Книги о путешествиях:
какие бывают и как писать

Рассказываем про разнообразие книг о путешествиях и делимся советами, как лучше писать на эту тему.
Книги о путешествиях — один из самых древних литературных жанров. Ещё во II веке нашей эры греческий философ Павсаний писал о странствиях по Элладе. В средние века о своих хождениях и вояжах любили вспоминать арабские путники.

Современный жанр берет начало в XVIII веке, когда из печати вышли такие труды как «Путешествие к западным островам Шотландии» (1775) Сэмюэля Джонсона, «Дневник о путешествии к Гебридам» (1786) Джеймса Босуэлла и «Первое кругосветное плавание» Джеймса Кука (1772). О других жанрах мы рассказали в этой статье.
Книги о путешествиях бывают разные: к их числу относятся как дневники, написанные непосредственно в разгар странствий, так и воспоминания о былых походах, написанные спустя какое-то время; путеводители, полные советов куда сходить и что попробовать, художественные произведения, основанные на собственном опыте и даже романы о путешествиях по местам, где автор никогда не бывал.

Виды книг о путешествиях:

  • Путевые журналы — заметки, записки и дневники, сделанные непосредственно во время путешествия и позднее отредактированные для публикации. Примеры: Эрнесто Че Гевара «Дневники мотоциклиста», Джеймс Кук «Первое кругосветное плавание», Генри Мортон Стэнли «В дебрях Африки», Антонио Пифагетта «Путешествие Магеллана».
  • Путевые очерки (травелоги) — достоверные рассказы о путешествии автора, как правило, написанные уже после возвращения из странствия, в прошедшем времени и от первого лица. Травелоги богаты на описания того, что странник видел, слышал, чуял, пробовал и чувствовал. Повествование разбавляется заметками и наблюдениями об истории, обществе и культуре края, о котором идёт речь. Примеры: Марк Твен «Простаки за границей», Билл Брайсон «Заметки с маленького острова», Джон Стейнбек «Путешествие с Чарли в поисках Америки», «Русский дневник», Тур Хейердал «Ра», Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка», Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  • Мемуары — воспоминания о былых путешествиях, которые сплетают биографию автора с историей мест, в которых он побывал. Примеры: Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить», Шерил Стрэйд «Дикая», Карен Бликсен «Из Африки».
  • Путеводители — подробные описания места, его истории, архитектуры, культуры и кухни, предназначенные в первую очередь для туристов. Как выразился писатель Пол Фасселл в своей книге «За границей», «путеводители пишутся для тех, кто планирует последовать за путешественником по описанным им местам, а травелоги, журналы и очерки нужны тем, кто в принципе не собирается никуда ехать».
  • Книги о путешественниках и путешествиях. В отличие от путевых журналов и очерков, эти книги пишутся не самими путешественниками, а в лучшем случае их ближайшими соратниками и членами экспедиций… в худшем же какими-нибудь школярами, пишущими из относительного уюта собственного рабочего кабинета.
  • Художественные романы, основанные на личном опыте автора: сюжет этих произведений выдуман, однако в основу легли впечатления, полученные во время странствий и путешествий. Примеры: «На дороге» и «Бродяги Дхармы» Джека Керуака, «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, «Дорога» Джека Лондона.
  • Художественные романы, не основанные на личном опыте автора. Любопытно, но создатели многих увлекательных произведений о путешествиях никогда не удалялись далеко от собственного дома, а красочные описания далёких земель возникали у них благодаря неуёмному полёту фантазии и тщательной работе с источниками. Примеры: «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна, «Затерянный мир» Артура Конан-Дойла, «Морской волчонок» Майна Рида, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Отважные мореплаватели» Редьярда Киплинга и «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини.

Советы для тех, кто хочет писать о путешествиях

  • 1
    Отправляясь в путешествие, оставляйте своё «я» вместе со всеми стереотипами и предубеждениями дома и готовьтесь узнавать новое.
  • 2
    Будьте честными и искренними. Старайтесь достоверно передавать увиденные и услышанные вещи. Всегда проверяйте факты, сведения и любую информацию, которую хотите сообщить читателям. Не стоит плодить фейки, заблуждения и непроверенные слухи.
  • 3
    Пишите о том, что важно вам, но задумайтесь, будет ли это важно и вашим читателям.
  • 4
    Найдите себе цель. Не нужно описывать путешествие шаг за шагом. У вашего странствия должна быть какая-то конкретная, понятная читателю мысль, например, вы собирайтесь объехать всю Шотландию в поисках идеального односолодового виски или же обойти весь Лондон в поисках лучшего индийского карри.
  • 5
    Найдите свою нишу — пишите о тех местах, где кроме вас никто не бывал или о которых никто лучше вас не напишет. А если вы пишете о всем известных местах, постарайтесь показать их под новым, уникальным углом, который выделит вас на общем фоне.
  • 6
    Не рассказывайте, а показывайте. Обогатите историю визуальными описаниями. Нарисуйте такую яркую картинку места, о котором вы пишете, чтобы даже те, кто там никогда не был, увидели его столь отчётливо, словно побывали собственной персоной. Не говорите, что пейзаж красивый — покажите, что делает его таким. Не говорите, что здание старое и заброшенное — набросайте его образ, покажите осыпающуюся штукатурку, поблекшую краску, прохудившуюся крышу и выбитые стекла, сквозь которые гуляет ветер.
  • 7
    Делитесь впечатлениями и описывайте ощущения. У читателя должен сложиться эффект полного присутствия в истории: ему должно казаться, что он вместе с вами прошёлся по извилистым улочкам Старого Эдинбурга, поднялся по бегущей среди камней дорожке, что ведёт на самый верх довлеющей над городом горы Трон Артура и отведал пряного, дымящегося карри с курицей на кокосовом молоке, купленного в забегаловке на берегу Северного моря.
  • 8
    Избегайте клише. Оживленные рынки, захватывающие дух пейзажи и живописная сельская местность есть в любом уголке мира. Девственная природа осталась не везде, но она тоже попадает в этот пункт.
  • 9
    Не начинайте рассказ с того, что было первым — получения визы или поездки в аэропорт, начните in media res, в разгар событий, с чего-то интересного, необычного и захватывающего внимание, и только потом объясните, как вы дошли до этого.
  • 10
    Избегайте рутинных и скучных вещей. Как говорит известный писатель, автор «Берега москитов», «Великого железнодорожного базара» и «Старого патагонского экспресса» Пол Теру, «выбросьте из повествования нудятину. Люди вечно пишут о своих болезнях, проблемах с животом. Они пишут об ожиданиях. Они на три страницы расписывают долгий процесс получения визы. Мне не интересны скучные вещи. У всех есть проблемы с животом. Все вынуждены ждать. Я не хочу об этом слышать».
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: