Как составить план нон-фикшн-книги
Ирина Гусинская, сооснователь онлайн-школы GetPublishED, замглавреда «Альпины Паблишер», делится секретами, найденными в процессе работы над более чем 300 бестселлерами
Итак, вы решили исполнить свою давнюю мечту, нашли время, удобно устроились в кресле, создали новый документ и… поняли, что не знаете, с чего начать. Мысли в голове толпятся, пытаясь перекричать друг друга, проносятся табунами вскачь так быстро, что вы не успеваете их осознать, а все попытки записать напоминают постмодернистский поток сознания.
Вот только незадача: написать-то вы хотите нон-фикшн-книгу, а в них принято выстраивать четкую, с первого взгляда понятную структуру и не впадать в чрезмерную саморефлексию, которую настроенный на получение знаний читатель может и не оценить.
Что же делать? Как приструнить свои мысли, призвать их к порядку и, самое главное, отразить этот порядок на бумаге так, чтобы он был понятен не только вам?

Сформулируйте тему

Для начала нам надо убедиться, что вы хорошо сформулировали тему и идею книги. Сами знаете: правильно поставленный вопрос уже содержит в себе ответ.
Конечно же, комплексный подход предполагает также составление портрета читателя, конкурентный анализ, формулирование УТП вашей книги, но все это выходит за рамки этой короткой статьи
Для того чтобы определить тему и идею книги, нужно ответить на два вопроса:

• О чем говорится в моем тексте?
• Что я хочу сказать читателю, какую ключевую мысль до него донести?

Идеально, если уложитесь в одну фразу, отвечая на каждый вопрос.
То, о чем говорится в произведении, — это и есть тема.
То, что хотел выразить автор, — это идея.
Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних.
То есть идея книги (из нее же вытекает миссия книги) — это ответ на вопросы «зачем она читателю? какую его „боль" она снимает?».
Пример из школьной программы
М. Шолохов
«Судьба человека».

Тема: война.
Раскрытие темы: история человека, прошедшего войну и плен.

Идея: в любой ситуации оставаться человеком.
Пример современной нон-фикшн-книги
Тема книги: юридическая безопасность для генеральных директоров.

Идея книги: знание подводных камней юридического взаимодействия и контактов специалистов дает уверенность в завтрашнем дне.

Миссия книги: научить большее число генеральных директоров основам личной и корпоративной юридической безопасности, т. е. помочь им развивать и вести прибыльный бизнес в России и не угодить в тюрьму.

Отсортируйте мысли

Теперь, когда у вас есть четко сформулированные тема и идея книги, можете приступать к сортировке мыслей, которые хотите изложить в книге.

Как? Давайте воспользуемся старым добрым ламповым способом:
1
Возьмите блок листочков (удобно брать самоклеющиеся) и на каждом листочке напишите по одной мысли, которую хотите отразить в книге.
2
Следуйте правилам брейнсторма, не сдерживайте себя, не оценивайте и не цензурируйте, записывайте вообще все.
3
Когда мысли кончатся, разложите листочки на столе или на полу и начните искать логику, объединяя их в тематические группы.
4
Если групп вышло много (скажем, более 10), объедините группы между собой.
5
Посмотрите на получившиеся стопочки, разложите их по порядку будущего повествования.
Вуаля — готов черновой план вашей книги!