Top.Mail.Ru

Лирика как род литературы

Что за услуги?
Лирика — род литературы, в котором повествование сосредоточено на переживаниях, чувствах и мыслях героя. Чаще всего лирические произведения имеют стихотворную форму, хотя могут быть написаны и в прозе.

Основные особенности лирики:

  • Субъективность размышлений лирического героя.
  • Фокус на внутреннем мире: переживаниях, мыслях, внутреннем конфликте, чувствах.
  • Музыкальность — ритм и рифма придают литературе лирического рода выразительность.
  • Образность речи — авторы часто используют символы, метафоры и сравнения.
  • Экспрессивность — невозможно представить лирическое произведение в нейтральном, беспристрастном тоне.

Лирический герой

Лирического героя часто отождествляют с самим автором, которым он на самом деле не является. В чем разница?
  • Автор
    Cоздатель произведения
  • Лирический герой
    Некий образ, от лица которого ведется повествование. Он дает автору возможность отстраниться, но при этом выразить в полной мере различные идеи, натолкнуть читателя на философское размышление
Чувства автора и лирического героя могут совпадать, а могут быть полностью противоположны. Лирического героя можно назвать литературной маской автора, но это никогда не сам автор.

Например, в произведении А. А. Блока есть строки:

Я думал, что умру сегодня к ночи,
Но, слава богу, нет! Я жив и невредим, —
Недаром надо мной Твои сияли очи,
И крылья простирал стокрылый серафим.

Конечно, в реальности поэт не встречал серафимов. Даже если воспринимать строки, как метафору, суть не изменится — перед нами мысли лирического героя, а не самого А. А. Блока.

Лирические герои известных поэтов

  • Лирический герой А. А. Блока меняется в зависимости от периода его творчества. В ранние годы это влюбленный юноша, который готов на любые подвиги ради любви. Затем он взрослеет вместе с поэтом и в зрелом возрасте представляет собой разочарованного человека, опустошенного
  • Лирический герой Владимира Маяковского — бунтарь и сложная личность, которая проживает множество эмоций: агрессию, несогласие со сложившимся мироустройством, любовь и ревность, сомнения.
  • Лирический герой С. А. Есенина — стихийный, экспрессивный романтик, которому свойственна противоречивость чувств, любовь к русской природе

Лирические жанры

Лирические произведения можно разделить на следующие жанры:
Ода — торжественное стихотворение, хвалебная песня, в которой воспевается историческая личность или масштабное, значимое событие. Оды обычно написаны с помощью возвышенной лексики.

В России становление жанра началось в XVI—XVII вв.еках с панегириков — речей, которые восхваляли определенные явления или знать. Затем поэты обратились к одам, в которых обычно также воспевали представителей высшего класса. В самих произведениях использовали много славянизмов. Постепенно это изменилось — на смену торжественности пришел реализм, а язык стал более простым и близким низшему классу. Ниже примеры обоих типов од:
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!

Отрывок из произведения М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны».
Ничто! — но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты.
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есь и Ты.

Отрывок из произведения Г. Державина «Бог»
Сатира — лирическое произведение, в котором высмеивают определенные явления из жизни. Цель сатиры — вызвать презрение к какому-либо событию, человеку или существующему мироустройству. Сатира носит обличительный характер и обладает социальной значимостью — это мощный инструмент для критики сложившихся устоев.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Сатира в произведении В. Маяковского «Нате!»
Гимн — поэтическое произведение, торжественная песнь на стихи, восхваляющая что-либо. Гимны бывают разнообразными: государственными, военными, революционными, религиозными и даже корпоративными.
Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.

Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.
«Братский союз и свобода» —
Вот наш девиз боевой!

Отрывок из революционного марша, сложенного Л. П. Радиным
Элегия — лирическое стихотворение небольшого объема, философское размышление, грустное раздумье автора. Элегии обычно затрагивают следующие темы: неразделенные чувства, жизнь и смерть, отношения природы и человека.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А. С. Пушкин, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)
Сонет — лирическое стихотворение, которое состоит строго из 14 строк. Основных видов сонета два: английский и французский, они отличаются композицией и формой. Итальянский сонет состоит из двух четверостиший и двух трехстиший, английский — из трех четверостиший и одного двустишья.
Английский сонет

Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.

Сонет 90, У. Шекспир в переводе Маршака

Итальянский сонет


Читаю я в глазах, прозрачных, как хрусталь:

«Скажи мне, странный друг, чем я тебя пленила?»

— Бесхитростность зверька — последнее, что мило.

Когда на страсть и ум нам тратить сердце жаль.


Будь нежной и молчи, проклятую скрижаль

Зловещих тайн моих душа похоронила,

Чтоб ты не знала их, чтоб все спокойно было,

Как песня рук твоих, покоящих печаль.


Пусть Эрос, мрачный бог, и роковая сила

Убийственных безумств грозят из-за угла —

Попробуем любить, не потревожив зла…


Спи, Маргарита, спи, уж осень наступила,

Спи, маргаритки цвет, прохладна и бела…

Ты, так же как и я, — осеннее светило.


Осенний сонет, Ш. Бодлер

Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, написанное от лица автора или лирического героя. Ключевые черты таких стихотворений: экспрессия, образность и многослойность мыслей, интимность и музыкальность засчет ритма и рифмы.
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.

Отрывок из стихотворения С. Есенина «Письмо к женщине»
Романс — любовная песнь на стихи, лирическое стихотворение, которое исполняют под аккомпанемент.
Романс Александра Алябьева «Соловей» в исполнении Ламары Чкония
Романс Александра Алябьева «Соловей» в исполнении Людмилы Шиховой
Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение. В отличие от жанра сатиры, который несет общий смысл, эпиграмма обычно нацелена на что-то или кого-то конкретного.
Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землей;
Не тронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.

Эпитафия с надгробия У. Шекспира
Мадригал — небольшое стихотворение-комплимент.
По чести, от тебя не можно глаз отвесть;
Но что к тебе влечет?.. загадка непонятна!
Ты не красавица, я вижу… а приятна!
Ты б лучше быть могла: но лучше так, как есть.

Мадригал поэта Ивана Дмитриева
Послание (эпистола) — письмо, послание, в котором поэт выражает свои чувства и эмоции. В этом жанре сочетаются литературный и разговорный язык, а также часто есть структура — с началом, основной частью и концовкой. Иногда эпистолу дополняют постскриптумом.
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?
И как мне в оном жить, подай ты мне совет.
Любезный дядька мой, наставник и учитель,
И денег, и белья, и дел моих рачитель!
Боишься бога ты, боишься сатаны,
Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?

«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», Д. И. Фонвизин
В 19−20 веке лирика, как род литературы, получила еще один способ классификации:
  • Гражданская
    Стихотворения на социально значимые темы, они часто имеют политическое звучание. Поэты в них делятся мыслями о Родине, государстве, гражданском долге, патриотизме, общественном устройстве.
    01
  • Интимная
    Произведения о личных переживаниях на самые разные темы: любовь, дружба, разочарование, обида и т. д.
    02
  • Пейзажная
    Отношения человека с природой, а также связанные с ними мысли и переживания. Часто именно природа становится центральным элементом, с ее помощью автор выражает свои чувства.
    03
  • Философская
    Поиск ответов на общечеловеческие вопросы, размышления о вопросах бытия, вечных ценностях, морали и судьбе.
    04

Лироэпика

Лиро-эпические произведения совмещают в себе признаки двух родов литературы: лирики и эпоса.
Классическая лирика
  • Фокус на внутренний мир и чувства лирического героя, событийный ряд отсутствует или неярко выражен
  • Эмоциональность, экспрессивность и субъективность
  • Смотрим на мир глазами лирического героя
  • Стихотворная форма
Эпос
  • Продуманный сюжет, события, нередко масштабные, сменяют друг друг, есть развитая система персонажей
  • Беспристрастность и объективность в момент повествования
  • Смотрим на происходящее как бы со стороны
  • Проза
Читайте так же:
Подведем итоги
  • Лирика, как род литературы, фокусируется на внутреннем мире и ощущениях, ей присущи экспрессивность, музыкальность и образность речи.
  • Повествование ведется от лица лирического героя.
  • Лирический герой — это не автор, а вымышленный образ, хоть и его суждения могут полностью совпадать с мыслями автора.
  • На стыке с эпосом выделился новый род литературы — лиро-эпический. Он совмещает в себе черты обоих родов.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.