Какой бывает эзотерика

Рассказываем о литературе этого направления и способах ее продвижения

Откуда взялась эзотерика

Слово «эзотерика» происходит от древнегреческого слова «внутренний». В античные времена так назывались «тайные учения», передаваемые немногим избранным ученикам в противовес экзотерическим знаниям, доступным непосвящённым. Такой же смысл термину придавали и английские философы XVIII века.
Современной трактовке мы обязаны французскому оккультисту и тарологу Элифасу Леви, жившему в середине XIX века. Сегодня «эзотерика» — это совокупность знаний, сведений и способов восприятия реальности, недоступных несведущим в мистических учениях людям.

Считается, что эзотерические книги помогают выйти на новый уровень духовного развития, заглянуть за пределы существующего мира и раскрыть скрытый потенциал человека. Они позволяют познать непознанное, стать успешнее, обрести внутренний покой и постичь сакральные тайны вселенной.

Что относится к эзотерике

К эзотерике относятся следующие направления: йога, астрология, нумерология, магия и колдовство, алхимия, космоэнергетика, биоэнергетика, ясновидение, гадания, хиромантия, спиритизм, целительство, оккультизм, каббала, парапсихология, фэн-шуй, трансерфинг, дизайн человека, осознанные сновидения, транстелесные путешествия, тета-исцеление, гипноз, теософия, буддизм, даосизм и суфизм.
Эти направления можно сгруппировать:

Методики, направленные на изменения физической материи и мира вокруг: Магия и колдовство, целительство, фэн-шуй. Примеры: Ронда Берн «Магия», Александр Шепс «Медиум: В поисках жизни«
Предсказательные методики: астрология, нумерология, гадания и ясновидение. Примеры: Александр Колесников «Астрология. Самоучитель», Карен Карри Паркер «Новый дизайн счастливого человека», Николай Журавлев «Таро. Как пробудить силу и обрести тайные знания», Ольга Корбут «Руны. Теория и практика работы с древними силами«


Религиозные, культурные и философские учения: каббала, йога, тантра, буддизм, даосизм, суфизм, веды, теософия и шаманские практики. Примеры: Владислав Гайдукевич «Слепая вера», Садхгуру «Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога«
Оккультизм, спиритизм и парапсихология. Примеры: Вадим Зеланд «Практический курс трансферфинга за 78 дней», Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана«

Книги по эзотерике включают всё, от грошовых гороскопов, лунных календарей и заговоров на удачу до произведений экспертов — магов, целителей, колдунов и шаманов. Есть у жанра и своя классика — работы Елены Блаватской, Николая Рериха, Карлоса Кастанеды, Рона Хаббарда и Вадима Зеланда.

Эзотерическая литература может быть как теоретической, так и практической. Теоретическая эзотерика описывает философские и религиозные концепции и взгляды на устройство мира. К ней же относятся справочники, энциклопедии и учебники. Практическая, или прикладная, эзотерика включает методики по расширению сознания, развитию личности, изменению реальности, налаживанию каналов связи с высшими силами и потусторонним миром. Сюда входят сборники заклинаний, толкования снов и тайных знаков, описания методик медитаций, спиритических сеансов, гадательные, колдовские и шаманские практики. Авторы таких книг дают советы как научиться гадать, разбираться в картах таро, настроить себя на успех, защититься от негатива и избавиться от стрессов.

Как продвигать книги по эзотерике

Продвижение книг по эзотерике имеет некоторые сложности, незнакомые литературе других жанров, поскольку практически все рекламные площадки запрещают или ограничивают рекламу товаров эзотерической направленности.
Подобные запреты действуют во всех социальных сетях. Правда, действуют они с некоторой избирательностью. К примеру, Вконтакте пропускает рекламные публикации на астрологическую тематику, а через MyTarget можно продвигать рекламу гороскопов, если позиционировать выдержки из них как цитаты из книги.

Ограничения Facebook и Instagram можно обойти за счёт создания рекламных кабинетов-однодневок. Обычно такие кабинеты живут не больше пары дней и получают вечный бан, но эти пару дней реклама будет крутиться. Далее потребуется зарегистрировать новый рекламный кабинет, и всё по новой.

В худшем случае можно продвигать эзотерику не напрямую, а через группы, посвящённые отношениям, здоровью, деньгам или самопознанию. Сначала нужно завлечь в эти группы аудиторию. Затем можно проводить для участников мастер-классы, в которых уже и рекомендовать книгу как способ решения проблем записавшихся. Разумеется, часть аудитории отсеется, но это случилось бы при любой рекламной кампании.

Немногим лучше обстоят дела с контекстной рекламой. Яндекс отключает поведенческий таргетинг — таргетинг по ключевым словам — для всех эзотерических кампаний по рекламной сети Яндекса. Схожие ограничения у контекстно-медийной сети Google-рекламы.
  • Куда действеннее будет поисковая оптимизация ваших ресурсов, чтобы поисковики самостоятельно показывали их в топе выдачи по ключевым словам. Однако отдачу от этого метода вы увидите через два-три месяца.
  • Самым действенным методом продвижения эзотерических книг остаётся «сарафанное радио». Развивайте личный бренд, ведите блог в социальных сетях, публикуйте хороший контент (статьи, видеоролики, подкасты, прямые эфиры). Проводите пробные бесплатные тренинги и консультации и выкладывайте отзывы клиентов. Сотрудничайте с другими авторами вашей тематики, в общем, будьте на виду. В будущем эти методы станут приносить вам всё больше читателей и клиентов, главное, чтобы аудитория оставалась довольна. Чем выше процент успешных кейсов — тем лучше работает «сарафан».
  • Помимо «сарафана» действует сотрудничество с селебрити. Многие звёзды открыты для эзотерических практик и опытов, поэтому консультация для актёра или спортсмена положительно скажется на вашей репутации.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: