— Бывает ли такое, что ваши слушатели или коллеги критикуют вашу озвучку? Как вы воспринимаете критику?
— Бывает, конечно. От коллег я, скорее, могу услышать замечания или советы — корректно, с профессиональным обоснованием. Несомненно, я прислушиваюсь, примеряю на себя их предложения и либо принимаю и корректирую свой инструментарий, либо, если моя органика не может сейчас принять рекомендации, продолжаю идти своей исполнительской дорогой — непременно, замечу, держа в голове эти замечания: рано или поздно они могут пригодиться. Советы от коллег всегда тем и ценны, что они профессионально обоснованы.
К критике слушателей тоже прислушиваюсь, но там больше эмоционального «нравится — не нравится»: тут уж ничего не поделаешь, поскольку невозможно нравиться всем. Я принимаю эти «не нравится» как данность и иду дальше. Бывает, конечно, когда и слушатели дают питательную пищу для размышлений — если в несколько голосов, например, слушатели «бьют в одну точку», не задуматься было бы недальновидно. Так, в начале своего исполнительского пути я был очень несдержан по темпу: комфортный для меня темп чтения и слушания — быстрый, напористый. Но когда нет-нет да и услышишь от слушателя «быстро, не успеваю понимать», и в таком ключе до тебя доходят не одно и не два замечания, опрометчиво не обращать на это внимание — значит, это триггер, который отвлекает слушателя от рассказа, и, получается, работа, которую ты делаешь, может, делается попросту зазря. Со временем благодаря моим слушателям я научился находить темпо-ритмический баланс, стал читать размереннее, взвешеннее и, по моей внутренней оценке, много лучше.