Архетипы персонажей в литературе

Какими могут быть герои книг? Как написать правдоподобный характер? Собрали для вас подробный справочник
Термин «архетип» предложил психолог Карл Густав Юнг в 20 веке. Так называют прообраз, сложившийся на основе человеческого опыта. Он характеризуется общими свойствами и признаками.

Понятие архетипа в литературе предполагает разнообразные толкования. Согласно общепринятой версии, под этим термином подразумеваются некие шаблоны, который автор берет за основу при создании сюжета, книги или образа литературного героя.
Архетипы персонажей в литературе помогают автору книги в создании литературного персонажа со сложным, противоречивым характером. У каждого из базовых прообразов есть как слабые, так и сильные стороны.

Архетипические персонажи

В книге «Герои и героини» была предложена классификация литературных персонажей на разнообразные архетипы. Согласно такому подразделению, существуют:
  • женские персонажи;
  • мужские персонажи.
Архетип в литературе порой бывает «смешанным» — пример подобного авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы», и «начальницы».

Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Наташа Ростова Льва Толстого сначала проявляет себя как «отважная девчонка», а затем предстаёт перед читателем в амплуа «утешительницы». Тем не менее, начинающим авторам будет полезно узнать об особенностях архетипов героев, описанных в книге.

Мужские персонажи

Различают такие архетипы, которым соответствуют литературные герои художественных книг:
1
Начальник. Человек с сильным, мужественным характером привык все контролировать. Он требует повышенного уважения к себе, безусловного подчинения. Пример архетипа «начальник» — дон Корлеоне из произведения «Крестный отец» Марио Пьюзо.
2
Плохиш. Такой литературный герой харизматичен, умен. В глубине души плохиш сентиментален, добр. Его бунтарское поведение — скорее средство самозащиты от коварства окружающих. Пример такого литературного прообраза — Ретт Батлер из книги «Унесенных ветром».
3
Лучший друг. Такой герой всегда готов прийти на помощь, оказать моральную поддержку.
4
Очаровашка. К примеру, Остап Бендер в книге «12 стульев». Подобный литературный персонаж креативен, отличается остроумием, умело манипулирует окружающими людьми.
5
Потерянная душа. Герой книги Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Такой литературный герой привык жить прошлым. Он словно видит людей насквозь, отличается особой проницательностью, повышенной ранимостью.
6
Искатель приключений. Он изобретателен, бесстрашен, не привык сидеть на одном месте. Искателю приключений свойственно желание любой ценой докопаться до истины.
7
Профессор. Тот же Шерлок Холмс из рассказов Артура Конан Дойла. Это неординарная личность, обладающая глубокими знаниями в той или иной сфере, мастер своего дела, с головой погружённый в работу.

Женские персонажи

В художественных произведениях встречаются разнообразные типы женских персонажей:
1
Начальница. Высокомерная и предприимчивая героиня резка в суждениях, требует повиновения от окружающих. Пример: царевна Софья из произведения Алексея Толстого «Петр I».
2
Соблазнительница. Представительница этого типа — Лолита из одноименного произведения Владимира Набокова. Как правило, это красивая и умная женщина, отлично знающая, как привлечь внимание представителей противоположного пола.
3
Безбашенная. К этому типу женских персонажей принадлежат импульсивные, словоохотливые дамы, привыкшие верить любому вранью. Такие представительницы прекрасного пола находятся во власти эмоций при принятии решений.
4
Отважная девчонка. Это цельная натура, которой свойственны такие черты характера, как дружелюбие, искренность. Отважная девчонка стойкая, храбрая, готовая оказать помощь в трудной ситуации.
5
Библиотекарша. Такой умной, начитанной женщине свойственен перфекционизм. Героиня этого типа нередко прячет свои чувства от окружающих, но в её душе могут кипеть нешуточные страсти. Пример — милая старушка мисс Марпл из произведений Агаты Кристи.
В романе «Мать» Максима Горького встречается иной тип женского персонажа — «утешительница» (в образе Пелагеи Ниловны). У героини такого склада характера явная потребность помогать другим людям. Утешительнице нужно, чтобы в ней нуждались. Такая женщина всегда даст полезный совет, с лёгкостью идёт на компромисс. Как нетрудно догадаться, утешительница не выносит одиночества.

Сюжетные архетипы

Существуют определенные сюжетные архетипы, которые периодически встречаются в художественных произведениях. Ниже перечислены основные их категории.
Взросление
Такой архетипический сюжет означает, что ребенок растет и постепенно познаёт жизнь (с ее тяготами и испытаниями). Яркий тому пример — художественное произведение «Приключения Тома Сойера».
Месть
По сюжету такой литературный персонаж в прошлом пострадал от действий коварных злодеев и теперь полон решимости их наказать. Основная цель, которую ставит перед собой главный герой, — восстановление справедливости. Пример использования сюжетного архетипа «месть» — книга «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма.
Жертвенность
Во многих произведениях художественной литературы фигурирует такой сюжетный архетип. Он означает, что герой книги принимает решение пожертвовать всем во имя благополучия своих близких, высоких идеалов. Именно так решает поступить героиня сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.
Загадка
Подобные сюжетные архетипы в художественной литературе подразумевают, что персонаж оказывается в запутанной ситуации. Читателю словно предлагается решить ребус. Но отгадка, как правило, лежит на поверхности.

Такие архетипы сюжетов характерны преимущественно для детективов. В качестве примера стоит привести произведение Дэна Брауна «Код да Винчи».
Искушение
Согласно теории, архетипы такого рода предполагают, что конфликт произведения основан на эмоциях героев. Литературный персонаж не в силах противостоять собственным желанием. При этом герой отдаёт себе отчёт в том, что такое поведение может погубить его. Произведение Владимира Набокова «Лолита» проникнут подобными архетипическими мотивами.
Любовь
Герои многих художественных произведениях переживают сильные чувства и в итоге соединяют свои сердца, преодолев множество испытаний (альтернативные варианты: возлюбленные теряют друг друга, один из главных героев гибнет). Пример архетипического сюжета такого рода — произведение Александра Дюма «Графиня де Монсоро».
If a building becomes architecture, then it is art
Открытие
Подобный литературный архетип — это, простыми словами, история о познании истины об окружающем мире, самом себе. В этой связи на ум приходит, прежде всего, книга Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Преображение
Архетипический персонаж меняется в лучшую сторону. Причиной такого преображения становятся: обретение любви, признание новой идеологии. Пример использования такого архетипа в литературе — книга «Воскресение» Льва Толстого.
Преследование
Герою литературного произведения приходится скрываться от погони или, напротив, ловить преступника. Основные черты такого архетипа угадываются в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Противостояние
Ключевой момент подобных художественных произведений — противоборство двух сил (не обязательно равных друг другу по силе). Пример такого противостояния в литературе — сюжет книги Бориса Васильева «Завтра была война».
«Из грязи в князи»
Этот литературный архетип предусматривает историю падения или возвышения человека как личности. Пример произведения с подобным сюжетом — «Похождения Невзорова или Ибикус» Алексея Толстого.
Путешествие
Литературному герою довольно часто приходится отправиться в путешествие, чтобы найти важную для него вещь или встретиться с близким человеком. По мере прохождения сложного пути персонажи с завидным постоянством попадают в необычные ситуации. Такой архетип сюжета знаком многим читателям, увлеченным творчеством Джона Толкина, в частности, его книгой «Властелин колец».
Разложение
Сюжет произведения с такой авторской идеей подразумевает, что литературный персонаж постепенно деградирует. Именно так происходит в книге Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Спасение

Литературный герой оказывается жертвой, нередко получившей несправедливое наказание. В дальнейшем персонаж выпутывается из затруднительного положения либо самостоятельно, либо благодаря поддержке друзей. Характерные черты подобного сюжетного архетипа явственно прослеживаются в произведении Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».

Несколько архетипических сюжетов в одном произведении

Использование сразу нескольких архетипов помогает полнее раскрыть замысел автора. Яркое тому свидетельство — роман «Война и мир» Льва Толстого. Здесь мы видим переплетение сразу нескольких архетипов: «любовь», «жертвенность», «взросление», «противостояние», преображение".

Основная тема произведения «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — жертвенная любовь. Но в книге, помимо этого, присутствует и активная борьба за справедливость.

Сюжетные штампы

При написании литературных произведений рекомендуется избегать перечисленных ниже штампов:
1
Небесное создание, попавшее на землю, влюбляется в простого смертного. Альтернативный вариант развития подобного сюжета: представитель более развитой цивилизации испытывает глубокие чувства к девушке-туземке.
2
Литературный персонаж переносится в параллельный мир, где он становится волшебником, королем, богатырем.
3
Главная героиня влюбляется в злодея, понимая при этом, что подобный поступок может стоить ей жизни.
4
Наступает Апокалипсис, людям приходится жить в подземелье и вести борьбу с мутантами.
5
Герои пытаются завладеть волшебным предметом, способным изменить ход истории.
6
Персонаж книги мстит за безвременно погибших родителей.
Любое литературное произведение так или иначе вписывается в один из базовых архетипов. Тем не менее автору нужно быть осторожнее со штампами: поворотами сюжета, неоднократно используемыми в книгах и кино.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: