Как написать волшебную новогоднюю сказку?

Рассказываем, что нужно для создания волшебной и доброй истории

Сказки — истории, которые люди рассказывают друг другу с глубокой древности. И, несмотря на стереотип, эти истории далеко не всегда предназначены только для детей. Так как же написать интересную авторскую сказку? Разбираемся вместе с авторами ЛитРес, победителями конкурса «Дед Мороз.net», истории которых можно прочитать в сборнике «Сказки из мешка Деда Мороза»

Не забывайте принять участие в наших новых сказочных конкурсах: «Современный теремок» (прием заявок по 22 декабря 2022 года) и «Новогодний мэтч» (прием заявок по 16 декабря 2022 года).

Особенности и структура сказки

Исследователи выделяют четкую структуру сказки. Один из самых подробных разборов дает Владимир Пропп в книге «Морфология волшебной сказки». Эта работа известна не только среди филологов и не только в России. Систему Проппа изучают сценаристы по всему миру, например, с ней хорошо знакомы в Голливуде. Российский ученый выявил 31 элемент, из которых состоит любая волшебная сказка. Владимир Пропп связывает каждое сюжетное действие с определенными устойчивым функциями героев:
• помощь,
• наставничество,
• противостояние,
• вредительство,
• пособничество,
• погоня,
• победа,
• возвращение.

В конкретном произведении элементов может быть меньше, чем 31, но точно не больше. Из этих структурных единиц, как из лего, можно собрать историю. Как и в любой другой истории, в сказке можно выделить 4 сюжетных элемента:
Завязка (зачин) — развитие действия — кульминация — развязка.

Однако в сказке появляются еще 2 важные точки. Их так и называют: «точка входа» перед завязкой и «точка выхода» после развязки. Эти элементы ограничивают волшебное пространство, в которое автор погружает читателя.

Точка входа: «Давным-давно, в Тридевятом царстве…»

Точка выхода: «И жили они долго и счастливо».

Их можно добавить к предыдущей схеме, тогда получится последовательность:

Точка входа — завязка (зачин) — развитие действия — кульминация — развязка — точка выхода
Конечно, современная авторская сказка может содержать минимум волшебства в привычном смысле слова. Вовсе не обязательно напрямую вводить гусей-лебедей или живую воду. Тут каждый волен придумать то, что ему по душе. Однако есть еще несколько особенных сказочных маркеров:
  • 1

    Осведомленность

    Главный герой должен либо быть всезнающим и понимать, что произошло до начала истории, либо кто-то должен «осведомить» героя о событиях прошлого и сложившейся ситуации.
  • 2

    Символы

    Их часто делят на три категории:

    2.1 Числа три, четыре, семь. Например, три головы Змея-Горыныча, три тропинки, на которые расходится дорога, семь гномов и т. д.

    2.2 Бытовые предметы, которые либо играют ключевую сюжетную роль, либо наделены волшебными свойствами, помогают или мешают герою. Зеркало, веретено, клубок, свеча или метелка: эти предметы постоянно фигурируют в сказках.

    3.2 Животные, цветы и волшебные существа. Чаще всего они помогают герою. Иногда могут выступать в роли тех самых осведомителей или, наоборот, противников.

Вот несколько необычных авторских сказок с разными подходами:
«Королева Лир. Чудесные истории» Людмилы Петрушевской.
«Сказки» Оскара Уайльда.
«Трудно быть добрым. Истории вещей, людей и зверей» Людмилы Улицкой.

Сказочные правила авторов ЛитРес

Современная российская писательница
Новогодние сказки, как огоньки на елке, излучают свет и задают атмосферу праздника. А еще они помогают верить: какие бы испытания ни выпали на долю героев, все непременно будет хорошо. Создавать сказки для детей — дело вдвойне ответственное. Вы наверняка замечали, как малыши исследуют этот мир: с широко распахнутыми глазами, в которых горит неподдельное любопытство. И сказки выступают для них проводниками на пути познания. Поэтому смысл истории — то, чему она может научить — первое, о чем стоит задуматься автору, который приступает к работе.

Чтобы вовлечь маленьких читателей в новогоднее приключение, лично я беру в помощники внутреннего ребенка, отматываю несколько десятков лет и вхожу в роль героя сказки. А дальше просто наблюдаю за происходящим и записываю. Важно помнить, что дети распознают фальшь на лету. Без искреннего посыла, в который автор сам по-настоящему верит, не обойтись. Причем разговор с читателем стоит вести на равных, без прямых нравоучений — герои донесут задумку поступками и собственным примером.
Удержать интерес детей поможет динамичный сюжет. Обратите внимание на живость диалогов, частоту смены сцен, акцентные детали, близкие аудитории. Ну и какой Новый год без атмосферы! Возьмите ребенка за руку и проводите в волшебную историю с помощью беспроигрышного метода:
задействуйте органы восприятия и позвольте прочувствовать узнаваемые для него звуки, запахи, вкус и тактильные ощущения.
Даже взрослым в преддверии Нового года порой хочется верить в существование доброго бородатого старика с мешком подарков. Чего уж говорить о детях! Волшебная палочка в руках автора способна расширять границы, используйте ее по полной.
Современная российская писательница
Волшебную сказку написать очень легко и очень трудно одновременно. Потому что с детьми нужно быть искренними. Ведь десятилетний ребенок почувствует фальшь еще быстрее, чем малыш. Кроме того, такого товарища нужно еще и заинтересовать. Он уже достаточно видел и прочитал, чтобы сказать: «Не верю!»

Истории, которые могли бы произойти на самом деле всегда подкупают. Кто в детстве не мечтал о собаке? Или коте? Кто не ругался с братом? И не верил в Деда Мороза? Для того, чтобы написать сказку, нужно совсем немного. Снова стать ребенком и почувствовать, что чудеса рядом. В первом снеге, под праздничной елью в гостиной. Или же в темном лесу. В темном лесу удивительные вещи вообще творятся каждый день, вы не знали?
Чудо ожидания праздника с возрастом уходит, к сожалению. Остается только желание и необходимость все успеть. Купить подарки, нарядить елку, добыть вкусностей к праздничному столу. И в этой суете мы забываем о главном. Ведь главное в любом празднике — его предвкушение! А дети ждут. Ждут чудес, хотя сами в них уже и не верят.

Детская сказка рождается из традиций. Как способ передать что-то ценное своим детям и внукам. Постарайтесь вспомнить, что было и остается традицией именно в вашей семье. Ведь каждый взрослый способен сочинить сказку и даже в нее поверить! Вот только за ежедневной суетой мы часто не замечаем, что уже придумали эту сказку. Моя сказка родилась из мечты, которая вполне могла бы сбыться. Уютный дом на краю леса, в котором каждый вечер разжигают камин. Семейные ужины за веселым разговором, и родители, не сильно уставшие за день. Школьные заботы, небольшой заснеженный городок, который застыл в ожидании чуда. Мои герои — дети, достаточно взрослые, чтобы многое понимать и ценить. Но не нужно забывать, что они все еще дети. «Предновогодье» — это предчувствие праздника, немного тревожное ожидание чуда. Ведь именно в это время, в самое темное время в году больше всего хочется чудес.

Что посоветовать тем, кто решился написать сказку? Здесь я побуду немного занудой. В первую очередь, нужно четко понимать, на какой возраст рассчитана ваша будущая история. От возраста читателя зависит, насколько глубокий смысл стоит закладывать в эту историю. И какой будет мораль. Чем меньше ребенок, тем короче должна быть история. Даже младшие школьники с трудом удерживают внимание, не говоря уже
совсем о малышах. А дети постарше склонны к скепсису, и их сложнее удивить. Заинтересовать тоже сложнее.
Я убеждена, что только искренняя вера в свою историю поможет написать действительно волшебную сказку.
Современная писательница
История про приключения каркульи Эллис — это мое первое произведение, написанное в жанре сказки. Никогда не думала, что сумею написать что-то с фантастическим сюжетом, да еще и тематическое — рождественское. Но в том-то и прелесть — в сказке можно довериться фантазии, отправить героев в путешествие в фантастические миры, наделить их сверхспособностями, которые я сама хотела бы иметь.

Чтобы сказка действительно получилась и понравилась читателям, нужно сделать ее оригинальной, не похожей на те, что они читали раньше. Вот это действительно задача со звездочкой. И здесь мне помог мой внутренний ребенок, немного литературной теории и писательская самодисциплина. А еще, конечно, настроение. Без него даже при соблюдении всех писательских канонов, новогодняя или рождественская история будет блеклой, плоской, ненастоящей.
Я думаю, что такая история также должна быть кинематографичной — читатель должен легко рисовать в воображении картинки того, о чем он читает. Я, например, почти сразу увидела, где живет моя героиня Эллис: желтый домик из парусины, веревочный засов, далеко от всех, у моста. Саму ее не могла представить до конца, только отдельные черты. Однако я сразу знала, что она не будет похожа ни на одного героя из тех, что мне встречались в книгах прежде. Так у нее появились мохнатые лапы, вороньи крылья и мордочка летучей мыши. Вот это смесь, скажете вы, и будете правы! Зато такая внешность дала мне свободу сделать и ее характер совершенно удивительным.

Конечно, пишущему важно самому прочитать несколько рождественских историй в разных жанрах. Например, «Рождественскую песнь» Черльза Диккенса или «Рождественский гном для Финдуса» Свена Нурдквиста, полистать подборки новогодних фотографий, сходить в магазин, где продаются елочные украшения, чтобы проникнуться и зарядиться атмосферой праздника.

С какими темами и образами можно поиграть в святочной сказке? Это может быть:
• иное течение времени,
• чудеса,
• сон героя/героини,
• преодоление страха,
• самоотверженность,
• благодарность,
• прощение,
• особенная музыка,
• контраст (бедность/богатство),
• притчевость,
• аллегория.

Я выбирала интуитивно. Мне хотелось, чтобы история была непредсказуемой, с финалом, которого никто не ждет. Хотелось привнести в сказку новогоднюю атрибутику: не только в классической «рамке», но и в том виде, в котором она встречает окончание праздника (потрепанная, отслужившая). А еще — веру. Веру в то, что желания исполняются. И, конечно, обратная сторона волшебства — кому-то придется приложить усилия для исполнения чужих желаний.

История про приключения Эллис уже вышла отдельной книгой, она переведена на английский язык и продается на международной площадке Амазон под названием «Ellis and Mr. Christmas». Она также попала в новогодний сборник рассказов от ЛитРес и побывала на множестве книжных выставок и ивентов для детей. Это ли не настоящее чудо, в которое я верила, сочиняя эту сказку?
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: