Что такое автофикшн:
как его писать и где издаваться

Рассказываем об истории появления автофикшн, о писателях этого жанра автофикшн, а также делимся советами, как писать автофикшн и где публиковать произведения.
В западной и русскоязычной литературе набирает популярность направление под названием автофикшн.

Что такое автофикшн

Автофикшн — это кросс-жанровое направление литературы, смесь автобиографии и художественной прозы, в которой реальные события и достоверные факты переплетаются с авторским вымыслом.

Автор может рассказывать о событиях, пережитых непосредственно им, но у него нет задачи достоверно описать факты и места. Гораздо важнее передать испытанные эмоции, чувства и ощущения.

Особенности жанра:

Как правило, повествование ведётся от первого лица, хотя автофикшн допускает анонимность рассказчика.
Автор наделяет героя своим именем и некоторыми деталями биографии.
Факты переплетаются с авторским вымыслом.
Автофикшн не требует от автора наличия сюжета или линейного повествования.
Акцент делается на искренности испытываемых эмоций.
В центре внимания повседневная жизнь. Автор не пытается преувеличивать значение собственной жизни или наделять свою биографию значимыми событиями.
Автофикшн допускает переплетение жанров, форм и форматов: эссе и репортажей, дневниковых записей и эпистолярной формы, потока сознания и фрагментарного повествования, прозы и даже поэзии.
Автор может использовать в повествовании реальных людей, склеивать нескольких действующих лиц в одно и наделять их вымышленными чертами и деталями биографии.

Откуда взялся жанр

Автофикшн изначально образовался на стыке автобиографии, дневниковых заметок, мемуаров, эссе и документалистики.

Впервые этот термин употребил французский писатель Серж Дубровский в авторской аннотации к своему роману «Сын». Он же охарактеризовал автофикшн как «вымысел абсолютно достоверных событий и фактов».

Поначалу книга прошла незамеченной, и Дубровскому пришлось лично раздувать к ней интерес, инициируя обсуждения в литературных кругах и публикуя в журналах рецензии, восхваляющие новаторство и уникальность романа. С одной стороны, Дубровский беззастенчиво себя пиарил, с другой, его тексты были полны действительно глубокого анализа.

Постепенно автофикшн прижился во Франции, и долгое время направление было представлено исключительно французскими авторами, такими как Эрве Губер, Маргерит Дюрас, Ян Андреа, Гильом Дастан и Катрин Милле.

Постепенно автофикшн стал проникать и в англоязычную литературу. Пример подали писательница Крис Краус с книгой I love Dick (1997) и литератор и режиссёр Дэвид Шилдс. В книге «Жажда реальности: Манифест» (2010) он призвал вынести на свалку классическую трёхактную структуру вымышленного романа с несуществующими героями и выдуманной реальностью и писать только о том, что происходит на самом деле.

В США всплеск интереса к жанру произошёл в 2013 году, когда на английском языке опубликовали первый том крайне противоречивого труда норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора «Моя борьба». Писатель на протяжении шести томов в мельчайших подробностях описывал бытовые и драматические ситуации из собственной жизни, не стесняясь выставлять себя в дурном свете рассказами об истязаниях отца-алкоголика или неудачном первом сексе.

В течение следующего десятилетия в США и Великобритании появилось поколение писателей, работающих в жанре автофикшна. Один из них как-то пошутил, что заключил с издательством контракт на написание биографии Кнаусгора, чтобы заполнить белые пятна, оставшиеся после шести томов «Моей борьбы».

В Россию автофикшн как отдельное направление пришёл в 2019 году вместе с первым томом Кнаусгора. В том же году на русский язык перевели и I Love Dick Крис Краус.

Одновременно стали появляться и русскоязычные произведения. Одним из первых больших текстов в жанре автофикшна на русском языке стал дебютный роман поэтессы Оксаны Васякиной «Рана».

Наиболее яркие представители жанра

В «Моей борьбе» Кнаусгора нет ни сюжета, ни цельного нарратива. Писатель на протяжении шести томов просто описывает свой ежедневный распорядок и тщательно документирует даже самые незначительные детали жизни. И не только своей — когда первые тома «Моей борьбы» опубликовали на норвежском, Кнаусгор перессорился с половиной семьи. Родные обвинили писателя в том, что он зашёл слишком далеко, выставляя на свет грязное белье своих отца, дяди, бабушки и бывшей жены.


I love Dick Крис Краус — скандальная книга о влюбленности, одержимости и сталкинге, написанная на пересечении романа в письмах, эссе, мемуаров и травелога. Основу произведения составляют сообщения, которые писательница ежедневно отправляла предмету своего обожания, рассказывая обо всём, что её волнует. Послания перемежаются отстранёнными авторскими рассуждениями и подробными описаниями быта.
В «Аргонавтах» Мэгги Нельсон история о личной жизни писательницы смешивается с отсылками к творчеству других современных литераторов, поэтов и теоретиков.


«Материнство» Шейлы Хэти — подробное и пронзительное размышление о роли современной женщины, детях, семье и творчестве.
Роман Элиф Батуман «Идиот», основанный на записях, которые писательница вела во время учёбы в университете, принёс ей мировую известность и номинацию на Пулитцеровскую премию. Это ещё один искренний, пронзительный и лиричный о становлении современной женщины.


«Рана» Ольги Васякиной — это попытка автора разобраться в себе, своей сексуальности и женственности, в жизни и смерти, наложенная на историю о том, как она везёт на родину прах своей умершей матери.

Как писать автофикшн

1
Автофикшн — это в первую очередь фикшен, а не мемуары, поэтому используйте свой личный опыт как стартовую площадку для развития вымышленной истории.
2
Вы сами определяете, какая часть текста будет основана на вашем собственном опыте, будет ли основана на нём вообще, или, может быть, вы создадите своему персонажу новую биографию на основе истории нескольких ваших близких или друзей.
3
Эмоциональная правда важнее фактологической достоверности. Люди скорее запомнят чувства, эмоции и ощущения, чем, скажем, точную дату события, курс доллара в тот день или цвет трусов, что были на них надеты. Поэтому старайтесь в первую очередь передавать то, что вы чувствовали и испытывали. В автофикшне можно подделать факты и даже подогнать их под эмоции, но эмоции всегда должны быть настоящими.
4
Даже если главный герой носит одно с вами имя, он — не вы. Герой не обязан повторять все ваши действия, увлечения, взгляды и ошибки, дайте ему право быть самостоятельной личностью, судьба которой не ограничена вашей биографией.
5
Будьте готовы к тому, что ваши родственники и знакомые найдут в романе себя и обидятся на своё описание. На все такие обиды и претензии должен быть один ответ: это всё вымысел.

Где опубликовать

Тексты формата автофикшн отлично подходят для публикации частями в блогах и соцсетях.

Дебютные повести или рассказы принимают толстые литературные журналы: «Юность», «Знамя» и «Дружба народов».

Независимые издания наподобие «Незнания», «Прочтения» или «Тетради в клетку» время от времени объявляют опен-коллы и принимают к публикации рукописи, присланные на почту. Важно помнить, что у опен-коллов часто конкретная тема, и у каждой редакции свои требования к присылаемым заявкам и текстам. Желательно уточнить эти требования до того, как нажимать на кнопку «Отправить».

Существуют отдельные сообщества, веб-зины и независимые журналы, посвящённые автофикшну. Одним из таких веб-зинов является Autovirus. Прислать на рассмотрение текст может любой, и если он устроит редакцию, то будет опубликован на страницах веб-зина.

Наконец, ваш текст с радостью опубликует платформа Литрес.Самиздат. Мы работаем с текстами любого размера, как повестями и романами, так и рассказами объёмом от четырёх тысяч знаков, которые мы публикуем в составе жанровых и тематических сборников.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: