Кейсы: как становятся чтецами аудиокниг?

Участники проекта ЛитРес: Чтец рассказывают, как начали озвучивать аудиокниги и кем работали до этого

ЛитРес: Чтец позволяет участникам не только заниматься своей творческой реализацией, но и зарабатывать на этом деньги. Зарегистрироваться в проекте можно здесь. Если вы еще сомневаетесь в своих силах, почитайте истории наших чтецов. У кого-то из них было музыкальное образование, кто-то работал главой администрации, кто-то вел новости на радио, а кто-то просто любил слушать аудиокниги. Не важно, кем вы были до того, как пришли работать в ЛитРес: Чтец. Важно, чтобы вы стремились совершенствоваться в своем мастерстве и не пасовали перед трудностями.

Все очень разные

  • По образованию я дирижер духового оркестра. В 1992 году окончил дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. И по 1995 год служил по специальности на Камчатке. С 1996 года я плотно занялся вокалом и с тех пор не расстаюсь с микрофоном. Давно хотел озвучить кого-нибудь из звезд мирового кино. Мечта эта просто манила меня. Вероятно, сказывались гены: мой дед Метелица Михаил Иванович был драматическим актером. Но постоянно что-то отвлекало и серьезно заняться этой профессией никак не удавалось. Когда в 2020 году нашей страны коснулся злосчастный ковид, появилось многой свободного времени. «Что если попробовать себя не актером дубляжа, а чтецом аудиокниг?» — подумал я тогда. Стал искать где можно применить свои навыки и наткнулся в сети на проект ЛитРес: Чтец. В этот же день я отправил заявку.
  • Идея озвучивать книги возникла спонтанно, это был примерно 2010 год. Каждый день я проводил в машине по 3 часа по пути на работу и домой. Аудиокниги были единственной возможностью сделать так, чтобы это время было потрачено не совсем впустую. Единственной площадкой, где можно было что-то найти на свой вкус, стал RuTracker. Да, каюсь, грешен. Но другой площадки тогда не было. Именно среди пиратов организовались первые группы энтузиастов, которые пробовали себя в озвучке, брались за то, что нравится самим. Авторское право? Нет, не слышали. Какие голоса там только не встречались. Я как-то написал критическое сообщение об одном из дикторов, и меня тут же забросали сообщениями в стиле «попробуй сделать лучше». Ну, я и попробовал. Надо сказать, что я искренне старался придерживаться хотя бы видимости авторского права, писал авторам, запрашивал разрешение на озвучку.
    По целому ряду причин я на несколько лет забросил свое хобби. Но не забыл о нем. В 2019 году увидел информацию о проекте ЛитРес: Чтец, прошел тестовое задание и… еще почти год не мог определиться с книгой. Потом как-то нашел произведение по своему вкусу и пошло-поехало.
  • Может показаться, что в проект ЛитРес: Чтец я попал случайно. По образования я инженер, в прошлом был и автослесарем, и it-специалистом, и охранником, и директором управляющей компании, и завхозом. Был даже заместителем главы района. С детства я очень любил читать и имел хорошую память. Читал много и быстро. Году в 2007 в мою жизнь вошли аудиокниги, но тогда я их только слушал.
    В 2009 году я работал вахтовым методом, у меня были компьютер и много свободного времени. Слушал я тогда «Ведьмака» Анджея Сапковского. Я не нашел озвучки 4-й книги «Час презрения». Я купил гарнитуру за 800 рублей, сказал Adobe Audition и записал свою первую аудиокнигу. Возможно, я бы так и остался любителем, но в 2017 году мне попалось на глаза предложение ЛитРес: Чтец.

Упорство и труд

  • Ничего не зная о том, как управлять голосом, я записала тестовое задание и отправила его на проверку в ЛитРес: Чтец. И меня, конечно же, не приняли. Я не остановилась на этом. Записалась на курсы к Дмитрию Креминскому, купила новый микрофон. Пока училась, начала озвучивать фильмы, сериалы. Отправила тестовое задание второй раз, после чего меня приняли в проект. Я обрадовалась, кинулась записывать книгу… и поняла, что запись звучит не так, как должна. Пришлось повторно записываться на курсы, купить третий микрофон, более профессиональный, обустроить звуковую кабину дома. И только тогда я взялась за свою первую книгу.
  • Друзья говорили: «Тебе бы книжки озвучивать». Я купил микрофон и почти год учился читать вслух. Это оказалось очень трудно. Я-то думал, что с наскока легко получится. Первое произведение, которое я записал, — рассказ Михаила Булгакова «Воспоминание…». Он длится всего 13 минут, но мне понадобилось 2 месяца, чтобы довести начитку состояния, в котором она мне, наконец, понравится. Сейчас, с высоты своего опыта, я могу сказать, что не доволен результатом.
  • Я работала ведущей новостей на радио и рискнула записать тестовое задание для ЛитРес: Чтец. Делала это уже поздним вечером в студии, чтобы никто не услышал. Скоро я узнала, что прошла в проект. И тут возникла проблемка: микрофона дома у меня не было. Ничего для записи не было, кроме желания. Первый рассказ я записала на микрофон друга. Это, наверное, была самая сложная запись в моей жизни. Озвучку я перечитывала 3 раза полностью. Потом методом проб и ошибок подбирала оборудование, тут тоже все получалось не сразу.

    Самое удивительное в проекте ЛитРес: Чтец — возможность напрямую общаться с писателями. Несколько лет назад я выбрала на озвучку смешную книгу и до сих пор общаюсь с автором. Я слежу за ее творчеством, она — за моим.

  • Когда я отправил заявку в ЛитРес: Чтец, был уверен в успехе. Долгое время мне не приходил ответ. Тогда я начал бомбардировать поддержку вопросами о судьбе своего задания и, в конце концов, неожиданно для себя получил отказ, увы, без объяснения причин. Я был убит! На новую попытку решился только спустя 2 года. И о чудо, быстро получил предложение стать чтецом проекта. А потом началась работа. Сегодня у меня уже более 200 озвученных книг.

Преграды есть только в голове

  • Читать вслух, творить, работать можно не просто в любом возрасте, но и в любом месте. Для меня первым местом, где я начал записывать аудиокниги, стала гардеробная в нашей квартире. Стоя по стойке смирно, — некуда было поставить стул — я озвучил первые тексты. Потом уже переместился в гостиную, и только шум холодильника немного мешал мне сосредоточиться.

    Я записывал аудиокниги и в путешествиях, и в гостях у моей мамы, которая живет в Ессентуках. Скажу вам, место не имеет значения. Да, на качество записи это влияет, нужны различные настройки. Но важны не настройки техники, важен ваш личный настрой. Как вы чувствуете произведение, как вы донесете его до своих слушателей.

  • Спустя много лет и горы прослушанных книг я задумался, почему бы не попробовать озвучить что-то самому. Это же интересно! Написал небольшую историю, надел вязаную перчатку на простенький микрофон, чтобы звучало получше, и озвучил. Друзьям понравилось. Тогда задумался, как получается, что люди становятся декламаторами? Порылся в интернете и нашел проект ЛитРес: Чтец. Тут понадобился микрофон получше, перчатку пришлось заменить на нормальный поп-фильтр:) Зато когда попал в проект, началась настоящая магия.

  • Это трудоемкая, сложная работа. Просто представьте, на 10 часов готовой записи у меня с готовой и отработанной технологией уходит 25 часов работы. Но если вы все же возьметесь за озвучивание книг, могу сказать одно — не отчаивайтесь, не сдавайтесь, нарабатывайте навыки и все получится.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: