Top.Mail.Ru
Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

Композиция в литературе:
виды, элементы композиции в литературном произведении

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому, если вы из читателя решили переквалифицироваться в автора, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения в литературе — основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимают способ построения текста, систему объединения его элементов. В статье разбираем подробнее, что это, и какие бывают виды композиции.

Что такое композиция

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. С помощью композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».

При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых это понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей. Каждую из них можно использовать как в прямом, так и в обратном порядке:
1
Обращение
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
2
Именование темы
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
3
Повествование
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
4
Описание
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
5
Доказательство
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
6
Опровержение
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
7
Воззвание
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
8
Заключение
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. С тех пор структура стояла на трех китах:
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Виды композиции

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем с двух типов: внешнего и внутреннего.
Внешняя композиция в литературе — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозированно. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
Внутренняя композиция в литературе — это структура художественного произведения, которая определяет порядок и способ организации содержания текста. В отличие от внешней композиции (деление на главы, части, акты и т. д.), внутренняя композиция связана с логикой и смысловым развитием сюжета, образов и идей произведения. Основные элементы внутренней композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.
Виды композиции в литературе также классифицируются по форме подачи материала:

Линейная

Линейная композиция в литературе — это композиция, при которой события идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Александр Грибоедов

Обратная или инверсионная

Обратная композиция в литературе — это структура, в которой повествование начинается с финальных сцен сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионную композицию используют авторы детективов. История начинается со сцены преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводит читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Николай Чернышевский

Параллельная

Параллельная композиция в литературе это одновременное повествование о нескольких главных героях, нескольких сюжетных линиях. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
Лев Толстой

Полифоническая

Полифоническая композиция в литературе это структура, в которой звучат несколько голосов. Голоса героев могут даже спорить с голосом автора. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Умберто Эко

Кольцевая композиция

Кольцевая композиция в литературе это композиция, в которой начало и конец истории перекликаются: в них можно добавить одинаковые действия, элементы. Произведение может заканчиваться так же, как началось, формировать замкнутый круг. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Александр Пушкин
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

Зеркальная

Зеркальная композиция в литература это такая композиция, которая строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале произведения Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
Александр Пушкин

Умалчивание

Умалчивание в литературе — это прием, при котором автор сознательно пропускает или не раскрывает какие-либо события, детали или факты, которые могли бы прояснить сюжет или дать дополнительные знания о героях. Этот пропуск часто играет важную роль в структуре произведения, создавая интригу, напряжение или подчеркивая нечто важное между строк. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

Концентрическая

Концентрическая композиция в литературе это композиция, в которой автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Федор Достоевский

Ретроспективная

Ретроспективная композиция в литературе это система, в которой сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
Владимир Набоков

Рамочная

Рамочная композиция в литературе — это прием, при котором в произведении создается своего рода «рамка» для основного сюжета. В него же вписываются один или несколько рассказов. В качестве примера возьмем «Повести Белкина» Александра Пушкина. Сами повести выступают как рассказы некоего Белкина, а его биографический очерк служит «рамкой».
Александр Пушкин

Свободная

Свободная композиция в литературе — это такой тип построения произведения, при котором нарушается традиционная логическая или хронологическая последовательность событий. Элементы текста располагаются произвольно, часто подчиняются внутренней логике произведения или авторскому замыслу. Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях

Элементы композиции

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
  • Пролог

    Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
  • Завязка

    На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
  • Развитие сюжета

    Череда событий
  • Кульминация

    Пиковый момент произведения
  • Развязка

    То, чем завершается кульминация
  • Эпилог

    Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
  • Монологи и диалоги

    Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся напрямую к сюжету или героям произведения.
  • Авторские описания действующих лиц

    Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним
К образным элементам относят:
  • Персонажей

    Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора
  • Образы обстановки

    Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
  • Описание сцен из прошлого
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения
  • Сны

Композиционные приемы в литературе

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
  • Усиление

    Добавления однородных образов, которое создает более яркое впечатление. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
  • Ретроспекция

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
  • Мотив

    Повторяющиеся элементы, которые красной нитью проходят через произведение.
  • Разрыв

    Этот прием заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца, считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета.
  • Экспозиция

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
  • Монтаж

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Они взаимодействуют между собой и порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: один образ — любовная история; второй — азартная игра.
  • Противопоставление

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
Фабула
Фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
Сюжет
Подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
Интересно
Попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гёте, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается», — типичные примеры присказок.
  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Заключение
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Какой бы вид композиции ни выбрал автор, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.

Выбор композиционной формы во многом зависит от жанра произведения. Для детектива наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что сюжет сам задает произведению композиционную форму во время написания книги, буквально «в прямом эфире» выстраивается в наиболее удачную форму. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.