Top.Mail.Ru

«Проект особого значения — 2025» : члены жюри о фантастике, конкурсе и писательстве

«Проект особого значения» — литературный конкурс для авторов и чтецов в стиле «технологический экшн». Литрес проводит его совместно с АО «ЗАСЛОН» — в этом году уже в четвертый раз.
По традиции мы поговорили с членами жюри о самом интересном. Расспросили писателя-фантаста о распространенных литературных штампах, узнали у двукратного победителя конкурса, на что обратить внимание чтецам при озвучке произведения, обсудили с опытным членом жюри, что его больше всего привлекает в работах авторов Литрес Самиздат. Читайте наше интервью и участвуйте в конкурсе!
  • АО «ЗАСЛОН»

— Какие вызовы стоят перед АО «ЗАСЛОН» в ближайшем будущем?

— АО «ЗАСЛОН» сталкивается с задачами, актуальными для современной технологической и культурной среды:
  • Технологическая трансформация. В условиях стремительного развития промышленности необходимо не только внедрять современные производственные технологии, но и создавать условия для их эффективного применения. Это включает оптимизацию производственных процессов и повышение квалификации персонала.
  • Цифровизация производства. Требуется создание интегрированной цифровой среды, объединяющей все этапы производства. Особое внимание уделяется кибербезопасности и защите данных.
  • Конкуренция за таланты. На фоне дефицита квалифицированных специалистов необходимо развивать собственные программы подготовки и переподготовки персонала, создавать привлекательные условия труда и внедрять системы мотивации.
  • Корпоративная культура. Важно поддерживать высокий уровень вовлеченности сотрудников, развивать командный дух и создавать условия для профессионального роста каждого члена коллектива.
Наша цель — стать платформой, где начинающие и опытные специалисты могут раскрыть потенциал и получить признание.

— Конкурс «Проект особого значения» стартовал уже в четвертый раз. В чем вы видите его миссию?

— Основная цель нашего конкурса — создание уникального моста между миром научной фантастики и реальными технологическими инновациями, где творческое мышление встречается с практическим применением.

В долгосрочной перспективе — это формирование нового поколения авторов научной фантастики, способных создавать качественные произведения, сочетающие в себе художественную ценность и научную достоверность.

Таким образом, мы хотим создать уникальную экосистему, где творчество и инновации идут рука об руку, способствуя развитию как отдельных личностей, так и всего технологического сообщества.

— Чем примечательны сборники победителей? Что в них найдут читатели, поклонники фантастического жанра?

— Сборники конкурса — это концентрация смелых прогнозов и творческой свободы, воплощенные в формате, где текст и изображение создают единое целое.

Для читателей это:
  • Уникальный контент: в них публикуются эксклюзивные произведения, которые не встретишь в открытом доступе. 
  • Разнообразие тем: от колонизации далеких планет до этики нейроинтерфейсов — каждый рассказ или повесть заставляют задуматься о границах возможного. 
  • Новые имена и признанные авторы: работы талантливых дебютантов соседствуют с текстами мэтров жанра. 
  • Предвидение трендов: многие идеи из прошлых сборников уже нашли отражение в реальных технологических разработках.
Цифровая иллюстрация каждого произведения создается специально сотрудниками АО «ЗАСЛОН» на основе содержания рассказов. Уникальные изображения отражают атмосферу и ключевые моменты произведений и помогают визуализировать футуристические концепции.

Поэтому сборник — не просто литературное издание, а настоящий диалог между фантазией и реальностью, где искусство встречается с технологией, а творчество — с инновациями.

Как и почему появилась идея новой номинации «Соавторство»? Что вы ожидаете от работ в этой номинации?

— Номинация «Соавторство» родилась из запроса времени.

Почему? Современные вызовы требуют совместных междисциплинарных решений. Мы хотим, чтобы авторы учились объединять разные взгляды — как это происходит в науке и бизнесе.

«Соавторство» — это также поощрение коллективного творчества как для сотрудников АО «ЗАСЛОН», так и для авторов, которое способствует развитию новых творческих союзов и обмену опытом. Это возможности для людей, не обладающих литературным даром.

Мы намеренно расширили сферы деятельности и номинации, чтобы предоставить больше возможностей для талантливых людей, продемонстрировать более широкий взгляд на фантастику и стимулировать интерес к нашему предприятию. Наша логика такая: чем больше номинаций — тем больше участников с разными интересами и талантами мы привлечем.

Что ждем?
  • Синергию жанров. Например, смешение хардкорной sci-fi с элементами детектива или психологической драмы.
  • Коллаборации. Работы, созданные в тандеме писателя, инженера АО «ЗАСЛОН (или даже нейросети) — все, что расширяет границы жанра.
  • Эксперименты. Тексты, где соавторы предлагают неочевидные сценарии развития технологий.
  • Дерзкие идеи: подробные, точные рецепты новейших изобретений, способные вдохновить инженеров и творцов на создание нестандартных решений.
Цель номинации — показать, что будущее создается совместными усилиями и литература может стать площадкой для такого диалога.
Аника Галина

— Какой должна быть книга, чтобы по ней сняли фильм или сериал?

— Книга, по которой хочется снимать фильм или сериал, должна цеплять сразу — сюжетом, темой, эмоциями. Прежде всего, важна сильная драматургия: история должна развиваться, герой — меняться, а конфликт — держать внимание. Мы должны чувствовать, что на кону что-то по-настоящему важное.

Не менее важно, чтобы в книге был живой, визуально ощутимый мир. Кино любит атмосферу, ритм, образы — такие сцены, которые сразу представляешь на экране. Ну и, конечно, идея. История должна говорить о чем-то настоящем — о страхе, свободе, любви, ошибках — и вызывать отклик.

Если к этому добавляется оригинальный взгляд и потенциал для расширения (например, сериал или франшиза) — всё, у истории появляется шанс стать экранной.

— Какие тенденции вы видите в развитии фантастического жанра (в сфере кино)? Что важно для зрителя, а что второстепенно?

— Что касается больших проектов, зрителю сейчас важно не столько то, что происходит, сколько зачем. Эпоха, где спецэффекты сами по себе продавали фильм, уходит. Мы больше не удивляемся зрелищу — нас трогает человеческое внутри него.

Семейная фантастика снова в моде. Она объединяет поколения, дает надежду. Возьмите «Дюну», «Аватар» — там всегда есть тема семьи, выбора, жертвы, взросления. Это не просто космос или битвы — это метафоры личных решений. И именно это зритель запоминает.
То, что раньше казалось второстепенным — чувства, уязвимость, простые разговоры на фоне катастрофы — теперь становится центральным. А второстепенным, наоборот, становятся объяснения. Люди устали от «лора», который нужно изучать с Википедией. Хочется эмоциональной ясности, даже если мир вокруг — абсолютно вымышленный.

Сегодняшний зритель готов поверить в любого дракона или телепорт — если ему покажут, как это меняет человека. Большая фантастика сейчас — это драма, замаскированная под приключение. И если за всей этой масштабной архитектурой стоит настоящее чувство — она работает.

— Что вы ожидаете от конкурсных работ?

— От конкурсных работ я жду прежде всего смелости. Хочется видеть новые имена, молодых авторов, которые не боятся говорить на острые, живые темы. Особенно ценно, когда за фантастическим антуражем стоит настоящее — личное, трогающее. Интересны миры, где четко выстроены правила, есть внутренняя логика и ощущение, что ты погружаешься в реальность, отличную от нашей, но такую же убедительную. И, конечно, герои — настоящие, противоречивые, живые. Именно через них хочется идти в этот новый мир.

Желаю всем участникам удачи! Не бойтесь пробовать, искать свой голос и рассказывать истории, которые важны именно вам.
Александр Богуславский

— Какой должна быть книга, чтобы по ней сняли фильм или сериал?

— В первую очередь — цепляющей и наполненной действиями, событиями. Тогда создателям сценарной адаптации и в последующем зрителям будет интересно следить за развитием истории. Также мне кажется важным, чтобы в истории были объемные персонажи с необычными, но в то же время понятными арками. Между ними нужна химия, накал эмоций.

— Какие тенденции вы видите в развитии фантастического жанра (в сфере кино)? Что важно для зрителя, а что второстепенно?

— Сегодня, мне кажется, жанр разворачивается в сторону семейного кино, очень нужны или истории близкие по направлению в сказочную стилистику, или с превалирующей отношенческой составляющей. Для зрителя в моменте сейчас важнее герои, нежели сеттинг или количество спецэффектов.

— Что вы ожидаете от конкурсных работ?

— Крепких историй, интересных обстоятельств и, конечно же, нового прочтения возможно привычных сюжетов. Хочется увидеть новый взгляд на фантастику в принципе и вдохновения в жанре.
Алексей Брусницын

— Фантастика много лет занимает прочные позиции на книжном рынке. Почему? Что читатели ищут в фантастических произведениях?

— Фантастика была обречена на успех с момента своего появления. Этот самый молодой литературный жанр в самостоятельном виде возник одновременно с началом индустриальной эпохи и бурным развитием науки и научно ориентированного искусства, а также освобождения прогрессивной части общества от религиозных оков. Люди выросли из мифов и сказок, и им захотелось читать о невероятных событиях, основанных на научных допущениях, а не на «щучьем велении». Кроме того, фантастика устремлена в будущее, и существует огромное количество людей, которые хотят представить себе, что ожидает человечество, с помощью вызывающего доверие чужого воображения.

— Вы были в жюри в прошлом году. Что вам понравилось в конкурсных работах?

— Прежде всего — грамотный, тщательно «подвешенный» литературный язык, который повстречался в работах на удивление большого количества конкурсантов. Если читать приятно, фразы выверенные и сочные, значит, захочется вникнуть в повествование, разобраться с сюжетными перипетиями. Ну и, конечно, вещи с интересным, логичным, оригинальным и ясным фантастическим сюжетом. В прошлом году таких работ было очень мало, поэтому они в основном и вошли в число победителей.

— А какие распространенные ошибки вы заметили? Каких ошибок стоит избегать авторам?

— Прямо противоположных преимуществам, перечисленным в предыдущем ответе. Прежде всего, нельзя допускать небрежного отношения к тексту. Стилистические и грамматические ошибки в больших количествах — это прямо-таки хамство, неуважение к читателю и собственно к конкурсу. При таком отношении рассчитывать на победу нелепо. Часто бывает, что автор заметно «устает» по мере написания текста. Иногда видно, что мог бы лучше, но вся творческая энергия уходит на первые страницы, а то и на первый абзац текста, а потом «и так сойдет»… Вычитайте на несколько раз, привлеките профессионального корректора и редактора. Уважайте свой труд и досуг читателя, жалейте ридеров и членов жюри.

Ну и, конечно, огромное количество проблем с собственно научно-фантастической составляющей. Скрыть ее отсутствие за нагромождением технических деталей или наукоподобным словоблудием не получится. Многие авторы безбожно валят в одну корзину совершенно разные, слабо связанные между собой теории и идеи. Тут и путешествия во времени, и черные дыры, и клоны, и чипы, и мутировавшие вирусы, и инопланетяне… Автор в рамках одного повествования пытается раскрыть весь свой sci-fi диапазон, что чересчур смело и очень редко бывает оправдано.

— Вы бы рекомендовали читателям Литрес сборник победителей? Что поклонники жанра могут там найти?

— Это довольно специфическое издание, в которое попадают очень разные по художественному уровню произведения. Зато практически любой сможет найти в нем чтиво по своему вкусу, открыть для себя новых самобытных авторов и, возможно, прикинуть собственные шансы на победу в следующем сезоне.
Евгений Прядеев

— Что вам важно увидеть в работах участников?

— В первую очередь, оригинальную идею. Что-то такое, чтобы можно было воскликнуть: «Класс! И почему раньше никто об этом не подумал?» Еще я жду богатого русского языка. Очень расстроюсь, если придется читать тексты, состоящие из предложений уровня «я пошел, он сказал, она ответила».

— А каких штампов лучше избегать?

— Не хотелось бы в десятый раз читать про технологическое отставание землян и агрессивных инопланетян. Наверняка у нас тоже много интересных открытий, недоступных другим цивилизациям.

— Есть ли у вас любимые писательские приемы, которыми вы готовы поделиться с участниками?

— Ложный финал. Обожаю, когда кажется, что все точки расставлены, но по итогу оказывается, что автор нас обманул и все на самом деле не так, как кажется.
Макс Вальтер

— Что вам важно увидеть в работах участников?

— Даже не знаю. Для меня это первый опыт работы в жюри. Конечно же, больше всего надеюсь увидеть хорошую историю с увлекательным сюжетом. Ведь именно ради этого мы читаем — чтобы погрузиться в удивительный мир и получить удовольствие от приключений.

— А каких штампов лучше избегать?

— Есть некоторые вещи, которые не стоит использовать. Например, когда вся история в финале оказывается сном или бредом сумасшедшего. Не следует отдавать разрешение основного сюжетного конфликта какому-либо суперсуществу или божеству. Такие ходы очень сильно расстраивают читателя и сводят на нет все переживания за героя.

— Есть ли у вас любимые писательские приемы, которыми вы готовы поделиться с участниками?

— Я люблю неожиданные сюжетные повороты, когда постепенно уводишь читателя от истины, а затем бам — и все переворачивается с ног на голову. Но такие вещи необходимо тщательно продумывать. Все должно быть логично, чтобы не подкопаться. Читатели очень хорошо чувствуют, когда подобные повороты высосаны из пальца и не имеют четкого обоснования.
Настя Кузина

— Какой должна быть книга, чтобы вы точно поделились ею с подписчиками?

— У такой книги должна быть интересная завязка, грамотное развитие сюжета и крутой финал. Обязательно хорошая работа редактора. Мне также важен слог автора — легкий, необычный, увлекательный. Конечно, также важны герои книги. Хорошо, если они будут запоминающимися и живыми.

— Что вы ожидаете от конкурсных работ?

— Ожидаю какие-то интересные, необычные сюжеты, возможно даже экспериментальные. Хочется получить разные эмоции — грустить, смеяться, переживать за героев, разгадывать загадки. Думаю, что будет очень интересно!)

— Ваши напутствия участникам.

— Не сомневайтесь в себе. Не бойтесь неудач — вы уже стоите на пороге такого крутого конкурса, вы уже победили тех, кого в этом конкурсе нет. Искренне желаю удачи каждому участнику!
Александр Шаронов

— Вы были в жюри в прошлом году. Что вам понравилось в конкурсных работах?

— Я был и в прошлом, и в позапрошлом годах, то есть для меня это уже третий конкурс, за что очень большая благодарность АО «ЗАСЛОН» и Литрес. Что мне понравилось в конкурсных работах? Возможно, вы будете удивлены, но разнообразие. Дело в том, что несмотря на узконаправленный формат, конкурс очень интересен и поражает, во-первых, выбором произведений, а во-вторых, качеством исполнения. Могу отметить, что с каждым годом (а я как бы с позиции уже «ветерана» жюри говорю) выбрать победителя становится сложнее.

— А какие распространенные ошибки вы заметили?

— Распространенная ошибка у всех одна… Это отсутствие опыта, поэтому молодые чтецы отсеиваются еще на уровне шорт-листа. Есть такой профессиональный термин «держать текст», это когда чтец начинает читать и держит нас в напряжении до самой последней строчки. К сожалению, неопытным или малоопытным чтецам удается захватить внимание слушателя лишь на 5 минут, после этого он теряет «связь с реальностью», и мы перестаем понимать, «кто этот потерпевший?», «кто на ком стоял?» и так далее. Одним словом, нужно больше работать с текстом, опыт приходит через страдания.

— Есть ли у вас любимые упражнения для дикции? Какие?

— У меня нет любимых упражнений для дикции. Вообще, хочу сообщить вам, что все эти упражнения, конечно, хороши, спору нет, но, к сожалению, многие чтецы только им и уделяют внимание, и на «выходе» мы получаем совершенно плоский и бессмысленный продукт с очень хорошей дикцией. Главное, помнить: упражнение с пробкой — только одно, когда ее вытаскивают из бутылки с хорошим вином. Работать нужно с текстом, с персонажами, с драматургией, а дикция со временем подтянется.
Кирилл Головин

— Вы были в жюри в прошлом году. Что вам понравилось в конкурсных работах?

— Да, был в жюри, понравились все конкурсные работы. Чтецы очень ответственно подошли к делу. Понравилось то, что многие чтецы озаботились музыкальным и звуковым оформлением, это сложная работа, которая, тем не менее, способствует погружению слушателя в контекст произведения. 

— А какие распространенные ошибки вы заметили?

— Самые распространенные ошибки — это, конечно, ошибки в ударениях, особенно в числительных. Печально, когда чтец с хорошими данными делает ошибки в самых простых словах. Также распространенная ошибка — это чтение «по ролям». Это не у всех получается, и лучше, на мой взгляд, пока не приобретен достаточный опыт в озвучке книг, читать весь текст своим голосом, едва заметно изменяя тембр в диалогах.

— Есть ли у вас любимые упражнения для дикции? Какие?

— Вот ссылка на подборку упражнений от меня.
Андрей Финагин

— Что вы ожидаете от конкурсных работ?

— Я ожидаю красивую борьбу и здоровую конкуренцию. А если серьезно, хочется услышать новые голоса, голоса талантливых молодых исполнителей. Хочется понять, что все те разговоры, которые регулярно ведутся в чатах Литрес, не прошли бесследно. Очень часто, входя в профессию чтеца, люди забывают, что они прежде всего чтецы, а не звукорежиссеры. Умение правильно и грамотно донести мысль и задумку автора намного важнее, чем удачно подобранный плагин.

Кроме того, я люблю слушать чужие работы, потому что могу и для себя почерпнуть что-то новое. Ведь в творческой профессии нельзя останавливаться, постоянно должно происходить движение и развитие. И развитие я хочу услышать уже в работе более опытных чтецов, с чьим творчеством знаком. 

— Есть ли у вас любимые упражнения для дикции? Какие?

— Конечно. Их два. Первое — покусывание губ. И это не шутка. Таким образом улучшается кровоток, а следовательно, артикуляционный аппарат готовится к продолжительной работе у микрофона. Разумеется, я не только кусаю губы, но это одно из самых простых и действенных упражнений.

Второй — произнесение сложных сочетаний согласных, использую звукоряд. Мне нравится московский (ИЭАОУЫ). Мое любимое сочетание бви-вби, бвэ-вбэ, бва-вба, бво-вбо, бву-вбу, бвы-вбы. Кроме того, буквы В и Ф начинающие чтецы в силу небрежности очень часто «игнорируют» — они просто «проглатываются». Так что обратите внимание на то, как вы произносите эти две, казалось бы, простые буквы.
Светлана Шаклеина

— Вы дважды победили в этом конкурсе. Какие советы вы можете дать чтецам-участникам?

— Во-первых, рекомендую всем сомневающимся отбросить сомнения и участвовать. В этом конкурсе будет 10 победителей-чтецов, а значит, выше шансы попасть в финал. Не зацикливайтесь на выборе произведения — сюжет книги в чтецких конкурсах, как правило, не играет роли, лучше сосредоточиться на грамотной подаче, хорошем качестве звучания. Не слишком усердствуйте над музыкальным оформлением и саунд-дизайном, это не повлияет на оценки жюри, а может даже испортить восприятие.

Во-вторых, АО «ЗАСЛОН» и Литрес устраивают шикарное мероприятие в финале конкурса, это лишний повод попробовать попасть в финал, чтоб посетить этот праздник))

— С какими трудностями вы сталкивались при озвучивании фантастического произведения? Есть ли у этого жанра особенности, которые стоит учесть чтецам?

— Не могу сказать, что жанр фантастики имеет особенности при озвучивании. У любого произведения, вне зависимости от жанра, есть свое настроение, своя сверхзадача и своя эмоциональная составляющая. Чтецу важно суметь грамотно передать это настроение. Конечно, возможно, не стоит читать техническую фантастику как детскую сказку или излишне нагнетать страх на слушателей, если по сюжету этого не требуется, поэтому отталкиваемся всегда от текста.

— Ваши напутственные слова участникам.

— Не бояться, пробовать, участвовать. Несмотря на то что все конкурсы субъективны, возможно, именно в этом году вы окажетесь в фаворитах, и мы сможем осенью встретиться с вами в Петербурге. Желаю всем удачи! Искренне буду держать кулачки за своих коллег! До встречи в финале!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.