Top.Mail.Ru

Как найти подходящего иллюстратора и художника обложки

Что за услуги?
The content is king («Контент –король»)
— Билл Гейтс
The content is king («Контент — король»). Согласны с этим утверждением? Визуальная сторона книги — это одновременно и продающий, и сильнейший психологический, и вовлекающий рычаг. Сегодня в «кликабельный» век, когда потребитель любит картинки, мы нуждаемся в иллюстраторах, классных, ярких, талантливых. Найти иллюстратора для издания — задача непростая, но выполнимая. Главное — говорить на одном языке.
Художник, нарисуй мне…
Представьте: мы открываем сайт по продаже книг. Наш мозг, проанализировав увиденное, выберет самую яркую, самую необычную обложку. Если человека встречают по одежке, то издание — по оформлению. Если его хочется взять и полистать, вы «зацепили» своего читателя. Если он не только посмотрел картинки, но и начал читать книгу — вам удалось его «поймать», сделать своим. Поэтому, что касается стиля, цвета, шрифтов, то тут нужен такой художник, который поймет и отразит смысл вашей задумки, воплотит замысел в издании.
Конечно, главная задача иллюстраций — сделать книгу привлекательной и помочь читателю погрузиться в мир, который вы создали. Но их используют и для других важных целей.

  • для продвижения книги: промо-продукции в виде открыток, закладок, календарей, постеров. Их можно дарить читателям, вкладывать в книги в качестве благодарности за покупку, разыгрывать в качестве призов среди подписчиков.
  • для буктрейлера.
  • для создания рекламной графики или анимации. Никто не представит книгу лучше, чем герои, которые сами по себе станут брендом!
  • для постов в соцсетях. Так читатели заранее познакомятся с героями книги и полюбят их.
Цена вопроса
Иллюстрации в книге слишком важная часть творческого процесса, чтобы доверить ее случайному человеку. Даже если он обещает сделать свою работу быстро и качественно. Я всегда призываю авторов не дешевить с выбором специалиста.

Что касается стоимости, то на рынке сложились разные цены. Как правило, иллюстрации оплачиваются пополосно или по количеству картинок. За сложную иллюстрацию на полосу берется от 2 тысяч рублей. За простые — от 50 до 500 рублей. Стоимость обложки варьируется от 3 тысяч рублей до бесконечности. Иногда это может быть снимок, выкупленный у фотографа, и тогда остается только сделать дизайн задника обложки. Иногда это может быть целая серия, для которой создается брендбук — единое оформление. Иногда это графический дизайн, векторный, или настоящий (акварельный, карандашный и пр.) оцифрованный рисунок.

Иногда художник получает оплату за весь проект: обложку, около 15 небольших иллюстраций, включенных в текст, оформление, фирменные шрифты, буквицы и пр. В среднем за такую работу он получает от 30 до 80 тысяч рублей. Итоговая сумма, разумеется, зависит от объема работы.

За книжный брендбук художники берут от 20 до 100 тысяч рублей. И это тоже нормально.

Если вы хотите включить в издание инфографику, будьте готовы к тому, что это дорогое удовольствие и в плане создания, и в плане печати.


Где найти иллюстратора?
Самый простой способ — поспрашивать у знакомых. Если в вашем окружении нет нужных людей, обратитесь на специализированный ресурс. Например, сайты illustrators.ru, behance.net, на которых представлены портфолио разных дизайнеров, иллюстраторов и художников. Также проверьте площадки для фрилансеров: Free-Lance.ru, Weblancer.net, Upwork, YouDo, Freelance Job, WORKZILLA, Vip-lancer.com.

Кроме того, можете штудировать соцсети: там отыщете того, чьи рисунки вам близки по духу.

Стоит добавить, что в каждом крупном издательстве есть собственные штатные иллюстраторы. Если отдаете книгу для публикации в издательстве, вам и не нужно искать специалиста для отрисовки контента. Все источники, что я назвала выше, актуальны, если вы сделали ставку на самиздат.
В целом, выбирая иллюстратора, нужно интуитивно его почувствовать: это Твой образ книги и героя, это Твой посыл и Твоя подача. Она тебе откликается. Если художник рисует исключительно для того, чтобы заработать, проект, как правило, не «выстреливает».
Рождение идеи из хаоса
Итак, вы нашли художника. Что дальше?

Создание обложки — сложный процесс, который начинается с мозгового штурма, анализа рынка и постоянных переговоров. Причем и со стороны дизайнера, и со стороны автора. Каждый заходит в книжный магазин и смотрит, какие издания оформлены в подходящем стиле. Оба встречаются, обсуждают идеи, «переваривают» их и снова встречаются. Художник и автор приходят к общему знаменателю.

Все происходит в постоянном общении, работе в команде!

Кстати, я советую для мозгового штурма сосредотачиваться не только на паре автор-дизайнер: полезно пригласить домашних, коллег, знакомых… Важна любая идея!

Где искать понравившиеся обложки и как идти в ногу со временем? Зайдите в любой интернет-магазин книг и отфильтруйте их по вашему жанру. Вы сразу увидите тенденции в шрифтах, цвете, графике. Рекомендую почаще заглядывать на Amazon.com. Там легко настраивается фильтр, а похожие популярные обложки наведут на идею для оформления книги. Крадите как художник.
Пойми меня
Примем за аксиому: иллюстраторы все видят иначе, чем автор книги. У них свое художественное восприятие текста, они мыслят образами, картинками, композициями.
Поэтому часто бывает, что мнение писателя и дизайнера не совпадает. Особенно, если вы автор-новичок и никогда в жизни не занимались созданием книги самостоятельно.

Как донести правильные смыслы до дизайнера при оформлении книги и создании обложки?
  • Для начала должно быть четко написано техническое задание. Профессиональные иллюстрации раскрывают книгу тогда, когда они сопровождают историю, а не просто украшают издание. Художник становится партнером писателя. Создайте мудборд (mood board — доску настроения, коллаж, подборка на тему) в бесплатном сервисе Canva.com или Pinterest.com, для этого совсем не нужно быть дизайнером и виртуозно владеть фотошопом. Подберите понравившиеся обложки, картинки, рисунки, цветовые сочетания, шрифты, значки — все, что ассоциируется с вашей книгой, ее настроением и языком. И тогда дизайнер вас поймет, услышит и сможет визуально представить именно вашу картинку в голове.
  • Разговаривайте с художником-иллюстратором, дизайнером через метафоры и образы. Так гораздо быстрее вы получите нужный результат. И сэкономите кучу времени, денег и нервов.
  • К техзаданию я всегда прилагаю большой отрывок текста, чтобы художник понимал книгу. Обязательно нужно описать формат и стилистику издания (размер, наличие клапана, лак или фольга на обложке, полноцвет или ч/б и пр.), целевую аудиторию, ориентировочную стоимость будущей книги.
  • Есть еще один важный момент, который мне бы хотелось оговорить. Я за то, чтобы над изданием работал один художник, оформляя и «внутренности», и обложку. Единое оформление и одна рука, которая создала настроение книги, это очень важно. Особенно в детских изданиях. Я всегда нацеливаю авторов на то, что нужно выпускать, планировать издание полноценной серией. В качестве примера хотела бы привести иллюстратора Яну Франк. Она издала уже 9 собственных изданий: книги, дневники, тетради. Писательница создала себе денежный поток, монетизировала свое творчество.
Однако есть и исключения. Хороший пример — книга Евгении Любко «Легкая геймификация в управлении персоналом». Внутри книги был отрисован герой, который мотивировал читателя на прочтение, и участвовал в каждой иллюстрации: Пряня (так мы назвали героя) разместился на колонтитуле и сопровождал читателя: «Ты прочитал 10%», «Молодец, ты уже дошел до середины», «Ура, ты на финише!» А вот обложку делал другой человек, но по четкому ТЗ, поэтому все смотрелось гармонично.
Если вы планируете в будущем издать серию, непременно продумайте общую концепцию всего проекта. Я рекомендую потратиться, вложиться в разработку брендбука: фирменные шрифты, цвета, варианты мерча (закладки, кружки, футболки), в том числе шаблоны для соцсетей. Тогда в маркетинговом плане все будет завершено и гармонично. В этом плане я бы отметила книги Максима Ильяхова «Пиши и сокращай», проект «Ленивая мама» Анны Быковой. И чудесно отрисованные книги Милы Левчук, ежедневник, вебинарные комнаты, чаты, боты и так далее — все в едином стиле.
Утром договор, вечером – макет
Иногда я встречаю ситуацию: кто-то по дружбе нарисовал обложку, человек стал раскручивать проект, книга «полетела», но художник не получает ни гонорар, ни проценты. Чтобы обезопасить себя, держите в голове незыблемое правило: сотрудничество должно подкрепляться договором.
Договор должен быть четким, ясным и понятным.
— Светлана Ерохова
Вам следует заранее обсудить и прописать в документе сроки, дедлайны, сколько часов в день иллюстратор уделяет проекту, каким образом вы будете его согласовывать, сколько вариантов обложки он должен вам предоставить. Обычно художник показывает два варианта, иногда три, затем выбирается лучший и его дорабатывают. Иногда случается, что автор категорически не согласен с тем, что ему предложено. Для художника это, конечно, стресс, но, если вы на берегу заранее не договорились о том, что каждый новый вариант будет дополнительно оплачиваться, то он может обидеться и никогда с вами не станет работать.

Отдельным приложением пишется ТЗ и договор на отчуждение авторских прав. Это значит, что в любом случае вы указываете имя художника-иллюстратора в издании и в выходных данных, за ним сохраняется авторское право. Однако он не претендует ни на какие отчисления от продажи книги. Это также значит, что данную обложку он не имеет права продавать кому-то еще, перепродавать или переопубликовывать, внеся некие изменения.

»
На данный момент для публикации книги с обложкой художника вам необходимо предоставить в техподдержку нашей площадки support@selfpub.ru письмо, в котором будет письменное разрешение художника в свободной форме на использование его иллюстрации для обложки книги.

Подробности: https://selfpub.ru/faq/ebook/#editing-cover
Будьте бизнесменами, учитесь договариваться, ищите единомышленников, находите Своих. Тогда ваш проект получится жизнеспособным, искренним, а читатель это всегда чувствует!

Пишите книги!
Веб-сайт svetlanaerokhova.ru
Светлана Ерохова,

книжный продюсер
Была ли данная статья полезна для Вас?