История успеха Ильи Дементьева

1
Как вы начали записывать аудиокниги?
Этот прекрасный путь начался с просьбы моего друга, писателя Виталия Останина. Он написал прекрасную фэнтезийную историю «Кьята», которую и попросил озвучить. Причем озвучить исключительно в частном порядке. Отец автора не может читать по причине плохого зрения, а «читать самому нет квалификации». После недолгих уговоров и с большим энтузиазмом, в марте 2018, я взялся за дело и с горем пополам за 3 месяца осилил свою первую книгу. К слову, она была только 6 часов, так что это был «длинный» путь, полный ошибок, оговорок и неправильных окончаний.

Но, если говорить о работе, то она была несложной, за плечами были несколько лет радио и телевидения. В общем, все было гораздо проще, чем представлялось в самом начале.


2
С каким микрофоном начинали дикторский путь?
С тем же, что и продолжаю его. Это была любовь с первого взгляда. В 2016 году попросил друга Сергея Калентьева, занимающегося музыкальным оборудованием профессионально, подобрать мне микрофон для записи. Он указал на Focusrite Scarlett 2i2. Готовую студию для записи, включающую в себя звуковую карту и микрофон, привезли из Германии, по спецзаказу. С тех пор «пишусь» исключительно в ней. Сейчас такую студию, но уже 3-й генерации, можно найти и в российских магазинах.
3
Как Вы попали в проект ЛитРес: Чтец?

О! Я очень хотел поучаствовать в «Электронной букве 2019», но увидел объявление очень поздно. Прошел тестирование, не с первого раза, со второго (были технические ошибки в записи). Записал 3 книги из короткой классики и дошел до лонг-листа. И только спустя полгода вышли книги, которые я озвучил для друга-писателя. Они показали очень хорошие продажи, и меня осенило, что нужно «брать»! Записывать, участвовать, творить. Уже через год на «Электронной букве 2020» я вышел в финал.


4
Как вы готовитесь к записи? Нужно ли вам вдохновение, разминка?
Нет, особенно не готовлюсь. Каждый день (кроме выходных, которые могут быть и среди недели или, например, когда соседи делаю ремонт) я работаю с книгами. До 2,5−3 часов готовой записи выпускаю в день. Это позволяет держать себя в тонусе и не тратить время на основательную подготовку. Однако минимальная речевая гимнастика присутствует. Размять губы, лицо. Проговорить часть текста без микрофона.

Вдохновение… Когда начинаешь читать, оно приходит само. Но в месте с ним должно быть еще и упорство, книги, которые дают для записи, не всегда те, которые легко читать и понимать. Поэтому упорно, быстро и качественно с ними «расправляешься».

Важно, если вы чтец начинающий и занимаетесь чтением время от времени, обязательна разминка, для приведения в рабочее состояние вашего рабочего инструмента!
5
Сколько примерно времени в день/неделю вы тратите на запись аудио?

8−10 часовой рабочий день. Я могу сесть в 8 утра за микрофон, а закончить в 22. Но! Обязательные перерывы на еду, прогулки, сон, домашние дела. Так как студия дома, мне комфортно, если выдалось окно, можно пройтись прогуляться. Правда есть одно но: холодильник с кухней находятся слишком близко и дело не в уровне шума, ну вы понимаете…


6
В какой программе записываете? А обрабатываете?
Я старовер, со времен радио меня научили работать в Sound Forge. Меняется только цифра после названия программы. Сейчас это Sound Forge 14 pro. Пишу и обрабатываю в ней. Причем не делаю ничего сверхъестественного, нормализация, шумодав и… все. Нужно учиться работать с голосом, а не маскировать все обработкой. Но это я так, по-стариковски…
7
Что самое важное, на ваш взгляд, в работе диктора?
Для меня это «игра» в актера, персонажа. Не полностью в него погружение, а умение переключаться между рассказчиком и героями.
И еще умение читать с листа. Когда тебе дают текст, и ты сходу включаешься.
И грамотность, хоть и сам порой страдаю от ее отсутствия. Но с каждой книгой навык растет, хотя порой ошибаешься в самых простых словах.
И… список сильно большой, важно всё.

8
А что самое сложное?

Быть естественным, органичным. Очень много искусственных голосов, интонаций. Слушаешь чтеца и не веришь в то, что он переживает, проживает. И из всех качеств вышеперечисленных, важна естественность. Не будет ее, хоть «обчитайся» с идеальной грамотностью и дикцией. Не поверят, не будут слушать.


9
Как у вас обустроено рабочее место?
Это студия, отделенная часть спальни. Большой стол, увешанный акустическим поролоном. И специальная акустическая ширма, чтобы убрать эхо комнаты. Для чтения книг этого вполне достаточно.

10
Какую аппаратуру используете постоянно?
Focusrite Scarlett 2i2, поп-фильтр, выносная стойка для микрофона, чай несладкий или вода, тапочки или теплые носки.


11
Какие книги больше любите озвучивать?

Интересные. Думаю, так ответит каждый чтец. Нет жанра, в который стоит упираться и говорить, что это я не читаю, это мне не подходит. Если ты профессионал, то можешь читать все, но есть и личные предпочтения по тому, что читать, а что не читать, это право каждого. Если касаться «жанровости», то это стандартный набор из фантастики, детективов и любовных романов. Если первые мне интересны, то в последних мало конкуренции среди чтецов-мальчиков)))


12
Как продвигаете своё творчество?
Группа в контакте, эдакий маленький магазин с ссылками на ЛитРес. Но в большинстве своем сейчас меня продвигают мои книги. Их уже больше 180.


13
А есть у вас любимые аудиокниги? И ваши, и других дикторов. Или которую хотели бы озвучить?
Хочу признаться, что очень хотел озвучить Терри Пратчетта, как любимого автора фэнтези. И даже создал пиратскую озвучку его произведения «Пирамиды». Но так как официально прав на него нет, эта озвучка так и лежит в столе с надеждой, пусть и несбыточной, на публикацию.

А в качестве мечты, которая уже сбылась, это книга и рассказы Вадима Панова. Автора-современника, которого безмерно люблю и уважаю.

О! Еще дополню к мечтам, которые осуществились! В прошлом году мне, благодаря ЛитРес, поступил заказ на запись книги Оруэлла «1984» и почти одновременно с моей — вышла озвучка этой книги в исполнении Сергея Чиношвили. Это, не считая потрясающего исполнения Ивана Литвинова в записи 2013 года. Не скрою, мне очень приятно встать на одну ступень с настоящими мэтрами. Удалось ли мне хоть чуть-чуть приблизится к ним? Можете проверить сами.


14
Что бы вы могли пожелать начинающим дикторам?
Ответить для себя на главный вопрос: зачем? Если вы занимаетесь этим только для себя, то просто научиться наслаждаться и не торопясь создавать для себя маленькие шедевры. Ну, а если профессионально, то мучиться. Каждый день искать новое, слушать, читать, прислушиваться, повторять и снова биться головой о стену. Потому что совершенству нет предела. А вы упорные, вы сможете все, я в вас верю!

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: