Олеся Галькевич — о том, как профессия помогла в написании книги


За неформальный разговор отвечает наш комьюнити-менеджер Полина Воронина.
Добрый день, Олеся!
1. Как Вы начали писать?
Вообще, еще в детстве, лет в 15, написала «роман» про любовь, подростковый, про все трудности подростковые, несогласие с родителями, желание уйти из дома в знак протеста и про первую любовь к географу в лицее. Давала почитать всем подряд, даже учительнице русского языка и литературы. А потом, с 20 лет, жизненный опыт стал суровее, чем географ, учеба, споры с родителями, и желание писать романтическую художку надолго отпало. Где-то до 40 лет.
Нон-фикшн написала почти случайно. Увидела объявление о марафоне по написанию книги за три месяца. И решила, что на всякий случай пройду, напишу и потом, на старости лет, если захочется снова художку писать, буду знать полный цикл, что такое книга. На самом первом вебинаре марафона было, конечно же, задание: написать три цели, для чего вам книга. Третьим пунктом у меня была фраза (цитирую): «Потянуло». У меня до сих пор есть листик с этими целями и «потянуло». Я потом не раз материлась на эту фразочку, по ночам набирая текст.

2. Как Вы готовитесь писать? Составляете ли план книги? Я видела, Вы используете стикеры!
Да, стикеры — моя любовь! Я не могу вообще приступить к работе, пока не вижу перед собой план и последовательность задач. Иначе невозможно ни контролировать движение к цели, ни понимать, сколько готово.
В общем, отсутствие планирования — причина всех факапов.
Первый план книги был, конечно же. Но какой-то «без души». У меня большой опыт работы с людьми по лишнему весу, я психолог и диетолог. Поэтому писала полностью на воодушевлении, «из головы» — поток сознания, короче.

Сначала идея была в том, чтобы написать прям библию похудения, разобрать все возможные случаи. А потом, когда села писать, поток сознания залил весь план, как если кофе пролить на блокнот.

Потом составила второй план, когда уже было 90 000 знаков готово. Второй план был «с душой»! И я поняла, что план-то отличный, но то, что уже написано, никак не по плану. Это было трудно и напряжно, потому что стало понятно, сколько надо нового текста!

Добавляла текст. Ну и в какое-то время у меня вышло 230 000 знаков сырого текста. Начала редактировать.

После моей редактуры стало 252 000 знаков, и я поняла, что я неспособна в принципе уменьшать свой же текст. Давно не испытывала такого сильного и длительного раздражения! Прям неделю-две меня просто все бесило!

Ну и потом случилось то хорошее, что только могло случиться) Редактор прямо написала мне в ВК, что она за деньги берется отредактировать мой текст и сделать из него конфетку! Это было счастье, но дорогое счастье. Двое суток я морально готовилась отдать ту сумму, которую она мне озвучила.

Раньше я считала, что успех книги, первой книги, с первого раза, самиздатом, в желто-желтушной теме похудения — ну-у-у… это из серии, знаете ли… Короче, сказочки это, если честно! Вероятность провала 99%. И вкладывать в это еще и деньги — верх глупости и авантюризма.

Сейчас я считаю, что вероятность успеха любой новой книги такая же — 1%. Правда, акцент поменялся. Но вероятность осталась той же.

В любом начинании всегда может быть успех хотя бы по тем причинам, которые внезапно ждут за поворотом, и ты про них сегодня не знаешь и ни за что не можешь узнать! Всегда может случиться, что вот завтра ты просыпаешься и вдруг узнаешь, что тебе подвалила какая-то потрясающая возможность! Легкая и классная! Такое часто случается. Со мной. В моей картине мира.

Но полагаться на такое ведь нельзя, правда? Будет такой бонус — прекрасно! Но планировать надо всегда обычный, базовый вариант. А базовый вариант в моем случае, с вложением кучи денег в редактуру книги, был — почти гарантированные убытки)

Сейчас-то, уже после того как все сложилось, я могу назвать причины успеха моей книги. Ретроспективно. Но на тот момент вложения в редактуру для меня были все равно как… Ну, пропить их в баре, накупив всем незнакомым посетителям выпивки. Знаете, как в фильмах! Всем повторить за мой счет!

Хуже всего стало, когда мы поняли с редактором, что я ошиблась в оценке объема текста. Я назвала ей цифру в 150 000 знаков (какое-то чудо-затмение нашло на мой аналитический мозг), и она назвала цену именно для этого объема. А на самом деле, когда я открыла свой текст, я увидела, что там 252 000! Как я могла забыть? Без комментариев, как говорится.

Еще двое суток я решала, что теперь делать с этим. Доплачивать я вообще была не готова, а если не доплачивать, то это означало выкинуть почти половину книги. Мало того, что выкинуть, так еще и перерабатывать то, что осталось. А я хотела отдать текст редактору за деньги именно для того, чтобы НЕ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ПО КНИГЕ НИЧЕГО, потому что сил не было уже!

Не передать вам моих мучений! Вот честно!

Мне пришлось взять себя в руки реально из последних сил и принять решение, что я не доплачиваю, а меняю книгу. Я удалила весь текст про диетологию и оставила кусок только про психологию лишнего веса.

Ну и еще одна трудность меня поджидала за поворотом. На самом деле начало книги, первую часть по диетологии и питанию, я проработала очень хорошо, она была написана так, как мне нравится. А вторая часть по психологии была написана уже на исходе сил.

А поскольку я решила первую часть убрать, то фактически мне пришлось и план заново переписывать, и содержание переделывать. 10 суток подряд я снова работала чисто с текстом.

Чтобы составить новый план и понять, сколько в какой главе написано, мне пришлось два раза распечатывать всю книгу на бумаге, потом я разрезала ее на логические куски, вырезала прямо абзацами, если где-то было нелогично или непонятно. Потом раскладывала бумажные куски текста по всей комнате в разных последовательностях. Выстраивала содержание по логике, по структуре. Чтобы самой понять, куда и что дописывать. И дописывать ли.

Так что да, планы я люблю и стикеры обожаю. И без них я вообще не представляю, как можно было бы пройти весь путь, который называется «написание книги». Но это лично про меня. У других авторов все по-другому, по-своему!

Если еще раз обернуться и посмотреть назад, то становится понятно, что именно этот кусок книги, про психологию лишнего веса, и был нужен. Во всяком случае, для первой книги. Я думаю, что, если б она получилась так, как я ее изначально задумывала, она бы не пошла. Там было много деталей, нудных цифр и подсчетов. Читатели потерялись бы, соскучились в самом начале и до психологии не дошли бы. На самом деле то, что все получилось именно так, — это одна из причин успеха. Так что реально, вы не можете знать, что получится, а что нет. Просто делайте!
Так что реально, вы не можете знать, что получится, а что нет. Просто делайте!
3. Какой опыт Вам помог написать вашу книгу «Тараканы в твоей голове и лишний вес»? Вы обращались к кому-то за консультацией для книги?
Я бы сказала, что весь мой жизненный опыт помог. Сейчас я бы так определила необходимые навыки, чтобы написать книгу:
  • куча экспертных знаний по теме из опыта работы с людьми, уже сложившихся в четкую структуру;
  • умение увлекательно рассказать (неважно что);
  • умение пользоваться письменным языком;
  • умение четко, структурированно излагать мысли (естественно, для этого в голове не должно быть каши);.
  • настойчивость;
  • умение каждый день браться за новое и осваивать это новое;
  • понимание того, что без маркетинга даже очень качественная внутренность книги не будет продаваться;
  • ориентация не на признание, а на деньги. Точнее, и на признание, и на деньги.
И обращалась во время написания книги тоже за консультациями к медикам. Чтобы лишний раз убедиться, что все, что написано о медицинских диагнозах и подходах, подтверждено и верно.
4. Кстати, почему именно такое название?
Поначалу было 80 вариантов названий. Я молодец что выбрала именно это. Ну, мне кажется, что словосочетание «тараканы в голове» очень четко говорит о том, что книга о психологии, о проблемах в восприятии. И запоминается отлично! Так и получились тараканы)

Тараканы в твоей голове и лишний вес. Олеся Галькевич

5. Как Вы думаете, почему книга выбилась в топ продаж? Был ли секрет?
Я уверена, что, как всегда, сложилось несколько факторов.
Первый — качественное содержание (легко читается, четкая структура книги, много практических упражнений, интересно, полезно).
Второе — востребованная тема, связанная с психологией.
Третье — популярная тема похудения.
Четвертое — публикация книги случайно совпала с периодом начала сезона. В теме снижения веса годовая сезонность очень выражена. Тогда я этого не знала, а сейчас уже знаю.
6. Что в работе над текстом самое сложное?
Лично для меня — это редактура. Больше ничего. Я реально все сделала сама, кроме иллюстраций, корректуры и редактуры. Но, вообще, каждый должен заниматься своим делом. Автор — только писать. По возможности. Все свои следующие книги я буду отдавать на платную редактуру и корректуру обязательно и с радостью.
7. А что, на ваш взгляд, является главным в работе автора нон-фикшн литературы?
Главным является понимание цели самим автором) Надо понимать, для чего вы беретесь за это. Тогда, возможно, будет легче пройти все подводные камни и железобетонные стены на этом пути.
8. Над чем работаете сейчас?
Сейчас работаю над анализом продаж книги!

Потому что мне лично очень подошел такой формат жизни и работы: напрягаешься, пишешь книгу, потом отдыхаешь (ну это громко сказано, потому что активностей по продвижению никто не отменял), смотришь, как денежки на счет капают. Потом захотел понапрягаться — снова пишешь книгу.

Поэтому сейчас изучаю, как продвигать собственные книги и помогать ЛитРес в продажах. А потом засяду за следующую книгу! Уже есть как минимум четыре четкие идеи для больших книг и три идеи для маленьких.
9. Как Вы считаете, нужны ли автору собственные соцсети для коммуникации с читателями?
Соцсети КРИТИЧНО нужны автору.

Но я бы даже сказала, что не сами по себе соцсети, а продвижение собственной книги. Соцсети — только один из инструментов продвижения. Повторюсь и не устану повторять это: когда автор не прилагает усилий для продвижения своих книг, он сам под собой пилит даже не сук, а дерево, на котором сидит! Можно считать так: собственные активности увеличивают продажи кратно, особенно на начальном этапе. Говорю это особенно потому, что у меня самой опыт печальный в этом, я очень сожалею, что делала недостаточно!
10. Есть ли у Вас любимые писатели? Кого бы Вы могли посоветовать почитать?
С любимыми писателями у меня напряг) Конечно же, они есть. Но они весьма специфичны. Поначалу в детстве Маргарет Митчелл и «Унесенные ветром», Анн и Серж Голон и «Анжелика». Потом «Мастер и Маргарита».

А потом началась взрослая жизнь, и пошли книги только по успешному успеху, управлению, стратегии и тайм-менеджменту: Брайан Трейси («Достижение максимума»), Дэн Кеннеди (все), Чан Ким («Стратегия голубого океана»). А потом — бесконечная практическая психология. Я читаю от 30 до 80 книг в год, много профессиональной литературы и «успешного успеха». На переключение люблю «Ведьмака», Панова «Тайный город», Брэдбери, Стругацких. Очень люблю автобиографии Черчилля, Генри Форда и Тэтчер.

Пожалуй, я посоветую НЕ читать любовные и эротические романы и НЕ смотреть развлекательный контент на ютубчике. Если вы амбициозны и верите в то, что пришли в этот мир для чего-то бОльшего.

То, на что направлено твое внимание и действия, то и материализуется в жизни.

Надо работать (писать). А читать — про успешный успех, автобиографии великих и профессиональную литературу.

Ну, это — мое субъективное мнение.
11. Что бы Вы могли пожелать начинающим авторам и тем, кто впервые публикует свою книгу в ЛитРес?
Может, и пафосно, зато от души. Наступит момент, когда свет вокруг вас совсем погаснет. Вы останетесь один на один с собой, вам покажется, что вы сидите у разбитого корыта. Много, много мыслей и аргументов подыщет для вас взгрустнувший мозг в доказательство, что у вас ничего не получится. Ведь и раньше многое не получалось.
Помните, что все проходит. И это пройдет!

Единственный человек, который может помочь вам, — это вы сами. И единственное, что может помочь вам, — это продолжать.

Продолжайте! Несмотря ни на что! И когда-нибудь это закончится. Закончится процесс написания книги! Вы будете держать свою книгу в руках и благодарить себя за то, что много раз в темноте принимали решение продолжать, а не сдаваться!
Была ли данная статья полезна для Вас?