Top.Mail.Ru

Как написать роман быстро и эффективно.
«Метод снежинки»

Как написать роман по «методу снежинки» — и в чем вообще заключается этот способ?

Даже если писатель очень талантлив, его произведение не будет качественным без тщательно проработанной структуры.

Существует немало алгоритмов создания историй, но новички, как правило, пробуют стартовать с двух самых распространенных.
  • Первый
    Просто сесть и начать писать все, что приходит в голову. Развитие конфликта, логика повествования, сюжетные перипетии при этом формируются интуитивно — и, чаще всего, хаотично. Дело рискует зайти в тупик, а желание писать — улетучиться.
  • Второй
    Вторым способом обычно пользуются школьники при написании сочинений. В голове или на бумаге за полчаса выстраивается простой план повествования, а на его основе создается законченный текст. Такой метод выигрывает у интуитивного: здесь присутствует подготовительный этап. Автор уже примерно понимает, с чего начнет, каков будет конфликт и чем все закончится. Однако книга, скорее всего, выйдет по-школьному сухой и не слишком интересной.
Идеально было бы взять от каждого варианта самое лучшее и совместить полет фантазии и простой, четкий план. И тут на помощь приходит «метод снежинки», который помог написать бестселлер уже многим авторам Литрес Самиздат.

Что такое «метод снежинки»?

Если кратко, «метод снежинки» — это создание литературного произведения движением от простого к сложному. Он позволяет сохранить творческий порыв и не запутаться в сюжете собственной книги. Метод придумал Рэнди Ингермансон, разработчик сложных программных проектов. За фабулу он взял схематичное изображение снежинки. Сперва — правильный треугольник, который вдруг начинает разбегаться в разные стороны новыми аккуратными треугольниками-лучами; от каждого луча разбегаются такие же, но поменьше, и так далее. Получается четкая, красивая снежинка. Она же — идеальный математический фрактал известный как «кривая Коха».

Сначала предложение создавать книгу словно «бездушную» схему может показаться странным… и зря. Взявшись за роман, вы, автор, скорее всего обнаружите, что мысли не хотят увязываться друг с другом, описания не встраиваются в текст, сюжетные линии буксуют. Метод Рэнди Ингермансона позволяет наслаивать текст по мере появления новых идей. При этом сюжетный костяк останется целостным.

«Метод снежинки» при написании книги можно использовать:

  • Для любых романов, повестей и рассказов, где внимание читателя приковано к развитию действия.
  • При создании драматических произведений. В этом случае больше внимания нужно уделить диалогам, так как именно на них строится драма.
  • Для научно-популярных произведений.

Метод НЕ подойдет, если вы ходите создать:

  • Интеллектуальный роман, так как сюжет в нем стоит далеко не на первом месте.
  • Эссе, заметку, очерк.
  • Лирическое произведение, так как оно вообще не содержит фабулы.

Плюсы «метода снежинки»:

  • Уже на начальном этапе намечаются опорные точки сюжета (завязка, кульминация и развязка). А это значит, что у истории определено завершение. Даже если желание писать пропадет на время, цель не исчезнет, и книга наверняка будет закончена.
  • Вся рутина разбирается только на подготовительном этапе. После можно не беспокоиться о целостности произведения и с головой погрузиться в творческий процесс.
  • Способ дисциплинирует начинающего писателя, помогает двигаться в нужном направлении.
  • По подсчетам Ингермасона, закончить черновой вариант книги можно за 150 часов, вместо 500 (как минимум).

Минусы «метода снежинки»:

  • Он может застопорить импровизацию в ключевых моментах сюжета. Хотя и отлично помогает доводить до совершенства его детали.
  • Велик соблазн построить структуру на предсказуемых штампах.

Инструкция по использованию «метода снежинки»

«Хорошая художественная литература не является чем-то случайным — это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа» — отмечает Рэнди Ингермансон.
Действительно, порой нам кажется, что хороший художественный текст — заслуга исключительно таланта автора. Но без труда талант никогда не расцветет.

Перед началом работы над книгой «методом снежинки» запишите все идеи и ценные мысли на бумагу, а лучше — в электронный документ. Это могут быть описания облика и душевного состояния героев, пейзажи, интерьеры и другие детали. Все это пригодится при составлении структуры романа.

А саму структуру можно построить за 10 шагов:
1
Кратчайшая аннотация
2
Основа композиции
3
Герои
4
Синопсис романа
5
Синопсисы героев
6
Внутренняя логика
7
Детали
8
Сцены
9
Диалоги и проблемы
10
Приступаем к рукописи
Не все 10 шагов подготовительного этапа необходимы. Любой метод можно и нужно подстраивать под себя. Главное — понять принцип
Шаг 1

Кратчайшая аннотация

Создайте максимально краткую аннотацию для вашего романа. Идеально — суметь выразить суть книги одним предложением. Уметь это особенно важно, если вы планируете издавать свое произведение, ведь цель аннотации — зацепить издателя и читателя, пробудить их интерес.

Вот как может выглядеть краткая аннотация для известных произведений:
Замужняя аристократка на вокзале знакомится с мужчиной и оставляет ради него мужа и сына
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
Врач-нигилист приезжает к другу в деревню, портит отношения со всеми и влюбляется в гордую даму, которая меняет его взгляд на мир
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Небольшая хитрость
Вместо имен героев используйте их индивидуальные черты, социальный статус. Это сделает краткую аннотацию более интригующей. Если вы наметили несколько сюжетных линий, для описания возьмите одну, главную. В нашем примере с романом Толстого отсутствует линия Левина, параллельная истории Карениной.
Шаг 2

Основа композиции

Теперь — расширьте предложение-аннотацию до абзаца. В него войдут основные опорные точки произведения: завязка, кульминация и развязка. Рэнди Ингермансон предлагает свою идеальную формулу этого этапа:
  • История пишется по схеме «3 конфликта плюс конец».
  • Каждый конфликт развивается на протяжении четверти книги, а последняя четверть приходится на ее завершение.
  • Абзац состоит из 5 предложений.
  • Одно предложение на завязку, по одному — на каждый из конфликтов, и еще одно — на финал.
  • Стоит воспринимать эту формулу как совет, а не прямое руководство к действию. У вас может быть совершенно другая задумка, для которой подойдет иное распределение частей абзаца.
Шаг 3

Герои

Персонажи и их действия — витальная сила сюжета, их создание — самая важная часть подготовительного этапа работы над книгой. Создайте мини-биографию для каждого из своих героев по «анкете»:
  • Имя/прозвище и возраст.
  • История жизни (пара предложений).
  • Чего персонаж хочет добиться (мотивация и цель).
  • Конфликт и конкретные события, в которых он участвует.
  • Что мешает добиться желаемого.
  • Как эти события меняют героя.
Для примера снова воспользуемся романом Тургенева «Отцы и дети»:
  • Евгений Васильевич Базаров, возраст — под 30 лет.
  • Выходец из семьи фельдшера, сам — студент-медик. Родителей любит, но им не о чем разговаривать. Вообще мало людей, которые были бы Базарову ровней.
  • Живет по принципам нигилизма. Любовь объясняет с точки зрения физиологии. В искусство не верит, не понимает его.
  • Интересуется устройством материального мира и желает доказать его превосходство.
  • Конфликтует с дядей своего друга, консерватором и аристократом.
  • Неожиданно для себя влюбляется в светскую даму, но не взаимно.
  • Установки Базарова разбиваются, когда он обнаруживает в себе духовность.
  • К концу романа Базаров признает ошибочность своих убеждений.
    События, в которых герой принимает участие: приезд в поместье Кирсановых, поход в гости к Кукшиной, встреча с Одинцовой, общение с ней, приезд к родителям, отказ Одинцовой, заражение тифом и смерть.
Рэнди Ингермансон предупреждает: может случиться так, что на этом этапе работы у вас изменится задумка романа, придут новые мысли. Тогда аннотацию придется переписать. Но это хороший знак: ваши герои начинают оживать. Подобное может произойти на любой стадии написания романа.
Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной в начале романа и по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой начал симпатизировать собственному персонажу, и образ Анны изменился.
Шаг 4

Синопсис романа

Возвращаемся к абзацу-аннотации из второго пункта и превращаем каждое предложение в самостоятельный абзац. Все абзацы, кроме финального, должны заканчиваться конфликтом. В итоге получится так называемый синопсис (краткое изложение) книги объемом в страницу.
Шаг 5

Синопсисы героев

Этап проработки второстепенных героев, предыдущим методом. В каждом из синопсисов может быть изложена точка зрения одного из героев на сюжет и конфликт.
Шаг 6

Внутренняя логика

Возвращаемся к четвертому пункту и расширяем синопсис книги до 4 страниц. При таком объеме отчетливее начинают вырисовываться причинно-следственные связи и логика повествования. Используйте синопсисы о персонажах из пятого пункта.
Шаг 7

Детали

Снова обращаемся к пятому пункту. Теперь ваша задача — подробнее рассказать о второстепенных персонажах книги, добавив больше существенных деталей, например:
  • Обстоятельства рождения.
  • Внешние данные.
  • Яркие биографические моменты.
  • К чему он стремится.
  • К чему он пришел к концу произведения, как изменился (это самое главное!).
Основательно проработайте развитие каждого персонажа. Они станут объемными и яркими, с понятной, жизненной мотивацией.
Например, в образе Николая Петровича Кирсанова из романа Тургенева важная деталь — белые руки героя. Это показатель его аристократизма. Стоит отметить, что в деревне Николай Петрович одевается неуместно-нарядно, чопорен, любит все английское. В рассказ можно включить его роман с княгиней Р. и то, как он на него повлиял. Важно, что персонаж не развивается, остается консервативным и одиноким.
Шаг 8

Сцены

Вы почти готовы к работе над рукописью. Чтобы вам было удобнее, снова обратитесь к расширенному синопсису всего произведения из шестого пункта. Нужно составить таблицу с перечнем сцен. Автор «метода снежинки» настоятельно рекомендует использовать программу Excel и советует построить таблицу по схеме:
  • Каждой сцене в таблице соответствует своя строка.
  • В таблице — 2 колонки.
  • В первой колонке — имена героев, через призму которых автор смотрит на развитие сюжета.
  • Во второй колонке — перечисление событий, происходящих в той или иной сцене.
Возьмем сцену приезда Базарова к Кирсановым. Смотреть на нее будем глазами Николая Петровича.
Николай Петрович ждет сына Аркадия. Он приезжает не один, а с другом Евгением. У него небрежный вид. Аркадий сообщает, что его друг — нигилист.
При желании можно добавить в таблицу еще две колонки. В третьей — предположительное количество страниц, отведенных на данную сцену. В четвертой — нумерация глав.
Шаг 9

Диалоги и проблемы

Каждую сцену, которую вы внесли в таблицу, распишите на несколько абзацев. Здесь нужно уделить внимание диалогам героев, значимым деталям и проблемам, которые приходится решать по сюжету.

Обычно на одну сцену отводится одна глава, а каждую главу удобно начинать с новой страницы. Это позволит быстро и безболезненно менять их местами.

Теперь создатель метода советует распечатать получившийся текст и поместить в файловую папку: так легче. Плюс на бумаге проще подчеркивать, зачеркивать и добавлять дополнительные идеи.
Шаг 10

Приступаем к рукописи

Подготовительный этап пройден. Теперь можно смело начать писать черновик романа. Текст движется уже по проложенным вами рельсам.
Заключение
Конечно, не существует смеси-полуфабриката, волшебных заклинаний или безукоризненных математических формул «идеального романа». Но «метод снежинки» — то, что нужно, если вы начинающий автор, который хочет поближе познакомиться с собственными героями. И написать, наконец, эту книгу. Более того: дописать.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.