Зачем участвовать в литературных конкурсах?

Как начинающему писателю заявить о себе и использовать бесплатные возможности продвижения

Многие авторы мечтают выиграть крупную литературную премию и в один час стать знаменитыми. К сожалению, успех по мановению волшебной палочки бывает только в сказках. Однако конкурсы – это действительно работающий и что немаловажно бесплатный инструмент продвижения для начинающего автора. Писательница Вера Ард регулярно участвует и выигрывает в литературных конкурсах. Она рассуждает о писательских страхах и о причинах, почему нужно подавать заявки на разные премии.

6 причин участвовать в литературных конкурсах

  • 1
    Многие организаторы дают победителю или первым трем финалистам денежные призы. Согласитесь, что писать за гонорар приятнее, чем писать бесплатно. К тому же оплата вашего труда — это профессиональное признание.
  • 2
    Попадание в лонг- и шорт-листы, а уж тем более победа в конкурсе — это огромный плюс к вашему писательскому резюме, на которое смотрят и потенциальные читатели, и издательства.
  • 3
    Победа в конкурсе обеспечивает вам бесплатные упоминания в СМИ и в рекламных рассылках.
  • 4
    В аннотации к своей книге или в рекламе можно всегда написать «победитель или финалист такой-то премии», а на обложке нового романа — «от победителя такой-то премии».
  • 5
    Иногда жюри комментирует свой выбор победителей. Тогда у вас появляется возможность получить персональный отзыв на книгу от известных писателей! Поверьте, на это обращают внимание.
  • 6
    Редакторы ищут потенциальные хиты. Например, после «Национальной молодежной литпремии» я заключила контракт с ЛитРес на электронные и аудиокниги, а после лонга «Русского детектива» мне написала редактор из «АСТ», и две мои книги вышли там в печатной версии (хотя сама я туда заявок не отправляла).

Что если я не попаду даже в лонг-лист?

Первое препятствие на пути любого творческого человека — страх. Писатели частенько люди мнительные и думают: «как же там будут читать мою рукопись (особенно если в жюри известные люди), а вдруг им не понравится, будут надо мной смеяться…» Сразу стоп. О вас как о человеке никто на первом этапе конкурса думать (а тем более смеяться над вами) не будет. Просто некогда. Представляете объем работы принимающих заявки на Электронную букву? Не подошла ваша книга, ну что ж, бывает, значит на данный момент чей-то текст показался чуть лучше. В любом случае, если вы попробуете и не пройдете, то ничего страшного не произойдет. Вы останетесь в той же точке, как если бы не попробовали. А вот если пройдете хотя бы в лонг-лист, это уже другой разговор.

Я в 2020-м отправила свой первый размещенный в самиздате роман «Что я знаю о тебе?» на «Электронную букву» и не прошла никуда. Расстроилась, но продолжила посылать книгу на другие конкурсы.

В итоге роман выиграл «Национальную молодежную Литературную премию» в двух номинациях (одна из них спецноминация от ЛитРес «Электронная книга»). А потом с этим романом я еще и в лонг-лист премии «Русский детектив» попала.

А на «Электронной букве» уже в 2021 году оценили мой следующий роман: «Пустая колыбель» прошла в финал. Так что все, кто боится поражения, помните: проигрыш в одном, а даже и в нескольких конкурсе ни разу не говорит, что вы плохой писатель.

Конкурсы, в которых участвовала и побеждала писательница Вера Ард:

Победитель «Национальной молодежной Литературной премии» в 2020 году в номинациях «Детектив» и «Электронная книга» (спецноминация от ЛитРес)

Финалист премии «Электронная буква» в 2021 году

Лонг-лист премии «Русский детектив» в 2021 году

Победитель конкурса «Перепиши 2020»

Финалист конкурсов «Со слов очевидцев» и «Неодиночество в сети»

Шорт-лист «Экранизация» 2021 — шорт-лист

Шорт-лист конкурса коротких рассказов «Детектив Достоевский»

Шорт-лист конкурса рассказов к юбилею полета Юрия Гагарина «Ближний космос»

Вдруг мою идею украдут?

Другой популярный страх – “я отправлю свою книгу, ее прочитают, украдут идею, а я ничего не получу”. Любой организатор конкурса (особенно если это издательство или электронная площадка) заинтересован именно в привлечении новых имен. А вот судебные выплаты и удар по имиджу в случае иска обойдутся намного дороже, чем роялти начинающему автору.

Ежемесячно проводится множество литературных конкурсов. Есть крупные ежегодные премии: «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «Электронная буква» и не только. Жанровые премии: «Новая детская книга», «Русский детектив» и другие. Есть конкурсы от известных издательств и электронных площадок. Я как автор, работающий с ЛитРес, стараюсь не пропускать их конкурсы, для которых подходят мои произведения.

На что обращать внимание при выборе литературного конкурса?

С чем я лично никогда не связываюсь, так это с конкурсами, у которых есть такие требования:
• организационный взноc;
• платная подписка;
• нет нормального электронного адреса для отправки.

Обязательно перед отправкой читайте положение о конкурсе. Вы можете отдать эксклюзивную лицензию или право на бесплатное размещение книги на ресурсе, где практически нет читателей за абстрактный «значок» или надежду на приз в 1000 руб. Но если увидели серьезный конкурс, и у вас есть (или скоро будет) что-то подходящее под его требования, потратьте полчаса и отправьте туда книгу. А для конкурса рассказов, если он подходит по тематике и имеет интересные призы, вполне можно что-то написать с нуля.

Я, например, специально писала рассказ для «Детектива Достоевского», конкурса к юбилею писателя. Что получила? Вошла шорт-лист с упоминаниями во многих литературных СМИ. На конкурсы  ЛитРес пишу специальные произведения и это помогло мне пройти в шорт недавнего «Неодиночества в сети». Рассказы я обычно потом оставляю на ЛитРес в бесплатном доступе. Это возможность для читателей познакомиться с моим стилем и в том числе принять решение о покупке романа.

Почему важно написать хороший синопсис по вашей книге?

Я выигрывала крупные конкурсы без редактора и с автоматизированной проверкой грамотности через orfotrammka.ru. Если есть время и деньги, конечно, стоит воспользоваться услугами профессионалов, но главное — это продать саму идею книги. То есть вам нужен хорошо написанный синопсис. На первом этапе на них обращают основное внимание, особенно если вы посылаете заявку в издательство.

Я в том году отправляла на конкурс «Экранизация» совершенно сырой черновик книги «Любовь бессмертная». Рукопись после отправки дорабатывалась еще с полгода, но синопсис был хороший. И книга вошла в шорт-лист — 10 финалистов из более чем 2 000 заявок. Я практически уверена, что это заслуга именно хорошо написанного синопсиса.

Смотрите требования. Если синопсис нужен очень короткий до 800−1000 знаков, то даже не стоит пытаться уместить там сюжет — вполне хватит расширенной аннотации. Например, так было на «Национальной молодежной Литературной премии» или в конкурсе детективов от ЛитРес.

Как подготовить рукопись к отправке?

Не замыкайтесь в рамки ограничений по количеству знаков, темам. Не бойтесь задавать вопросы организаторам в соцсетях. Например, у ЛитРес был конкурс «Перепиши 2020», который изначально позиционировался как конкурс для фантастов. Я тогда писала драму об эпидемии с элементами триллера. Спросила: «Подойдет?» Мне ответили: «Отправляйте». В итоге я выиграла, плюсом получила очень хороший отзыв от Вадима Панова, возглавлявшего жюри. Отзыв потом включила в аннотацию, а еще он красуется на обложке печатной версии книги.

Если не проходите по объемам — не бойтесь сделать второй вариант книги именно для конкурса. Сократите второстепенные линии. Например, для конкурса «Перепиши 2020» я выкинула несколько сцен. Или добавьте парочку дополнительных, если немного не хватает. Никто вам не мешает параллельно продавать на площадках тот вариант, который нравится вам, пока жюри оценивает тот, который нужен им.

Крупные премии не всегда принимают рукописи от авторов. Они требуют заявки от издательств или СМИ. Что делать в этом случае?

Я 2 года подряд отправляю заявки на крупную премию «НОС». Первый раз договаривалась с местной газетой, у вас в городе, наверняка, такие есть. Не бойтесь попросить их о помощи. Уверена, что небольшие СМИ могут поддержать автора из родного города.

Во второй раз я договаривалась с маленьким региональным издательством. Просто написала главреду и спросила, не смогут ли помочь с отправкой заявки. Помогли.
Не бойтесь, пишите, отправляйте заявки на разные конкурсы. Моя первая «Электронная буква» вышла неудачной, во второй я стала финалистом. На очереди третья. Я уже отправила свою книгу для участия в премии. А вы?
«ВКонтакте»: https://vk.com/vera_ard
Телеграм-канал: https://t.me/vera_ard
Личная страница автора на ЛитРес: https://www.litres.ru/vera-ard/

Вера Ард,
автор ЛитРес, пишет остросюжетную прозу
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: