Top.Mail.Ru

Как написать роман быстро и эффективно.
«Метод снежинки»

Как написать роман по «методу снежинки» — и в чем вообще заключается этот способ?
Даже если писатель очень талантлив, его произведение не будет качественным без тщательно проработанной структуры.

Существует немало алгоритмов создания историй, но новички, как правило, пробуют стартовать с двух самых распространенных. Первый — просто сесть и начать писать все, что приходит в голову. Развитие конфликта, логика повествования, сюжетные перипетии при этом формируются интуитивно — и, чаще всего, хаотично. Дело рискует зайти в тупик, а желание писать — улетучиться.

Вторым способом обычно пользуются школьники при написании сочинений. В голове или на бумаге за полчаса выстраивается простой план повествования, а на его основе создается законченный текст. Такой метод выигрывает у интуитивного: здесь присутствует подготовительный этап. Автор уже примерно понимает, с чего начнет, каков будет конфликт и чем все закончится. Однако книга, скорее всего, выйдет по-школьному сухой и не слишком интересной.
Идеально было бы совместить оба варианта и взять от них самое лучшее: полет фантазии и простой, четкий план. И тут на помощь приходит «метод снежинки».
Что такое «метод снежинки»?
Если кратко, «метод снежинки» — это создание литературного произведения движением от простого к сложному. Он позволяет сохранить творческий порыв и не запутаться в сюжете собственной книги. Метод придумал Рэнди Ингермансон, разработчик сложных программных проектов. За фабулу он взял схематичное изображение снежинки. Сперва — правильный треугольник, который вдруг начинает разбегаться в разные стороны новыми аккуратными треугольниками-лучами; от каждого луча разбегаются такие же, но поменьше, и так далее. Получается четкая, красивая снежинка. Она же — идеальный математический фрактал известный как «кривая Коха».

Сперва предложение создавать книгу словно «бездушную» схему может показаться странным… и зря. Взявшись за роман, вы, автор, скорее всего обнаружите, что мысли не хотят увязываться друг с другом, описания не встраиваются в текст, сюжетные линии буксуют. Метод Рэнди Ингермансона позволяет наслаивать текст по мере появления новых идей. При этом сюжетный костяк останется целостным.

«Метод снежинки» можно использовать:
  • Для любых романов, повестей и рассказов, где внимание читателя приковано к развитию действия.
    • При создании драматических произведений. В этом случае больше внимания нужно уделить диалогам, так как на них строится драма.
      • Для научно-популярных произведений.
        Метод НЕ подойдет, если вы ходите создать:
        • Интеллектуальный роман, так как сюжет в нем стоит далеко не на первом месте.
          • Эссе, заметку, очерк.
            • Лирическое произведение, так как оно вообще не содержит фабулы.
            Плюсы «метода снежинки»:
            • Уже на начальном этапе намечаются опорные точки сюжета (завязка, кульминация и развязка). А это значит, что у истории определено завершение. Даже если желание писать пропадет на время, цель не исчезнет, и книга наверняка будет закончена.
            • Вся рутина разбирается только на подготовительном этапе. После можно не беспокоиться о целостности фундамента произведения и с головой погрузиться в творческий процесс.
            • Способ дисциплинирует начинающего писателя, помогает двигаться в нужном направлении.
            • По подсчетам Ингермасона, закончить черновой вариант книги можно за 150 часов, вместо 500 (как минимум).
            Минусы «метода снежинки»:
            • Он может застопорить импровизацию в ключевых моментах сюжета. Хотя и отлично помогает доводить до совершенства его детали.
            • Велик соблазн построить структуру на предсказуемых штампах.
            Инструкция по использованию «метода снежинки»
            «Хорошая художественная литература не является чем-то случайным — это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа» — отмечает Рэнди Ингермансон.
            Действительно, порой нам кажется, что хороший художественный текст — заслуга исключительно таланта автора. Но без труда талант никогда не расцветет.

            Перед началом работы над книгой «методом снежинки» запишите все идеи и ценные мысли на бумагу, а лучше — в электронный документ. Это могут быть описания облика и душевного состояния героев, пейзажи, интерьеры и другие детали. Все это пригодится при составлении структуры романа.

            А сама структура строится из 10 шагов:
            1. Кратчайшая аннотация
            2. Основа композиции
            3. Герои
            4. Синопсис романа
            5. Синопсисы героев
            6. Внутренняя логика
            7. Детали
            8. Сцены
            9. Диалоги и проблемы
            10. Приступаем к рукописи
            (Не все 10 шагов подготовительного этапа необходимы. Любой метод можно и нужно подстраивать под себя. Главное — понять принцип).
            1
            Шаг первый. Кратчайшая аннотация
            Создайте максимально краткую аннотацию для вашего романа. Идеально — суметь выразить суть книги одним предложением. Уметь это особенно важно, если вы планируете издавать свое произведение, ведь цель аннотации — зацепить издателя и читателя, пробудить их интерес.

            Вот как может выглядеть краткая аннотация для известных произведений:

            Замужняя аристократка на вокзале знакомится с мужчиной и оставляет ради него мужа и сына (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»).

            Врач-нигилист приезжает к другу в деревню, портит отношения со всеми и влюбляется в гордую даму, которая меняет его взгляд на мир (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

            Небольшая хитрость: вместо имен героев используйте их индивидуальные черты, социальный статус. Это сделает краткую аннотацию более интригующей. Если вы наметили несколько сюжетных линий, для описания возьмите одну, главную. В нашем примере с романом Толстого отсутствует линия Левина, параллельная истории Карениной.
            2
            Шаг второй. Основа композиции

            Теперь — расширьте предложение-аннотацию до абзаца. В него войдут основные опорные точки произведения: завязка, кульминация и развязка. Рэнди Ингермансон предлагает свою идеальную формулу этого этапа:

            • История пишется по схеме «три конфликта плюс конец».
            • Каждый конфликт развивается четверть книги, а последняя четверть приходится на завершение книги.
            • Абзац состоит из пяти предложений.
            • Одно предложение на завязку, по одному — на каждый из конфликтов, и еще одно — на финал.
            • Стоит воспринимать эту формулу как совет, а не прямое руководство к действию. У вас может быть совершенно другая задумка, для которой подойдет иное распределение частей абзаца.
            3
            Шаг третий. Герои

            Персонажи и их действия — витальная сила сюжета, их создание — самая важная часть подготовительного этапа работы над книгой. Создайте мини-биографию для каждого из своих героев по «анкете»:

            • Имя/прозвище и возраст.
            • История жизни (пара предложений).
            • Чего персонаж хочет добиться (мотивация и цель).
            • Конфликт, в котором он участвует.
            • Что мешает добиться желаемого.
            • В каких конкретно событиях он принимает участие.
            • Как эти события меняют героя.
            Для примера снова воспользуемся романом Тургенева «Отцы и дети»:

            • Евгений Васильевич Базаров, возраст — под тридцать.
            • Выходец из семьи фельдшера, сам — студент-медик. Родителей любит, но им не о чем разговаривать. Вообще мало людей, которые были бы Базарову ровней.
            • Живет по принципам нигилизма. Любовь объясняет с точки зрения физиологии. В искусство не верит, не понимает его. Интересуется устройством материального мира и желает доказать его превосходство.
            • Конфликтует с дядей своего друга, консерватором и аристократом. Неожиданно для себя влюбляется в светскую даму, но не взаимно.
            • Установки Базарова разбиваются, когда он обнаруживает в себе духовность.
            • К концу романа Базаров признает ошибочность своих убеждений.
            • События, в которых герой принимает участие: приезд в поместье Кирсановых, поход в гости к Кукшиной, встреча с Одинцовой, общение с ней, приезд к родителям, отказ Одинцовой, заражение тифом и смерть.

            Рэнди Ингермансон предупреждает: может случиться так, что на этом этапе работы у вас изменится задумка романа, придут новые мысли. Тогда аннотацию придется переписать. Но это хороший знак: ваши герои начинают оживать. Подобное может произойти на любой стадии написания романа.

            Мы можем видеть, как меняется отношение Толстого к Анне Карениной в начале романа и по мере развития сюжета. Автор представляет ее вульгарной, полной, несимпатичной. Но далее Каренина предстает дамой с отменным вкусом, природным изяществом и живостью во взгляде. Толстой начал симпатизировать собственному персонажу, и образ Анны изменился.
            4
            Шаг четвертый. Синопсис романа
            Возвращаемся к абзацу-аннотации из второго пункта и превращаем каждое предложение в самостоятельный абзац. Все абзацы, кроме финального, должны заканчиваться конфликтом. В итоге получится так называемый синопсис (краткое изложение) книги объемом в страницу.
            5
            Шаг пятый. Синопсисы героев
            Этап проработки второстепенных героев, предыдущим методом. Эти синопсисы могут быть сюжетом с их точек зрения.
            6
            Шаг шестой. Внутренняя логика
            Возвращаемся к четвертому пункту и расширяем синопсис книги до четырех страниц. При таком объеме отчетливее начинают вырисовываться причинно-следственные связи и логика повествования. Используйте синопсисы о персонажах из пятого пункта.
            7
            Шаг седьмой. Детали

            Снова обращаемся к пятому пункту. Теперь ваша задача — подробнее рассказать о второстепенных персонажах книги, добавив больше существенных деталей, например:

            • Обстоятельства рождения.
            • Внешние данные.
            • Яркие биографические моменты.
            • К чему он стремится.
            • К чему он пришел к концу произведения, как изменился (это самое главное!).
            Основательно проработайте развитие каждого персонажа. Они станут объемными и яркими, с понятной, жизненной мотивацией.

            Например, в образе Николая Петровича Кирсанова из романа Тургенева важная деталь — белые руки героя. Это показатель его аристократизма. Стоит отметить, что в деревне Николай Петрович одевается неуместно-нарядно, чопорен, любит все английское. В рассказ можно включить его роман с княгиней Р. и то, как он на него повлиял. Важно, что персонаж не развивается, остается консервативным и одиноким.
            8
            Шаг восьмой. Сцены

            Вы почти готовы к работе над рукописью. Чтобы вам было удобнее, снова обратитесь к расширенному синопсису всего произведения из шестого пункта. Нужно составить таблицу с перечнем сцен. Автор «метода снежинки» настоятельно рекомендует использовать программу Excel и советует построить ее по схеме:

            • Одна сцена — одна строка таблицы.
            • В таблице — две колонки.
            • В первой колонке — имена героев, через призму которых автор смотрит на развитие сюжета.
            • Во второй колонке — перечисление событий, происходящих в той или иной сцене.
            Возьмем сцену приезда Базарова к Кирсановым. Смотреть на нее будем глазами Николая Петровича.

            Николай Петрович ждет сына Аркадия. Он приезжает не один, а с другом Евгением. У него небрежный вид. Аркадий сообщает, что его друг — нигилист.

            При желании можно добавить в таблицу еще две колонки. В третьей — предположительное количество страниц, отведенных на данную сцену. В четвертой — нумерация глав.
            9
            Шаг девятый. Диалоги и проблемы
            Каждую сцену, которую вы внесли в таблицу, распишите на несколько абзацев. Здесь нужно уделить внимание диалогам героев, значимым деталям и проблемам, которые приходится решать по сюжету.

            Обычно на одну сцену отводится одна глава, а каждую главу удобно начинать с новой страницы. Это позволит быстро и безболезненно менять их местами.

            Теперь создатель метода советует распечатать получившийся текст и поместить в файловую папку: так легче. Плюс на бумаге проще подчеркивать, зачеркивать и добавлять дополнительные идеи.
            10
            Шаг десятый. Приступаем к рукописи
            Подготовительный этап пройден. Теперь можно смело приступать к черновику романа. Текст движется уже по проложенным вами рельсам.
            Конечно, не существует смеси-полуфабриката, волшебных заклинаний или безукоризненных математических формул «идеального романа». Но «метод снежинки» — то, что нужно, если вы начинающий автор, который хочет поближе познакомиться с собственными героями. И написать, наконец, эту книгу. Более того: дописать.
            Была ли данная статья полезна для Вас?