Нон-фикшн, или нонфик, — это нехудожественные произведения, опирающиеся на реальные события, факты и истории. В дословном переводе термин означает «не вымысел». Научно-популярные, документальные и мемуарные тексты — все это входит в понятие нон-фикшн. Если говорить проще, нонфик — это прикладная литература. Иногда в качестве синонимов употребляют сочетания «документальная проза», «интеллектуальная литература», «литература факта».
Жанр нельзя назвать новым, но до недавнего времени написанные в нем книги не выделяли в отдельную категорию. Но, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева или «Былое и думы» Александра Герцена тоже можно назвать произведениями нон-фикшн.
Черты жанра
Отсутствие вымысла
Опора на реальные факты, теоретические знания или собственную экспертизу автора
Изложение научной информации доступным языком
Тематики нонфика: бизнес и финансы, саморазвитие и личностный рост, история и политика, биографии и мемуары, эзотерика и религия, журналистские расследования и true crime (анализ реальных преступлений), кулинария, дневники, психология, травелоги (путевые очерки), искусство, научпоп, ЗОЖ и медицина
Автофикшн — жанр на пересечении автобиографии и художественной прозы. Реальные события и достоверные факты в автофикшне переплетаются с авторским вымыслом. Здесь у автора нет задачи передать безусловную достоверность, важнее донести пережитые эмоции, чувства и ощущения. Смесь автобиографии, мемуаров, дневников, эссе и документалистики — примерно так можно описать автофикшн. Автор исследует свой опыт и рассказывает о нем, смешивая реальные и вымышленные события, дополняя, а порой заменяя сюжет мыслями, оценками, саморефлексией.
Именно поэтому некоторые называют автофикшн «книгами без сюжета». Но наличие сюжета или линейного повествования действительно не обязательно для этого жанра. На данный момент у автофикшна нет строгих рамок относительно сюжетов или стилистики. В первую очередь автофикшн — про честность эмоций и чувств. Порой жанр упрекают в чрезмерной исповедальности, но искренность и подлинность переживаний — то, чего ищут многие современные читатели.
Также возрастающую популярность автофикшна связывают с усталостью от традиционной художественной литературы с выдуманными героями и сюжетами. Идеологом поиска новых форм для выражения личного опыта еще в прошлом веке стал американский писатель и режиссер Дэвид Шилдс. Его тезис звучит так:
“
«Все лучшие истории — это реальные истории».
Дэвид Шилдс
Таким образом, автофикшн — кросс-жанр, который позволяет авторам экспериментировать, не покидая при этом рамок художественной литературы.
О том, как работать современным авторам в жанре нон-фикшн, мы подробно рассказываем в подкасте «Сам издамся», где начинающая писательница Надежда Кириченко в реальном времени проходит все шаги создания книги.
Черты жанра
Повествование от первого лица (в большинстве случаев, но не всегда)
Переплетение фактов и вымысла
Акцент на искренности эмоций: эмоциональная правда важнее фактологической достоверности
В основе сюжета — личный опыт и события из жизни автора
«Герой» не обязательно равно «автор», но мир внутри произведения подается через личное восприятие автора
И автофикшн, и нон-фикшн находятся на стыке жанров. Но главное, что отличает одно от другого, — степень достоверности.
И там, и там основой может стать опыт автора, но в нон-фикшне это должен быть экспертный и подтвержденный материал, а автофикшн допускает долю вымысла, размер которой определяет сам автор. Несмотря на похожие названия, суть жанров абсолютно разная — для удобства мы собрали основные отличия в таблицу.
;Автофикшн; Нон-фикшн
Основа;Личный опыт автора, жизненные ситуации;Научные исследования, экспертный опыт
Акцент;Эмоции и переживания;Подтвержденные факты
Степень достоверности;Соотношение правды и вымысла выбирает автор;100%
Для тех, кто хочет подробнее узнать об истории этих жанров, мы подготовили отдельные статьи про нон-фикшн и автофикшн. В них вы также найдете советы о том, как написать произведение в конкретном жанре и где его можно издать.