Young Adult — новый черный

Писательницы и ведущие подкаста «Ковен Дур» рассуждают о популярности литературы для молодых взрослых и рассказывают, как написать хорошую книгу в этом жанре.

Проблемы с книгами категории YA начинаются уже с порога. Русского термина, который бы охватил все характерные черты книг жанра young adult не существует. Путем проб и ошибок мы с коллегами по подкасту «Ковен Дур» сошлись на термине «книги для молодых взрослых», который устраивает нас, пусть не идеально, но близко к этому. Вообще, нам очень близка мысль, что эти самые молодые взрослые — люди от 16 и 30 (а то и дальше) перестают стесняться всего, что раньше клеймилось «инфантилизмом».
Больше не стыдно любить мультфильмы, играть в стрелялки, разбираться в сложностях судьбы супер героев и читать книги для подростков и о подростках. «Гарри Поттер» — икона YA, так и вовсе стал уже классикой.
YA — это период, когда
человек со всем
сталкивается впервые
Конечно, такое расширение границ дозволенного много говорит о мире в целом. Продолжительность и качество жизни растет, у нас появляется больше времени на процесс взросления — сепарации и осознания себя. Это странное состояние, когда уже не дети, но еще не совсем взрослые, переживают характерный набор проблем и эмоций, был вынесен в отдельный этап жизни человека — YA.

Разумеется, к этому этапу подтянулась и особенный культурный пласт — кино, музыка и литература. YA — это период, когда человек со всем сталкивается впервые. Он влюбляется, ищет себя, свою роль в социуме, свои принципы и ценности. Отсюда такая оголенность чувств.
Главные черты YA в культуре — проблемы выбора, идентификации и высшая степень эмоциональности. Звучит вовлекающе, правда?
Важно помнить, что YA — это не определенный жанр, а их совокупность. Многие тысячи книг, где центром повествования становится молодой взрослый с его бедами и тревогами. Социальные драмы, любовные романы, научная фантастика и самое неожиданное фэнтези. На YA обычно ставят клеймо развлекательного чтива, где обязательно есть бунтующий подросток и жаркий любовный треугольник. Да, как и любой культурный сегмент, YA подвержен сюжетным штампам, но это не жанровое правило.
Их и не может быть в YA, ведь он объединяет кучу жанров на любой запрос и вкус. Мы привыкли смотреть на аудиторию с высоты собственных стереотипов: домохозяйки читают любовные романы, суровые мужчины — боевую фантастику, подростки — истории про очередную избранную или тихоню, который влюбился в популярную одноклассницу.

Но смешение жанров, бережные подход к читателю и разговор с ним о важном на понятном языке, привлекает читателей совершенно разных сегментов. И вот домохозяйки и суровые мужчины читают «Голодные игры» и Джона Грина, получая одинаковую дозу удовольствия от книг.

Наши YA-книги — отличный пример того, как литература для подростков становится актуальной для читателей любого возраста и бэкграунда. Полиаморный роман «Наша Рыбка» от Марины Козинаки близок и понятен поколению тридцатилетних, но интересен и открытым для нового опыта старшеклассникам. Сказочная притча «Терновая ведьма» Евгении Спащенко говорит с подростком на языке знакомом тому с детству, а со взрослым идет путем мономифа. «Двоедушник» Саши Степановой и приключенческая история о молодых взрослых, которые столкнулись с настоящим злом, и откровенный разговор о проблемах социума. «Брат болотного края» Ольги Птицевой — не только современная история, основанная на славянском фольклоре, но и путь становления молодых героев в мире тотального патриархата.
Хорошая книга для молодых взрослых — какая она?
Сюжеты бывают разные. Динамичные, медитативные, многослойные и простые, витиеватые и лаконичные. Но каждый жанр, а уж тем более совокупность такого множества жанров как YA, имеет характерные черты, по которым можно легко понять, удачная история перед вами или не очень. Как же написать хорошую книгу для молодых взрослых?
  • 1
    Герой — молодой человек, с которым можно себя идентифицировать
    Он не идеален, как и любой живой человек, однако читатель узнает в нем себя и эмпатически подключается ко всему, что с ним происходит.
  • 2
    Сеттинг — узнаваемая социальная повестка
    Книги для молодых взрослых — про здесь и сейчас, даже если сюжет развивается в прошлом или будущем. Важно, чтобы в обществе, где живет и действует герой, читатель находил сходство со своим окружением.
  • 3
    Внутренняя проблематика — вопросы периода взросления
    Существует определенный спектр вопросов, ответы на которые мы должны дать себе именно в возрасте молодых взрослых. Это необходимо для того, чтобы двигаться дальше. В дальнейшем они возникают тоже, но именно здесь приобретают особенную остроту.
  • 4
    Язык и стиль — книга никому ничего не должна
    Не нужно опускаться перед читателем на колени, чтобы ваши глаза были на одном уровне, и привставать на цыпочки — тоже. Просто расскажите свою историю так, как рассказали бы ее знакомому человеку такого возраста, чтобы… И кстати, чтобы что? Если у вас в кармане лежит заготовленная мораль, лучше выложить ее и начать заново.
  • 5
    Сюжет — старый добрый сторителлинг
    Можно по-разному относиться к этой схеме, как и к любым готовым схемам в литературе, однако в young adult она действительно работает.
  • 6
    Финал — теперь мы знаем это вместе
    Иными словами, пройдя через все перипетии сюжета герой находит свое решение и собственные ответы. Читатель может с ними не согласиться, или воскликнуть: «А что, так можно было?», или подумать еще, однако выход должен быть найден, потому что иначе зачем была написана эта книга?
Перед взрослеющим человеком стоят серьезные задачи: самоидентификация, построение отношений с окружением. Внешний мир сейчас очень похож на антиутопию, и люди ищут в литературе что-то более стабильное, мечту о чем-то хорошем, эмоциональную яркость, которая помогает отрешиться от дистопической реальности. Чтение о герое, который переживает сходные проблемы и справляется с ними, действительно может поддержать, особенно тех, кто оказался в социальной изоляции. YA-книги обладает мощным терапевтическим эффектом. И это не может не привлекать к ним все новых читателей.

Книги YA терапевтичны, потому что:
  • Дают молодым взрослым понять, что они в своей ситуации не одиноки;
  • Расширяют ситуацию, предлагают взглянуть на нее глазами другого человека;
  • Снимают стигму на обсуждение той или иной темы;
  • Предлагают заглянуть в будущее и поразмышлять о последствиях;
  • Наконец, это просто интересные истории про сверстников.
Была ли данная статья полезной для Вас?