили шумы, займитесь частотной обработкой с помощью эквалайзера (она же эквализация). Различные варианты этого инструмента входят в стандартный набор любого аудиоредактора. При частотной коррекции голоса опираться нужно на конкретную ситуацию и дать универсальный совет на все случаи жизни не удастся. Для начала просто обратите внимание на полосы 60−100 Гц, 100 — 250 Гц, 800 — 1500 Гц, а также 2500 — 5000 Гц. Коррекция этих частот делается с помощью фильтров, которые являются частью эквалайзера.

Если при этом вы слышите, что в звуке излишне выделяются шипящие и свистящие звуки, воспользуйтесь де-эссером. Этот инструмент оттенит слишком явное звучание этих согласных, срезая частоты в полосе 4000−6500 Гц.

Затем следует заняться компрессией. Грубо говоря, она нужна для того, чтобы привести к балансу громкие и тихие звуки в аудиодорожке, нивелировать пики звуковой волны и добавить плотности. Иногда с помощью компрессора можно и компенсировать недостаточно проработанную дикцию.
После освоения азов обработки вы сможете пользоваться различными эффектами в качестве средства художественной выразительности. В каждом аудиоредакторе есть широкий выбор эффектов, которыми можно пользоваться, чтобы подчеркнуть те или иные эффекты нарратива, либо добавить объема и оттенков голосу чтеца.

После того, как вы обработали дорожки и довели их до нужного уровня, убедитесь, что треки упорядочены согласно требованиям проекта, соблюдая сквозную нумерацию.

WAV-файлы не забудьте сконвертировать в MP3, 128 kbps.

Желаем удачной озвучки!
Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также: