Top.Mail.Ru

Что такое пирамида Фрейтага: как построить захватывающий сюжет

Что за услуги?
При упоминании фразы «хорошая история» в голове каждого человека, особенно автора книг и сценариев, точно вспыхнет парочка любимых произведений. Не просто тех, которые когда-то посмотрели, а тех, которые сумели поразить и достучаться до чего-то глубоко внутри.

Но что особенного в таких историях? Что отличает их от любых других?

Сегодня мы поговорим о пирамиде Фрейтага — классической модели, используемой в построении сюжета, основы драматической структуры, которую разработал Густав Фрейтаг. Пирамида активно используется в литературе, сценарном деле и даже в маркетинге, позволяя создавать эмоционально насыщенные истории при помощи определённой системы. Благодаря ей авторы выстраивают более цельное и убедительное повествование.

Что такое пирамида Фрейтага?

Немецкий писатель и драматург XIX века Густав Фрейтаг, посвятивший всю свою жизнь изучения филологии и литературы, долгое время задавался вопросом: «Что отличает хорошую историю, способную затронуть сердца слушателей и даже изменить их поведение?»

После долгого изучения классической, древнегреческой литературы и драматических произведений Уильяма Шекспира, Фрейтаг составил своего рода карту, систему, последовательность. Это наглядно показывало, как именно работали истории Шекспира и почему они оказывали такое влияние на читателей.

Итоги исследования стали называться Пирамидой Фрейтага — определённой и последовательной драматической структурой, которая выделяет пять актов: введение, возрастание действия, кульминация, уменьшение действия и развязка.
Фрейтаг считал, что каждая эффективная история может быть разбита на 2 половины, которые и создают форму треугольника или пирамиды, внутри которой и содержатся пять актов Фрейтага.

Интересный факт: вскоре после создания структуры, пока она ещё не имела названия, её уже активно применяли в работе многие авторы, что само по себе доказывало эффективность.

Пирамида Фрейтага: кто и как её придумал?

Помимо писательства и драматургии, Густав Фрейтаг был литературоведом и теоретиком. Он считается одним и основоположников всего структурного анализа драматургического произведения. Его учения и исследования повлияли на будущее развитие театральной теории, сценарного мастерства и литературоведения.

Большую часть жизни Густав посвятил именно изучению драматургии: он считал, что хорошая драма имеет чёткую внутреннюю структуру, вызывающую у зрителя или читателя тот самый отклик, благодаря которому история запоминается.

Одной из ключевых и важных работ Фрейтага на писательском поприще стала его книга «Техника драмы», написанная в 1863 году. В ней Густав постарался собрать весь свой накопленный опыт в изучении драмы: он систематизировал знания по изучению драматической структуры произведения и выделил основные этапы развития сюжета, которые создают напряжения и ведут к эмоциональной кульминации.

Основной идеей книги и стала та самая пирамида, о которой мы говорили выше: Фрейтаг предложил модель, которая изображает развитие действия в виде пирамиды, где в основании лежит введение (либо же экспозиция), а на вершине располагается кульминация, нисходящая в развязку.

Подробнее о каждом элементе пирамиды мы поговорим ниже, но кратко эта последовательность выглядит следующим образом:
  • Введение (экспозиция) — знакомство с персонажами, местом действия и начальными условиями;
  • Возрастание действия — возникновение конфликта или проблемы, запускающей действие с его постепенным развитием;
  • Кульминация — максимальное напряжение в истории или же поворотный момент, влияющий на главных героев и всё повествование;
  • Уменьшение действия — постепенный, но не менее напряжённый спад динамики, который подготавливает читателя к эмоциональному финалу;
  • Развязка — завершение конфликта, проблем и логичное окончание истории с расставлением всех точек в сюжете.
Важно, что каждый элемент пирамиды не может работать отдельно от другого, поэтому автору необходимо следить за логичностью и последовательностью действий. Хоть в основе изучений Фрейтага и лежит драма с трагедией, пирамиду используют не только в рамках этих жанров.

Модель Густава Фрейтага стала важной вехой во всём литературоведении, оказав влияние на каждый аспект создания произведения. Если постараться обобщить, то можно выделить 5 причин, почему пирамида оказала такое большое влияние.
Причина 1

Универсальность и системность анализа

Как мы и говорили выше, структура пирамиды Фрейтага легко адаптировалась под каждый жанр, что позволило применять её как при создании литературных сюжетов, так и киносценариев. Почти в любом произведении можно выделить 5 основных элементов структуры.
Причина 2

Влияние на создание сценариев

Пирамида Фрейтага стала своего рода стандартом при разработке сюжетных линий в сценариях кино и пьес, что до сих пор помогает создавать истории логичными, динамичными и эмоционально насыщенными.
Причина 3

Обоснование драматической эффективности

Последовательность и определённые этапы развития действия вызывают у читателя и зрителя определённое эмоциональное состояние, реакции. Это может быть напряжение, ожидание, удовлетворение, разочарование, злость. Разобравшись в элементах пирамиды, автор способен играть с чувствами будущего читателя так, как ему вздумается, и давить на нужные струны человеческой души. Главное — не забывать, что всё это действительно работает, когда эмоциональные события в построении сюжета вписываются в логику и последовательность действий.
Причина 4

Влияние на теорию литературы

Дальнейшие исследования структуры произведений разных жанров и форм во многом опирались на пирамиду Фрейтага.
Причина 5

Отличный шаблон для обучения

Пирамида стала одним из базовых инструментов для анализа в учебных программах по драматургии, сценарному мастерству и литературоведению. Молодым авторам она помогает структурировать свою работу и не выходить за определённые рамки, а опытным даёт возможность оттачивать и развивать своё мастерство в умении создании сильных и эмоциональных произведений.

Структура пирамиды Фрейтага

А теперь подробно поговорим о каждом элементе пирамиды.
Элемент 1

Введение или экспозиция

На этом этапе важно познакомить читателя и зрителя с основными действующими персонажами, их окружением, местом действия и подготовить всё для начала основных действий. Описываются условия, в которых будет развиваться сюжет. Также можно добавить намёки на будущий конфликт.

Например, в эпической романтической драме «Титаник» нам кратко представляют двух главных героев — Джека и Роуз —, их жизни, статус и различия до того, как они вступили на борт лайнера.

Джек — молодой, бедный и безрассудный, но искренний и добрый художник. Роуз — девушка из высшего общества, живущая по определённым правилам в строгости и статности. Здесь зритель уже понимает, что между героями будет какая-то история. Плюсом идёт предвкушение путешествия, которое неминуемо изменит их жизни.
Элемент 2

Развитие действий

История стремительно развивается, а будущий конфликт усложняется. Герои сталкиваются с препятствиями, возникают новые подробности, детали и ситуации, требующие решений и действий. Происходит основное развитие и построение сюжета, благодарям которому мы сильнее знакомимся с персонажами, больше проникаемся ими. Возможно появление дополнительных героев, которые помогут развить характеры главных действующих лиц.

Здесь важно удержать внимание читателя или зрителя, показать рост героев, развитие действия, конфликта и неминуемое приближение к эмоциональной кульминации.

В «Титанике» Джек и Роуз знакомятся, общаются и между ними вспыхивают чувства. Всему этому противится мать и жених девушки, которые считают Джека отребьем. Они хотят избавиться от него и готовы сделать всё, чтобы разлучить влюблённых. Конфликт на фоне социальных различий развивается.
Элемент 3

Кульминация

Самый напряжённый и поворотный момент истории, который приводит к пику всего конфликта. Происходит решающее событие, которое определит ход дальнейшей истории.

В рассматриваемом нами фильме кульминационный момент складывается из нескольких важных для сюжета событий: Джек и Роуз решают быть вместе, идя наперекор светскому обществу и жизненным обстоятельствам, а лайнер Титаник сталкивается с айсбергом.

Мощный, эмоциональный, поворотный момент, который выбивает зрителя из колеи: он только-только порадовался за молодых влюблённых и ждёт счастливого финала, но столкновение с айсбергом ставит под угрозу все ожидания. К тому же, корыстный и не принимающий поражение жених Роуз сотрудничает с экипажем корабля, обвиняя Джека в преступлении. А далее — борьба за жизнь на тонущем корабле
Элемент 4

Уменьшение действий

Уменьшение действия не значит затухание динамики. Здесь демонстрируются последствия принятых решений и действий героев, который, что очень важно, должны оставаться логичными и последовательными. Даже если автор сам хочет, чтобы финал был определённым, стоит задуматься: действительно ли он вписывается в происходящее?

В «Титанике» уменьшение действия начинается в моменте, когда корабль ушёл ко дну. Роуз и Джек сумели выбраться с лайнера, но они, как и множество пассажиров находятся в ледяной воде. Вокруг тишина, и герои пытаются дождаться помощи. Откликнувшиеся на сигнал бедствия корабли находят лишь уйму безжизненных тел. Совсем немногих удаётся спасти, а из пары влюблённых выживает лишь Роуз.

Последствия кораблекрушения, спасение выживших и осознание трагедии — это и есть уменьшение действий
Элемент 5

Развязка

Финальный этап истории, в котором все сюжетные линии, начатые в начале, закрываются, а герои приходят к концу своего пути.

Трагедия влюблённых в том, что их счастливому концу было не суждено сбыться. Джек погиб, спасая Роуз, чем подарил её долгую и счастливую жизнь. Но действительно ли счастливую?

В старости Роуз рассказывает свою историю, вспоминая об утерянной любви. Затем женщина умирает и встречается с Джеком.

На примере «Титаника» видна чёткая структура пирамиды Фрейтага, которой придерживался сценарист и режиссёр Джеймс Кэмерон: поэтапное развитие действий, которое соответствует пирамиде Фрейтага.

Как использовать пять актов Фрейтага?

Чтобы лучше понимать все элементы пирамиды Фрейтага, мы составили «практическое» руководство, которое подойдёт не только для написания бестселлеров, но и для написания сценариев (о том, как их писать, мы рассказали в статье «Как писать сценарий: пошаговая инструкция и советы сценаристов»)

Это небольшая, лаконичная и поэтапная инструкция с советами. Но важно ещё понимать следующее: в одном произведении могут использоваться элементы разных структур повествования, о чём мы ещё поговорим.
Пункт 1

Определите основную идею и конфликт

Важно чётко сформулировать основную проблему, вокруг которого в будущем и будет строиться история. Что хочет достичь главный герой? Через какие препятствия ему придётся пройти, с какими персонажами ему предстоит встретиться, чтобы достичь поставленной цели? И кем он должен стать в конце, ведь развитие характера главного героя — важный элемент, без которого читатель не поверит в происходящее.
Пункт 2

Постройте экспозицию

Как вы познакомите читателя со своим миром? Что он должен знать в самом начале? Здесь стоит кратко рассказать о мире и окружающих условиях, о главных героях. Но не стоит затягивать: большое количество вводных может отпугнуть.
Пункт 3

Создайте завязку

Начните обрисовывать конфликт или проблему, которая станет отправной точкой для героя: не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое, нетривиальное.
Пункт 4

Развивайте действие

Нарастающий, постепенный конфликт — то, что нужно вашей истории. вводите новые преграды, усложняйте события, но не забывайте и о реакциях героев на происходящее. Не может быть, чтобы творящиеся и развивающиеся вокруг события никак не касались персонажей. Какой тогда смысл в этих событиях?
Пункт 5

Работайте с кульминацией

Кульминацию можно сравнить с фейерверком: фитиль уже горит, и вот-вот вокруг появится множество ярких огней. Вы с нетерпением ждёте и… бах! Полный эмоциональный экстаз от происходящего.

В истории точно также: вы поджигаете фитиль (введение и экспозиция), он горит (развитие действий), а затем всё доходит до долгожданного фейерверка (кульминация). Создавайте напряжение, старайтесь подготовить читателя и зрителя, используйте разные приёмы, чтобы в самый нужный, поворотный момент вызвать настоящий эмоциональный взрыв.

Эмоции, как мы говорили ранее, не всегда будут положительными. Гнев, разочарование, грусть и слёзы — тоже эмоции, которые вполне естественны при чтении книги или просмотре фильма.
Пункт 6

Поставьте точку

После взрыва наступает затишье. Вы можете закончить историю на кульминации, но после ярких эмоций всегда нужна небольшая передышка, которая успокоит нервы.

Подведите итоги. Расскажите, как герои пережили свою историю, к каким выводам пришли и что чувствуют после пройденного пути. Либо же, если у вас драматическая структура, и произведение заканчивается смертью главного героя, то опишите, как его уход повлиял на других персонажей. 

Важно дать читателю небольшой отдых и поставить точку в истории, но, как и с введение, не затягивайте. Всё хорошо в меру.
Пункт 7

Будьте последовательны

Не спешите писать всё и сразу, ведь мало у каких авторов это получается. Подготовка важна, и модель Фрейтага отлично поспособствует в этом. Можно заранее кратко прописать все элементы пирамиды Фрейтага и совместить это с набросками по персонажам и основным действиям.

Не забывайте и про эксперименты: поменять порядок элементов, добавить лживую кульминацию и развить из неё нечто ещё более впечатляющее.

Пирамида Фрейтага на примере известных произведений

Чтобы пирамида Фрейтага была максимально понятна, предлагаем рассмотреть её на примере двух очень известных произведений.

«Ромео и Джульетта»

Начнём с классической трагедии Уильяма Шекспира, в который чётко прослеживается каждый элемент пирамиды. 
  • Введение и экспозиция 

    Происходит знакомство с главными героями — с Ромео Монтекки и Джульеттой Капулетти, чьи семьи находятся в постоянной вражде. Молодые люди, несмотря на противостояние семей, влюбляются друг в друга.
  • Развитие действий

    Главные герои встречаются всё чаще и осознают, что их ситуация не позволит им быть счастливыми. Но идя наперекор судьбе и обстоятельствам, Ромео и Джульетта в тайне женятся.

    После очередного конфликта членов семьи, Ромео убивает одного из Капулетти, из-за чего юношу изгоняют из города. Джульетта в трауре, она не в силах смириться с утратой Ромео и тем фактом, что её принуждают к замужеству с нелюбимым человеком.
  • Кульминация

    Джульетта, пребывая в отчаянии, думает выпить смертельный яд, но близкий человек предлагает использовать сильнодействующее снотворное и обставить всё таким образом, будто она действительно умерла. Девушка соглашается, а к Ромео отправляют гонца, чтобы рассказать ему о плане. Но в связи с чумой, гонец не успевает, и Ромео узнаёт о смерти возлюбленной. Он принимает решение выпить яд у гробницы любимой Джульетты, после чего скоропостижно умирает.
  • Уменьшение действий

    Джульетта просыпается и видит мёртвого Ромео. Она понимает, что план не сработал, и, не желая жить без юноши, вонзает в себя кинжал
  • Развязка

    Влюблённые умирают друг с другом, а семьи Монтекки и Капулетти прекращают вражду.

«Гарри Поттер и Философский камень»

Этот пример будет интересен тем, что автор книги Джоан Роулинг использует элементы сразу нескольких структур. Помимо пирамиды Фрейтага здесь можно увидеть классический путь героя.
  • Введение и экспозиция

    Знакомство с главным героем Гарри Поттером и его семьёй. Здесь же представляются некоторые важные второстепенные персонажи, которые кратко словами и действиями намекают на связь будущих событий с магией и волшебством.
  • Развитие действий

    Гарри узнаёт о своём прошлом, о том, что он волшебник и об опасном враге — лорде Волан Де Морте. Дальше Гарри знакомится с Роном и Гермионой, которые станут неотъемлемой частью приключений мальчика, который выжил.

    Герои попадают в магическую школу Хогвартс, где обучаются и оказываются втянутыми в различные передряги. Тройка героев пытается узнать тайну Философского камня, который как-то связан с тёмным лордом.
  • Кульминация

    Всё приводит к раскрытию тайны и битвой с Волан Де Мортом. Из схватки Гарри выходит победителем.
  • Уменьшение действий

    Гарри наблюдает за тем, как школа восстанавливается после произошедшего. 
  • Развязка

    Директор подводит итоги и называет факультет Гриффиндора, где учится Гарри и его друзья, лучшим в этом году. Затем учебный год завершается, и Гарри вместе с друзьями уезжают домой.

Пирамида Фрейтага: частые ошибки при её использовании

Рассмотрим часто встречающиеся ошибки в работе с пирамидой Фрейтага.
  • Перенасыщенная кульминация
    В один момент автор решает столкнуть все имеющиеся конфликты в истории. Важно понимать, какой из них основной, и сделать именно его максимально ярким и эмоциональным.

    Те же, что поменьше, тоже нужно довести до финала, но делать это стоит постепенно, а не сваливать всё в кучу.
  • Недостаточное развитие персонажей
    Если события никак не влияют на характеры героев, если сами герои никак не проявляют себя в той или иной ситуации, то в это не верится. Внутренние терзания, развитие и чёткая мотивация — то, что поможет избежать данной ошибки
  • Слабое введение и экспозиция
    Необходимо найти баланс между тем, сколько дать информации в самом начале, и сколько раскрывать по ходу дела. Недостаточный или медленный старт могут оттолкнуть читателя от дальнейшего изучения истории
  • Отсутствие должного напряжения
    Динамика повествования проседает и не вызывает нужного напряжения. Это чревато тем, что кульминация не возымеет вау эффект на читателя. Необходимо разбавлять размеренное повествование уникальными и неожиданными ситуациями.
  • Стремительный финал
    Кульминация должна быть логичной, читателя необходимо к ней подготовить. Если этого не сделать, всё может показаться необоснованным, что приведёт к разочарованию. 
  • Нарушение логики
    На протяжении всей статьи мы часто говорили о логике и последовательности действий. И не зря, ведь это распространённая ошибка, которая может испортить абсолютно любой сюжет.

    Если автор создаёт определённые рамки и правила, которые сам же нарушает, если поведение героев не соответствует их характерам, а рояли в кустах появляются сплошь и рядом, то история обречена на забытье.
Осознанная работа автора со своим персонажем помогает не превращать его в марионетку, а сделать классного героя, в мотивацию которого действительно веришь.

Дополнительные структуры и модели повествования

Хоть элементы разных структур повествования можно комбинировать, делать это стоит не всегда, да и не каждый сюжет подойдёт под пирамиду Фрейтага. Кратко рассмотрим некоторые альтернативы, которые станут полезными для дополнительного изучения.

Мономиф или путь героя (Джозеф Кемпбелл)

Универсальный, классический шаблон практически любого приключения, где используются определённые архетипы персонажей. Путь героя включает в себя три основных акта: уход, инициацию и возвращение.

Основной фокус этой структуры сосредоточен на путешествии героя и его трансформации в пути. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Путь героя при построении сюжета« 

Трёхактная структура

Самая простая модель повествования, состоящая из трёх универсальных элементов: завязки, конфронтации и развязки. Можно скачать проще: у истории должно быть начало, середина и конец.

Стадии путешествия героя (Кристофер Воглер) 

Похожая на путь героя, но изменённая структура, включающая в себя три основных акта, разделённых на 12 стадий
Многие структуры часто перекликаются между собой, что позволяет гибко использовать элементы каждой из них. Но использование конкретной или нескольких моделей зависит исключительно от того, какой сюжет автор хочет выстроить.

FAQ

Это определённая и последовательная драматическая структура, которая выделяет пять актов Фрейтага: введение и экспозиция, возрастание действия, кульминация, уменьшение действия, развязка.
Заключение
Новые знания — это дополнительный инструмент на поприще автора, ведь чем больше знаешь и понимаешь, тем насыщеннее и легче идёт работа над будущим бестселлером.

Пирамида Фрейтага — ещё один инструмент, который поможет с большим пониманием и уверенностью писать истории, которые миллионы читателей, как и мы, ждут в Литрес Самиздат.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.