Как написать любовный роман?

Расскажем, как писать о романтических отношениях и на что нужно авторам обращать особое внимание

Любовный роман — это очень популярный литературный жанр. При работе над сюжетом стоит учитывать, в первую очередь, предпочтения читательской аудитории. В таком случае автору удастся написать любовный роман, способный заинтересовать ценителей интересных, увлекательных историй.

Значение любви в литературе

Это одна из ключевых тем в литературе. Она может иметь разные проявления:
  • глубокое чувство матери по отношению к собственному ребенку;
  • отношения двух влюбленных (женщины и мужчины).
Создавая свои сюжеты о любви, каждый писатель преследует собственную цель, представляя эмоции литературных героев на суд читателя. Одно из самых ярких проявлений романтических отношений между мужчиной и женщиной — сильное влечение друг к другу, которое основывается на всепоглощающей страсти, безумстве.
В частности, Иван Бунин решил написать свой рассказ «Солнечный удар» для того, чтобы показать быстрый крах случайных отношений двух влюбленных. Писатель демонстрирует читателю чувство, напоминающее вспышку с головокружительными свиданиями, имеющими короткое продолжение. Чувство, в основе которого лежит лишь физическая страсть, изначально предполагало скорое расставание героев.

В некоторых художественных текстах продемонстрирована и многогранность отношений между мужем и женой. В своем произведении «Сиреневый куст» Александр Куприн предпочёл рассказать о любви как особой гармонии душ, написать об идеальном сочетании интересов супругов. Основа отношений между Верой и ее мужем — жертвенность со стороны жены. Семейный союз супругов держится на преданности женщины и податливости супруга, отнюдь не мешающей семейному счастью.

Цель любовного романа может заключаться и в том, чтобы показать самоотверженность одного из литературных героев. Порой персонажу книги приходится многим пожертвовать для воссоединения с любимым человеком. К примеру, Маргарита, оказавшаяся в разлуке с Мастером, вовсе не собирается подчиняться жестокой судьбе. Главная героиня книги самоотверженно отдает Воланду свою душу, становясь королевой на его балу.

Федор Достоевский, создавая сюжет для романа «Преступление и наказание», решил показать «воскрешающую» силу глубокого чувства. Встреча с Сонечкой Мармеладовой побудила Родиона Раскольникова встать на путь покаяния, нравственного перерождения. Благодаря любви и отзывчивости девушки главный герой романа смог справиться со своими страхами и сомнениями.

В художественной литературе встречается и трагическая, обреченная любовь. Она довольно часто завладевает сердцами сильных, неординарных людей. Например, Базаров из произведения Иван Тургенева «Отцы и дети» всерьез не задумывался о настоящей любви. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой заставила молодого человека увидеть мир в совершенно ином ракурсе. Уже с самого начала развития отношений героев художественного текста понятно, что их любовь обречена. Взаимное счастье двух страстных и сильных натур едва ли возможно.

Как написать хороший любовный роман

Продумайте характер, внешность и черты персонажей
Автору романа нужно тщательно продумать:
  • Описание внешности литературного героя
    Оно бывает двух типов: статического и динамического. В первом случае описание внешности героя дается сразу же, как этот персонаж появится в произведении. Это позволяет читателю быстрее визуализировать героя, представить себе наиболее яркие черты его внешности. Порой автор составляет портрет персонажа книги по частям, словно пазл из множества фрагментов. Такой вариант описания внешности героя заставляет активнее работать воображение аудитории. При выборе подобного подхода один из персонажей может комментировать облик другого. Это поможет читателю узнать новые подробности о внешнем виде героя книги. Второй подход больше подходит для объёмных художественных текстов. Статический тип описания внешности литературного героя, в свою очередь, хорош для любовных историй с быстрым развитием сюжета. Его можно успешно использовать и в произведениях малых форм.
  • Характер героя
    От него во многом зависит сюжет художественного текста.
    У талантливого автора характеры героев получаются очень правдивыми и объемными. К примеру, отношение Льва Толстого к Анне Карениной заметно меняется по мере развития сюжета. Сначала героиня предстает перед читателями не слишком симпатичной, довольно полной, вульгарной. Но далее автор отмечает природное изящество главной героини, ее живой взгляд, отменный вкус.
  • Мотивы литературного персонажа
    Основные из них: месть, стремление к богатству, известности, зависть.
  • Цели героя
    Их можно назвать движущей силой поступков литературного персонажа. Порой герой разочаровывается в своей цели после того, как ему удастся достичь желаемого.
Многие авторы книг предпочитают искать вдохновение для создания образов литературных персонажей в своем окружении. Очень важно уметь подмечать доминирующие черты характера людей, с которыми писателю приходится сталкиваться изо дня в день в процессе написания любовного романа.

Определите главную сюжетную линию

Если вы только пытаетесь научиться писать романтику, обратите внимание на то, что хорошо продаются художественные тексты, апеллирующие к:
  • значимым историческим событиям;
  • знакомой культуре;
  • вызывающим интерес читательниц географическим регионам.
К примеру, действие любовного романа может происходить в экзотической стране. Но при этом главные герои художественного текста должны быть узнаваемы для читателя. Главное правило автора — вызвать эмпатию к персонажам. Тогда читатель проникнется к ним и будет следить за их судьбой в интересом.

Создайте план сюжета

Чтобы написать книгу для любви, можно придерживаться такого классического плана:
  • 1
    Главный герой и героиня книги начинают испытывать неподдельный интерес друг к другу.
  • 2
    Возникает проблема, мешающая возлюбленным соединить свои сердца.
  • 3
    Чувства литературных персонажей становятся более глубокими. Они начинают понимать, что возникшее ранее чувство — любовь всей жизни.
  • 4
    Существующая проблема благополучно разрешается. Главные герои художественного текста обмениваются признаниями в любви, эротическими намеками и т. д.

В педагогике

Авторы, делающие первые шаги на творческом поприще, любовь чаще всего описывают не слишком правдоподобно. Они выбирают в качестве главных героинь двадцатилетних красоток с небывало высоким IQ и престижной должностью. Но в реальной жизни такое случается крайне редко. Девушки с модельной внешностью, как правило, не становятся президентами международных компаний, а строят карьеру на подиуме. Дело в том, что успешный руководитель должен обладать опытом в ведении дел, глубокими знаниями, связями. Ожидается, что автор разбирается в этих вопросах. Если нет, то для большей убедительности лучше «понизить» главную героиню в должности. Гораздо правдоподобнее, если она будет трудиться помощником бухгалтера или секретарем.

Порой авторы, желающие написать любовный роман-бестселлер, впадают в другую крайность. Они пытаются сделать главную героиню слишком уж решительной и непробиваемой. Тут главное не потерять чувство реальности и не создать «железную леди», рядом с которой ваши читатели начнут комплексовать.
Писателям не стоит использовать и типичные для любовных историй штампы:
  • 1
    Сценарий «Это судьба»
    Вася пострадал от жестокой бандитской пули, а жалостливая Маша вылечила его от полученных ран (как душевных, так и физических).
  • 2
    Сценарий «От ненависти до любви»
    Машина главного героя случайно врезалась в автомобиль девушки. Молодые люди сначала выясняли отношения на повышенных тонах, а впоследствии начали испытывать друг к другу явную симпатию.
  • 3
    Сценарий «Счастье пришло откуда не ждали»
    Главную героиню книги насильно выдали замуж за нелюбимого. Но по ходу повествования отношение девушки к супругу сильно изменилось. Молодая жена начинает понимать, что этот мужчина — мечта всей ее жизни.
Зачастую в любовном романе фигурирует и роковая соперница. Некоторые начинающие авторы пытаются изобразить эту девушку законченной мерзавкой или полной идиоткой. Но такой замысел может бросить тень на умственные способности главного героя. Ведь мужчина же по какой-то причине решил обратить внимание на коварную разлучницу.

Начинающие авторы могут испытывать затруднение при описании сексуальных сцен. Ожидается, что такие фрагменты книги будут выглядеть страстно, чувственно, но при этом не пошло. При описании эротических сцен не стоит употреблять словосочетания «пик наслаждения», «влажная лагуна» и пр.
Не лишним будет заострить внимание на том, как описывали сексуальные сцены классики. Ниже приведен фрагмент из произведения «Галя Ганская» Ивана Бунина для ознакомления:

Поднял вуальку, отклонила головку, поцеловал — еще немного отклонила. Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик — стала чуть-чуть кусать мне губы…

Где брать идеи для книги

Возможные источники вдохновения для того, чтобы написать любовную историю:
  • Собственный романтический «багаж»
    Его стоит адаптировать под свою художественную книгу.
  • Реальные любовные отношения людей из ближайшего окружения автора
    Возможно, у вас есть друг, подруга, в прошлом пережившая страстный роман.
Если ваша цель на ближайшее время — увлекательная книга про любовь, можно черпать идеи и из художественных фильмов, которые вы любите смотреть. Источником вдохновения нередко становятся и проникновенные, мелодичные песни, интересные книги.

Типы любви в литературе

В художественных произведениях встречаются разнообразные типы любви. Основной из них — трагическое чувство. В таком случае автор, создавая произведение о любви, описывает роковые отношения, сопровождающиеся болью и страданием. Подобные литературные произведения зачастую заканчиваются смертью или полным духовным опустошением.

Трагическая любовь

Любовные романы такого типа достаточно популярны у читателей. В качестве примера стоит привести современное художественное произведение «Виноваты звезды» Джона Грина. В этой книге рассказывается о двух подростках, страдающих онкологическим заболеванием. Молодые люди вовсе не считают своё состояние препятствием для активной жизни. Главные герои книги по-прежнему остаются подростками: бунтующими, взрывными, неугомонными. Огастус и Хейзел привыкли бросать вызов несправедливой судьбе. Молодые люди предпочитают не задумываться о нависшей над ними тени смерти.

Идеализированная любовь

Этот тип литературных произведений о любви в ее наиболее совершенном состоянии. Глубокое чувство рассматривается скорее как нечто недостижимое, почти божественное. Главному герою, как правило, не суждено быть с любимым человеком. Кроме того, он чувствует себя недостойным этого.

Книга «Любовь во время чумы» посвящена искреннему чувству, которое способно преодолеть множество препятствий: власть времени, несовершенство человеческой души, жизненные невзгоды. Автор книги — Габриэль Гарсиа Маркес, колумбийский прозаик, политический деятель, журналист. В 1982 году самобытному автору была присвоена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Главная героиня романа Фермина предпочла отвергнуть ухаживания своего друга детства Фьорентино. Она стала женой ученого, который мечтал избавить испанские колонии от чумы. Несмотря на поступок девушки, Фьорентино Ариса утратил надежду быть рядом с Ферминой. Он пронёс свою первую любовь через годы. Глубокое чувство главного героя лишь окрепло со временем.

Основная идея этой книги о любви — верность, как суть бытия, страсть, как смысл жизни. Такое глубокое, даже неистовое в своей силе чувство явно достойно восхищения. Оно может вдохнуть жизнь в рассказ о сердечных драмах, красивую легенду или песню.

Невозможная любовь

В таких романтических историях героям не суждено быть со своей второй половинкой в силу обстоятельств. К примеру, в романе Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера» был отражен личный любовно-психологический опыт автора. Трагическая история молодого бюргера, который был отвергнут обществом и не нашёл ответа на своё чувство, переведена на несколько языков. В свое время это произведение европейского сентиментализма породило целую череду подражаний и продолжений, получивших название «вертериана».

Главный герой романа «Страдания юного Вертера» был безнадежно влюблен в женщину, помолвленную с другим. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что в роли счастливого жениха выступал друг главного героя. Молодому человеку, находящемуся в плену безответной любви, не удалось унять свою боль. Поэтому он решил покончить жизнь самоубийством.

Стоит упомянуть и книгу «Невозможная любовь» Кристин Анго. По этому произведению был поставлен французско-бельгийский драматический фильм. Книга Кристин Анго явно достойна того, чтобы написать сценарий на ее основе. Французско-бельгийская кинолента была номинирована на получение премии «Сезар» сразу в нескольких категориях.

Согласно сюжету, действие фильма «Невозможная любовь» происходит в 50-х годах 20 века. Простая офисная сотрудница Рашель знакомится с молодым человеком из очень влиятельной, обеспеченной семьи. Между ними вспыхивает страсть, которая приводит к рождению дочери. Но, несмотря на появление на свет ребенка, Филипп не пожелал жениться на бедной девушке. В результате Рашель решает воспитывать дочь самостоятельно, всячески нейтрализуя возможное вмешательство со стороны отца малышки.

Чувственная любовь

В книгах освещается и тема сильного сексуального, эротического влечения, которому главные герои книги не в силах противостоять. Яркий пример произведения откровенного содержания — роман английского романиста Джона Клиленда «Воспоминания о женщине удовольствия».

Эта книга была опубликована в далёком 1748 году. Работу Клиленда стоит назвать воплощением умелого использования эвфемизмов. В художественном тексте отсутствуют безликие научные термины для обозначения частей тела, не содержится грязных слов.

Произведение английского романиста считается первым эротическим произведением, написанным в прозе. Роман Клиленда не раз был назван «эталоном современной чувственной литературы».

Вежливая любовь

Этот тип любви взят из феодальной эпохи. Авторы художественных произведений воспринимали женщину как высшее существо, которому нужно свято поклоняться.

Суть этого типа любви в том, что представительница прекрасного пола может быть слишком требовательной к своему поклоннику в момент ухаживания. Но когда женщина отдается во власть истинного чувства, она проявляет себя как прекрасная, чуткая любовница.

Взаимная любовь

В таких романах присутствует описание взаимных чувств героев. Но по сюжету им далеко не всегда удается быть вместе. Пример трагичного исхода событий – одна из самых знаменитых книг в мире «Ромео и Джульетта».

Как было упомянуто выше, в произведениях такого типа вовсе не всегда присутствует счастливый конец. Тем не менее подобные книги ценятся читателями за их оригинальный любовный сюжет, делающий художественный текст более захватывающим и ярким.

Любовь тирана

Далеко не все описывают взаимную любовь с безмятежным будущим. В художественных текстах встречаются и эгоистичные, безжалостные главные герои.

Явно деспотичный литературный персонаж есть в романе Стивена Кинга «Мизери». Это произведение написано в жанре психологического триллера. Художественный текст был впервые опубликован издательством Viking Press в 1987 году.

В основе сюжета книги Стивена Кинга лежат взаимоотношения известного писателя и его психопатической поклонницы. После того как Пол попал в автокатастрофу и получил тяжёлые травмы, Энни перевезла Шелдона в свой дом. Бывшая медсестра постоянно пичкала писателя большой дозой обезболивающих. Со временем Шелдон начал понимать, что он оказался в доме Энни в роли узника, вынужденного постоянно потакать капризам деспотичной тюремщицы.

Филиальная любовь

Этот тип любви в литературе предназначен для выражения глубоких чувств между членами семьи (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Произведение «По наследству. Подлинная история» – пример книги о тесных родственных отношениях. Главный герой романа Филипа Рота видит, как нелегко его отцу бороться с опухолью головного мозга. Любящий сын сопровождает больного на всех этапах этого последнего испытания.

Произведение «По наследству. Подлинная история» не зря называют «триумфом беспощадной памяти». Вместе с тем это очень пронзительная, трогательная книга о том, как сложно быть хорошим отцом, способным воспитать чуткого, самоотверженного сына.

Финал любовного романа должен связывать все свободные нити, которые автор художественного текста вплетает в повествование. Единственное исключение из этого правила – вопрос о будущем второстепенных персонажей. Их любовные отношения могут иметь продолжение в следующей книге автора.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: