Это знак
для начинающих и опытных писателей
В Литрес Самиздат вас ждет:
  • свобода жанров и форматов
  • заработок на творчестве
  • литературные конкурсы
  • дружное комьюнити
  • услуги для авторов
  • полезные материалы
Найдите своего читателя из 30 миллионов на Литрес!

«Проект особого значения»: большое интервью с членами жюри

Прием заявок
с 04.03.24 по 31.05.24
«Проект особого значения» — литературный конкурс в стиле «технологический экшн», организованный при поддержке АО «ЗАСЛОН» уже в 3-й раз.
Мы подготовили большое интервью с членами жюри: писателями-фантастами, дикторами, режиссером, блогером и другими известными людьми. Какой должна быть книга, чтобы по ней сняли фильм? Что ожидают члены жюри от конкурсных работ и какие советы они могут дать авторам Литрес Самиздат и чтецам проекта Литрес Чтец? Обо всем узнаете в статье.

Предприятие работает в следующих направлениях:
  • разработка, изготовление и модернизация радиолокационного и радионавигационного оборудования;
  • разработка, изготовление и модернизация бортового радиоэлектронного оборудования для самолетов и вертолетов;
  • разработка и производство средств наземного обслуживания общего применения;
  • изготовление судового климатического оборудования;
  • разработка и серийное производство ультразвукового медицинского диагностического оборудования;
  • проектирование и изготовление отечественных сверхвысокочастотных микроволновых интегральных схем.

Основные отрасли, в которых мы компетентны и успешно работаем:
  • Авиация и аэродромная техника (сервисное обслуживание самолетов и вертолетов)
  • Здравоохранение (медицинская техника, аппаратура для исследований и диагностики)
  • Микроэлектроника (радиотехника различных направлений, аппаратура и вычислители)
  • Морская техника (морская техника, сервисное обслуживание корабельного оборудования)
  • Робототехника (производство, проектирование и настройка оборудования для БПЛА, в том числе для борьбы с ними)
  • Телекоммуникации (решения в сфере телекоммуникационных и иных услуг связи)
  • PR-служба
    АО «ЗАСЛОН»

— Чем занимается АО «ЗАСЛОН»?

— АО «ЗАСЛОН» — крупнейший научно-технический центр с компетенциями в области разработки, производства и поставки информационных и комплексных систем автоматизированного управления, программного обеспечения, приборостроения и микроэлектроники.

Мы делаем упор на результативность нашей работы, любим сложные проекты, высокоинтеллектуальные разработки, онлайн-сервисы и автоматизацию. Пробуем новые виды деятельности и осваиваем новые направления: от VR-игр до сложнейших многофункциональных комплексов для корветов нового поколения.

— Когда и почему пришла идея литературного конкурса?

— Нам не хватало русскоязычной литературы, которую было бы интересно читать. Во многом пандемия и появление новых технологий и разработок подтолкнули нас к созданию объединяющего социального проекта, который смог вовлечь в процесс весь коллектив, даже тех, кто, казалось, не совместим.

В нашей компании работает более 3 600 человек, большая часть имеет инженерные специальности, отвечает за сложные технологические процессы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы. Мы живем во время перемен, перед нами стоят амбициозные задачи, и сейчас, как никогда, нужны новые герои и ролевые модели.

— Мир будущего — каким вы его видите? Что вызывает надежду и радость, а что — опасения?

— Многие люди верят, что мир будущего будет более технологически развитым, а инновации в области искусственного интеллекта, автоматизации и биотехнологий изменят различные сферы жизни общества. Это может привести к большему удобству, эффективности жизни, увеличению коммуникаций, а также к прогрессу в области здравоохранения, транспорта и связи.
Мы находим надежду и радость в том, что эти достижения могут улучшить качество жизни, решить социальные проблемы и создать новые возможности для роста и прогресса. Мы с оптимизмом смотрим на положительное влияние технологий на образование, здравоохранение, экологию и другие важные вопросы.

Однако существуют также опасения, такие как рост неравенства, сокращение числа рабочих мест из-за автоматизации, потеря конфиденциальности личных данных и ухудшение состояния окружающей среды. Мы, как и многие другие, беспокоимся об этических последствиях некоторых технологических достижений, таких как использование искусственного интеллекта при принятии решений или возможность неправильного использования биотехнологий.

В целом мир будущего, вероятно, будет сложным и динамичным местом, на который будут влиять различные факторы, включая технологические инновации, социальные и политические изменения и глобальные события. Нам всем надо работать над созданием будущего мира, который будет инклюзивным, устойчивым и полезным для всех.

Мы абсолютно уверены, что АО «ЗАСЛОН» уже максимально вовлечен в создание этого будущего. Как в создании своих изделий и технологических продуктов, так и в литературе. А как мы знаем, литература — это вечность, которая проходит сквозь время и поколения. Но самое главное — приносит удовольствие и пользу для ума, сердца и души.

— Ваши напутственные слова авторам и чтецам.

— Всех участников этого конкурса мы призываем дать волю своему воображению и исследовать безграничные возможности Вселенной. Используйте свой уникальный голос и точку зрения, чтобы создать историю, которая не только развлекает, но и вдохновляет и заставляет читателей и слушателей задуматься о потенциале будущего. Помните, технологический экшн и научная фантастика — это жанры, в которых возможно все, поэтому не бойтесь расширять границы возможного и мечтать о большем. Погрузите своих читателей и слушателей в пространство разработки новых технологий, кропотливой работы, неожиданных открытий, инженерных изобретений. Пишите и озвучивайте со страстью, творчеством и верой в чудо. Удачи вам и ярких впечатлений от участия в конкурсе!
  • Наталья Каптелинина
    Финалист #ТопБЛОГ (30 лучших телеграм-блогеров России)

— Что вы ожидаете от конкурсных работ?

— Всегда интересно попробовать себя в нечто новом. Поставить планку чуть выше, чтобы понять, взберусь ли я. Каждая новая работа будет вызовом для автора, новой главой, с которой я жду знакомства. Я буду искать в конкурсных работах вызов, новую мысль, которая засядет в голову. Даже если из всего произведения будет всего одна такая мысль, то книга точно будет написана не зря.

— Какой должна быть книга, чтобы вы точно поделились ею с подписчиками?

— Она должна быть без границ и со своим «Я». С желанием поделиться с миром своим взглядом, расширить наше сознание, заставить думать о ней после прочтения. Такие произведения точно найдут место в моем блоге.

— Тот же вопрос к аудиокниге.

— Аудиокнига должна держать внимание. Это как игра на фортепиано — уникальная для каждого, наполненная эмоциями играющего. Живите, читая, влюбляйте нас в звук — и, уверена, такая подача приведет вас к успеху. Всем удачи!
  • Александр Богуславский
    Кинорежиссер, сценарист, продюсер. Среди работ — сериал «Выжить после», фильмы «Сквозь время», «Эбигейл»

— Что вы как режиссер ожидаете от работ? Какой должна быть книга, чтобы по ней сняли фильм?

— Как режиссер — безусловно, сильную драматургию. Яркие, стройные и продуманные миры в произведениях, которые было бы возможно воплотить, даже в порядке предположения, на экране. Хочется увидеть работы, от которых будет невозможно оторваться и в которые захочется уйти с головой.

Все перечисленное должно быть, во-первых, ярким и выстроенным в рамках мира произведения. В героях хочется угадывать характеры реальных людей — так зритель сможет ассоциировать себя с ними даже при условии фантастических обстоятельств. Как я уже упоминал, важен четко выстроенный фантастический мир — со своими правилами, атмосферой и правдоподобностью.

— Какие фантастические сценарии сейчас на пике популярности?

— Я фанат Нолана. Мне кажется, что это один из главных создателей фантастических миров на данный момент. Именно к его сценариям и картинам хочется стремиться, и в целом на такой уровень очень хотят выйти все создатели фантастических картин и сценариев. Популярны именно такие истории — в них герои кажутся абсолютно реальными, им сопереживаешь, а на возрастающий уровень этого переживания как раз и работает мир фантастики.
  • Андрей Васильев
    Российский фантаст, автор циклов книг «Ученики Ворона»,
    «А. Смолин, ведьмак»

— Чем отличается новый сезон конкурса от предыдущего?

— В первую очередь третий сезон, уверен, будет отличаться количеством поданных на рассмотрение работ. Вот прямо уверен в этом. Статус конкурса за три года изрядно изменился, перейдя из качества «новый» в состояние «знаковый» и «престижный». Многие авторы с именем, уверен, не отказались бы получить диплом, на котором написано «Победитель».

Второе же отличие плотно связано с первым. Я говорю о качестве работ, которые подают на рассмотрение конкурсанты. Конкуренция высока, потому теперь авторам надо приложить все силы, чтобы попасть в лонг-лист, не говоря уж о шорте. Даже не так. Надо удивлять. Надо искать свой стиль, не похожий на остальных. Без этого никак.

— Пожалуйста, расскажите вкратце про особенности этих поджанров: постапокалипсис, гейминг, киберпанк. На что авторам обращать внимание?

— Все заложено в их названии. Если же говорить о моем личном восприятии…

Постап должен быть мрачным, ибо веселого ничего на умирающей Земле точно нет. Но при этом хороший постап хотя бы в финале должен дарить читателю лучик надежды, который как бы говорит: «Эй, еще не все пропало! Может, и возродимся!»

Киберпанк — тут, как по мне, не обойтись без кучи умных слов, вроде «биоимпланты», «киберпространство» и пр. Антураж — человек, еще не проигравший миру машин, но близко к тому подошедший. Или даже уже проигравший. Плюс еще важны (опять же, на мой взгляд) резкие сюжетные твисты. По крайней мере, классики данного жанра подобное условие заложили.

Гейминг (в народе ЛитРПГ) — совсем уж просто. Все вертится вокруг компьютерных игр, что дает огромную свободу автору. Можно написать про героя внутри игры, можно написать про игру, которая не подчиняется своему создателю, можно написать про игру, которая поглотила реальный мир и так далее, и тому подобное. Лишь бы на то имелось желание!
  • Вадим Панов
    Российский писатель, работающий в жанрах научной фантастики, городского фэнтези и киберпанка
В центре внимания научной фантастики всегда находится человек и его открытие, и с этой точки зрения конкурс возвращает нас к классической литературной традиции, что весьма и весьма приятно. Наука и люди науки долгое время находились вне поля зрения многих авторов; сейчас, как я надеюсь, идет возвращение к подлинным цивилизационным ценностям, что, без сомнения, положительно скажется на литературе.

Самое главное, о чем я всегда говорил, говорю и буду говорить начинающим авторам, — старайтесь в каждой работе найти нечто необычное, неожиданное, такое, что сможете представить только вы. В этом суть любой творческой деятельности — искать свой путь, а не следовать протоптанными дорожками.

Что же касается поджанров, то в постапокалипсисе я бы рекомендовал не увлекаться чернушными деталями. Да, мир жесток и суров, но это не значит, что его жестокость нужно подчеркивать откровенными деталями. Гейминг — постараться найти что-нибудь более интересное, чем попадание героя внутрь игры. Киберпанк — бегите от собранных в знаменитую игру штампов.
  • Макс Глебов
    Первый независимый автор в жанре «фантастика», вошедший в топ-3 по продажам в Литрес

— Где авторам искать достоверную информацию о научных открытиях?

— Смотря для каких целей. Если для написания научно-популярных книг и всяческих футурологических прогнозов, то, видимо, в профильных научных журналах. А если для фантастики, то вполне достаточно и Википедии. Удобство вики в том, что там почти всегда есть ссылки на первоисточники, где при необходимости можно найти все детали и подробности.

— Как соблюсти баланс между наукой и фантастикой? Где проходит та грань, за которую не стоит «улетать» в полете фантазии?

— Научная фантастика и приключенческая фантастика — это, строго говоря, разные жанры. Научная фантастика рассчитана на любителей пофантазировать, какими могут быть будущие технологии. Это рай для «заклепочников», обожающих копаться в инженерных и научных деталях. Автору, решившему работать в этом жанре, нужно быть готовым к тому, что каждое его «изобретение» будет рассматриваться под лупой и жестко критиковаться читателями за малейшую «ненаучность». Любители приключенческой фантастики гораздо спокойнее смотрят на технологические и научные вольности авторов и даже одергивают «заклепочников», пытающихся критиковать их за мелкие неточности и слишком смелые допущения. Но и здесь элементарную логику лучше, конечно, не нарушать.

— В чем отличие киберпанка от других поджанров? Что в нем обязательно должно быть?

— Киберпанк — это, как правило, антиутопия в декорациях высокотехнологичного, но тоталитарного и глубоко несправедливого общества. Один из основных приемов — режущая глаз разница между уровнем применяемых в быту кибернетических технологий и убогостью самого этого быта. Есть элита, пользующаяся всеми плодами научно-технического развития, и есть все остальные — те, для кого непомерно развившийся искусственный интеллект и связанные с ним технологии являются скорее средством угнетения, чем источником благ. Ну и, естественно, яркий главный герой, просто выживающий в этом жестоком мире или стремящийся его изменить к лучшему.
  • Алексей Брусницын
    Писатель, футурист. Приверженец научного подхода к фантастике

— Где авторам искать достоверную информацию о научных открытиях?

— Кроме Интернета, который может ответить практически на любой вопрос, можно прибегнуть к помощи ученых. Если в вашем окружении нет специалистов в интересующей вас области, не стесняйтесь связаться с профильным учебным или научным институтом. Честно представляетесь писателем-фантастом и задаете свой вопрос. Если он не будет тупым, вам с удовольствием ответят: многие ученые любят фантастику, им приятно будет помочь вам.

— Как соблюсти баланс между наукой и фантастикой? Где проходит та грань, за которую не стоит «улетать» в полете фантазии?

— В полете фантазии пределов нет. Единственное, что может ограничивать автора, — это непростая задача по моделированию мотивации поведения людей будущего, искусственного интеллекта или негуманоидных живых существ. Но и, опять же, важно для себя определиться: вы пишете научную фантастику или сказку. Во втором случае ничто ваш креатив не ограничивает. Если вы все-таки хотите соблюсти наукообразие — смотрите ответ на предыдущий вопрос.
  • Кирилл Головин
    Чтец аудиокниг. Записал более 100 аудиокниг, преимущественно книги и циклы книг зарубежных писателей

— Отличается ли (и чем) российская фантастика от зарубежной?

— Российская фантастика от зарубежной, безусловно, отличается. В первую очередь тем, что книги отечественных авторов мы с вами читаем и слушаем в оригинале. Зарубежные же чаще всего переводные. Очень редко бывает идеальный перевод, даже с популярного английского, чего уж говорить о менее распространенных или необычных языках.

Также есть большая разница в жанровых предпочтениях. У нас очень популярны ЛитРПГ, бояръ-аниме, фэнтези, любовные романы и детективы, за рубежом — дорамы, ранобэ и фантастика. Старая добрая «твердая» научная фантастика, к сожалению, отстает, хотя и в этом сложном жанре тоже появляются новые классные книги почти каждый год.

В качестве же наши авторы ничем не уступают зарубежным, хотя еще лет 10 назад я бы так не сказал. Плюс в книгах отечественных авторов почти не встречается так называемая повесточка, что, несомненно, является жирным плюсом.

— Есть ли особенности в озвучивании фантастической литературы? Какие?

— Фантастику легко озвучивать; возможно, потому что я большой фанат фантастики. Скорее, особенности есть в озвучивании нефантастической литературы. Но и в фантастике тоже есть свои особенности, чаще всего это касается произношения разных научных словечек и погружения в НФ-сеттинг.

— Поделитесь советами для чтецов. Возможно, у вас есть секретные техники?

— Самое главное правило: чтец должен рассказывать историю, а не просто читать текст вслух. Именно этого ждут от нас слушатели. Хороший чтец может сделать неплохой сюжет замечательным, а замечательный — невероятным.
  • Наталья Беляева
    Профессиональный чтец-эксперт, лауреат премии «Электронная буква». Педагог по орфоэпии, технике и логике речи