Всё о LitRPG

Авторы Литрес Самиздат — Данияр Сугралинов и Андрей Ефремов — рассказали о ЛитРПГ. Что это такое, с чего начать проработку игровой вселенной и от чего стоит в ней отказаться — узнаете в нашей статье.
  • Данияр Сугралинов
    Финалист премии «Электронная буква» (2022 г.)
    Я играю в компьютерные и видеоигры больше 30 лет, и моя страсть к ним лишь немногим уступает читательской. Когда эти две страсти объединились в LitRPG, я был обречен.

    Страница на Литрес
  • Андрей Ефремов
    Победитель конкурса «Битва жанров» (2023 г.)
    Я был заядлым геймером. Случайно наткнулся на произведение, в названии которого имелся специфический, игровой сленг, начал читать и уже после первой книги стал фанатом жанра.

    Страница на Литрес

Что такое LitRPG и в чем его особенность?

  • Данияр Сугралинов
    LitRPG (сокр. от literature role-playing game) — это поджанр научной фантастики и фэнтези, который сочетает в себе сюжетные элементы традиционных романов и элементы компьютерных ролевых игр. Отношение к играм в таких историях может быть разным: от полного погружения персонажей в виртуальную реальность до существования в мире, где механики игр встроены в реальность.

    Основные признаки LitRPG:
    • статистика персонажа, как в играх
    • система, которая обрабатывает действия персонажа
    • описание виртуального или альтернативного мира, где игровые механики влияют на сюжет
  • Андрей Ефремов
    ЛитРПГ — это мир с определенными элементами и правилами.
    • Персонаж, который сражается с монстрами, добывает ресурсы, изучает профессии, получает очки и повышает свой уровень.
    • Мир, в котором у каждого предмета есть описание, прибавки к характеристикам персонажа и беспристрастная система, которая оповещает обо всех изменениях. Мир не обязательно должен быть виртуальным.

Когда он стал популярным и почему?

  • Данияр Сугралинов
    Популярность LitRPG начала расти в 2010-х годах, особенно в России, откуда этот жанр и получил наибольшую известность. Вскоре он стал известен и за рубежом.

    Есть несколько причин, по которым LitRPG стал популярным:
    • Распространение игровой культуры в целом — с развитием Интернета и смартфонов.
    • Уникальное сочетание элементов традиционной литературы и ролевых игр. Это могло стать привлекательным для читателей, уставших от традиционных жанров.
    • Привлекательность прогресса: читатели LitRPG любят видеть, как развивается герой.
    • Совершенствование технологий виртуальной реальности. Осенью выйдет новый Quest 3 от Meta*, Apple объявил о своей системе, Sony выпустили новый шлем VR2 для PlayStation…
    Впрочем, жанр еще остается достаточно нишевым и специфическим, но в мире у него все больше поклонников с каждым днем.

    * признана в России экстремистской организацией и запрещена
  • Андрей Ефремов
    Для себя я открыл этот жанр 7−8 лет назад, и уже тогда ЛитРПГ имел множество фанатов. Мне кажется, популярность жанра связана с взрослением поколения детей, выросших на компьютерных играх. Играть уже некогда, а вот читать о приключениях и описании полученного за убийство рейд-босса лута — интересно.

К чему LitRPG ближе:

к фэнтези или фантастике?

  • Данияр Сугралинов
    Зависит от контекста и сеттинга истории. К примеру, мой «Дисгардиум» включает элементы обоих жанров (реальный антиутопический мир будущего и виртуальный — фэнтезийный).
  • Андрей Ефремов
    ЛитРПГ можно написать как в фантастическом антураже, так и в фэнтезийном. Классическим ЛитРПГ считается мир фэнтези с магами, эльфами и средневековой обстановкой.

В чем отличие ЛитРПГ от киберпанка?

  • Данияр Сугралинов
    LitRPG и киберпанк сосредоточены на разных аспектах научной фантастики.

    Киберпанк обычно описывает антиутопическое будущее, в котором информационные технологии играют главную роль, а социальные структуры становятся более репрессивными и несправедливыми. На мой взгляд, это более серьезный жанр, потому что он затрагивает темы, связанные с идентичностью, искусственным интеллектом, изменением человеческого тела и размытием границ между реальностью и виртуальностью.

    LitRPG сосредоточен на том, чтобы развлечь читателя, и обычно фокусируется на прогрессе персонажа в игровом мире. В этом поджанре могут быть затронуты сложные темы, но это скорее исключение.

С чего начать книгу?

  • Данияр Сугралинов
    Многие авторы начинают с разработки общей концепции, продумывания уникального игрового мира и механики. Для кого-то важнее сначала создать героя, а затем построить сюжет вокруг его истории. Еще можно начать с конкретного момента, который станет ключевым в развитии событий.

    Для меня любой новый мир — как проявление бумажной фотографии. Сначала придумываешь глобальные вещи, и в процессе работы раскрываются детали. В «99 мире» все началось с идеи существования галактических странников и Колеса способностей. В «Level Up» — с вопроса о том, что случится с обычным человеком, который начнет видеть реальный мир через интерфейс компьютерной игры.

    Может быть использован каждый из этих подходов, их можно комбинировать между собой. Нет строгих правил, это не строительство моста или здания.
  • Андрей Ефремов
    Для начала работы над книгой мне нужна основная сюжетная идея, глобальный конфликт. Это своеобразный скелет, на который я каждый день наращиваю больше подробностей, вставляю героям палки в колеса, а потом вместе с ними пытаюсь выпутаться из трудностей (подкидывая бонусы, естественно).

    У меня есть идея финала, к которому главный герой и его окружение должны прийти. А как они это сделают и какие тропинки выберут — я узнаю в процессе написания.

Сколько должно быть героев?

  • Данияр Сугралинов
    У меня всегда только 1 главный герой, это закон жанра. Читатель на 99% олицетворяет себя с ним. А второстепенные персонажи у меня, грешен, рождаются с какой-то бешеной плодовитостью и часто не хотят уходить из истории.
  • Андрей Ефремов
    1 главный герой, 2−3 человека из ближайшего окружения и несколько ярких второстепенных персонажей. Остальные могут появляться эпизодически.
Важные составляющие книги ЛитРПГ
Данияр Сугралинов
  • Конфликты и прогресс (героя и истории).
  • Превозмогание и вознаграждение.
  • Цифры и статы вторичны, но если они есть, то обязательно должны работать на сюжет.
Андрей Ефремов
  • Система, которая высвечивает информацию, чаще всего в виде сообщений.
  • Описание предметов. Мне как читателю ЛитРПГ нравится изучать, сколько единичек силы может добавить тот или иной предмет и как это повлияет на персонажа.
  • Разнообразные навыки и способности, позволяющие герою справляться с врагами.

А без чего можно обойтись?

  • Данияр Сугралинов
    Как ни странно говорить такое о LitRPG, но в этом жанре можно обойтись без цифр. Еще можно обойтись без антагониста.
    Во многих популярных западных LitRPG нет сверхзадачи: герой просто играет, неспешно прокачивается, общается с другими игроками и получает удовольствие. В общем, веселые приключения без сверхидей и морали.
  • Андрей Ефремов
    Сам грешу этим, но можно обойтись без слишком частой визуализации прогресса персонажа. 1−2 раза за книгу достаточно, либо можно разместить таблицу статуса персонажа в отдельной главе.

Поделитесь секретами продуманной игровой вселенной

  • Данияр Сугралинов
    Важно держаться законов выдуманной игровой механики. Не стоит нарушать ранее объявленные правила: это вгоняет читателя в бешеную фрустрацию.
    Другой «секрет» — вести логи всего, что заработал и получил персонаж, и учитывать это в его профиле. Я использую обычный Excel.
  • Андрей Ефремов
    Во-первых, у меня есть таблица статуса персонажа: характеристики, навыки, умения. Во-вторых, я стараюсь создать систему, которая будет интересна именно мне. Если я скажу: «Да, в такую игру я с удовольствием поиграл бы», — то и читателям она понравится.

Какими играми вы вдохновляетесь?

  • Данияр Сугралинов
    Видеоигры на серьезном уровне я прохожу раз в год. Прошлым летом для меня такой игрой стала «Elden Ring» великого Хидэтака Миядзаки, мир для которой описал тот самый Джордж Мартин.

    Я не сторонник скоростного прохождения. Если игра меня цепляет, я посвящаю ей много времени. Так у меня происходило, например, с «World of Warcraft» (12 лет) и с серией «Fallout» (года 4 в сумме).
  • Андрей Ефремов
    В свое время много играл в «Диабло», но любил и другие РПГ-игры. Отдельно хочу выделить «Готику» и «Lineage II».
Лучшие книги ЛитРПГ
Данияр Сугралинов
Боюсь кого-то незаслуженно упустить. Я поклонник многих авторов и серий, в том числе потому, что начал писать во время становления жанра и формирования авторского LitRPG-сообщества. Мы читали друг у друга почти все. Поэтому ограничусь именами пионеров — столпов жанра: М. Атаманов, В. Маханенко, Д. Рус, А. Осадчук, А. Васильев, Д. Михайлов, Г. Смородинский, А. Зайцев, С. Зайцев.
Андрей Ефремов
  • Дем Михайлов «Господство клана Неспящих»
  • Василий Маханенко «Путь Шамана»
  • Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить»

У вас большая аудитория и высокие оценки книг. Как считаете, что помогло вам достичь успеха?

  • Данияр Сугралинов
    У меня тысячи прожитых историй — игр, книг, фильмов и сериалов — за плечами. Такой опыт помогает интуитивно понимать сюжетные ходы, которые цепляют читателя, и включать их на автомате. Думаю, это главная причина.
  • Андрей Ефремов
    Я всегда придерживался четкого графика публикаций. Мои читатели знают, что если они зайдут на портал во вторник и в субботу, то обнаружат новую главу. За все время писательской деятельности я не нарушил это правило.

Вы выпустили в жанре ЛитРПГ аудиокниги. Расширилась ли аудитория?

  • Данияр Сугралинов
    Да! Спасибо вашим коллегам из Литрес, в частности Марине Исмаиловой. В далеком 2017-м я захотел опубликовать книгу в Интернете, пришел с первой работой («Level Up»), и Марина сразу предложила сделать аудиоформат. С тех пор мои произведения сразу получают озвучку, у которой отдельная, очень большая аудитория.
  • Андрей Ефремов
    Несомненно. У меня самого практически не остается времени на чтение, но аудиокниги слушаю регулярно.

Совет авторам, которые пишут в жанре LitRPG

На мой взгляд, чтобы писать в жанре ЛитРПГ, надо быть геймером, хотя бы в прошлом, и разбираться во внутренней кухне ММОРПГ. Если сам не проводил ночи напролет за фармом мобов или часами не пытался выбить нужный предмет из определенного монстра, то геймер-читатель просто не поверит написанному.
Андрей Ефремов

Купить книги авторов:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: