Top.Mail.Ru

Что такое магический реализм в литературе

Что за услуги?
Какой была бы наша жизнь, если бы сны сбывались, люди могли по желанию превращаться в зверей, а полеты на драконе стали такими же привычными, как поездки на автобусе? Примерно на этот вопрос и отвечают авторы книг в жанре магического реализма, создавая миры, где грань между фантазией и реальностью полностью размывается, а магия становится обычной частью жизни.

Разбираемся подробнее с этим жанром:

Что такое магический реализм

Магический реализм — это художественный метод, который используется в литературе, искусстве, кино. Его главная особенность — соединение обычного и сверхъестественного в одном пространстве: в киносцене, на картине, в главе книги. Авторы и художники органично вписывают чудеса и волшебство в повседневный быт героев и стирают границу между магией и реальностью.
История магического реализма начинается в далеком прошлом, в первобытные времена ритуалов и обрядов, когда человек пытался спрятаться от суровой реальности и найти помощь в воображаемом мире духов. В современном магическом реализме магия становится абсолютно нормальной частью жизни. Персонажи книг могут жить в обычных городах, пользоваться электричеством и интернетом — и при этом общаться с духами, летать без крыльев по воздуху или превращаться в призраков. Все это не удивляет героев, а воспринимается как привычная часть реальности. Именно такой контраст и создает особую атмосферу произведений магического реализма.

Как возник термин «магический реализм»

В 1925 году немецкий искусствовед Франц Ро предложил термин «магический реализм» для описания особого стиля живописи, для которого были характерны:
  • мистические и неожиданные элементы;
  • яркие, насыщенные, не всегда реалистичные цвета;
  • намеренное искажение линий и перспектив;
  • символы и визуальные метафоры.
Пример картины в стиле магического реализма

Марк Шагал «Над городом»

Источник: Sotheby's

Художники черпали вдохновение в мифах и легендах, раскрашивая повседневные сцены в мистические тона и создавая чудесные, волшебные миры.

Литературный магический реализм возник чуть позже, в середине прошлого века. Он сохранил основную черту жанра — объединение фантазии и реальности. Художники достигали этого эффекта с помощью символики, яркой цветовой гаммы и искривленной перспективы, а в литературе термин «магический реализм» стал объединять писателей, которые наполняли реальные миры мифами, сказками и выдуманным, иногда абсурдным содержанием.

Известность этот жанр получил уже в Латинской Америке — именно с ним связаны имена Маркеса, Борхеса, Кортасара. Один из самых ярких примеров магического реализма в латиноамериканской литературе — роман «Сто лет одиночества» (Габриэль Гарсиа Маркес) о нескольких поколениях людей, которые живут то ли в реальности, то ли в сказке — фокусники вытворяют небывалые чудеса, а на людей нападает страшная эпидемия бессонницы.

Все эти странности существуют в мире романа без вопросов, без противоречий, без удивления со стороны героев. В этом и есть ключевая черта магического реализма — магия и волшебство в нем безусловны и не требуют объяснения.

Магический реализм как литературный жанр

Магический реализм — это попытка найти в окружающей реальности странное и абсурдное, чтобы лучше раскрыть внутренний мир персонажей. Обычно авторы используют такие приемы.

 Фантастические элементы

Окружающая среда выглядит вполне обыденно, но в нее на каждом шагу вплетено волшебство. Не существует границ между сном и явью, мечтой и реальностью, бытом и магией. Привычные декорации дополняются сюрреалистическими объектами и предметами, а среди действующих лиц вполне могут быть духи и маги.

Фокус на социальных проблемах

Акцент на социально-политическом особенно характерен для латиноамериканских писателей. В их произведениях магия — это аллегория, отражающая реальные события: революции, восстания, гражданские войны. Помещая героев в исторический контекст, авторы фокусируются на том, как поведет себя человек в непростых обстоятельствах, и рассуждает о справедливости, добре и зле.

Тема одиночества

В центре внимания произведений магического реализма — внутренний мир человека. Главный герой может жить в окружении людей, но все равно быть одиноким. И в этом случае магическое только оттеняет и усугубляет его одиночество.

Искажение времени

Если в искусстве магический реализм — это искривление перспективы, то в литературе переплетается не только близкое и далекое, но и прошлое и будущее. Повествование может быть нелинейным, течение времени искажается. События цикличны, а параллельные сюжетные линии синхронизируются.

Элементы мифологии

Фольклорные герои, языческие символы, древние легенды и сказания смешиваются в реальности, а первобытные духи нередко становятся не только свидетелями, но и участниками происходящих событий.

Чем отличается магический реализм от похожих жанров

Воображаемая реальность и выдуманные миры встречаются также в фантастике и фэнтези. Но эти жанры существенно отличаются от магического реализма.

Фэнтези

Реальность фэнтезийного мира — в отличие от магического реализма — полностью вымышлена: действие может разворачиваться на выдуманных материках, мир населяют хоббиты, эльфы и драконы, а герои ведут другой образ жизни и даже блюда иногда готовят необычные.

Магические элементы в этом мире — зачастую не просто декорация, а движущая сила сюжета, как, например, эпические битвы и полеты на драконах в вымышленной вселенной «Игры престолов» (Джордж Р. Р. Мартин). В магическом реализме, напротив, важен не сам элемент магии, а то, как он влияет на персонажей.

Еще одна особенность фэнтези — четкое деление на добрый и злой миры, в то время как в магическом реализме добро часто переплетается со злом, так же как магическое с реальным: границ нет, мир не черно-белый, а яркий и разноцветный — совсем как на картинах художников.

Фантастика

Миры фантастики — это путешествия во времени, полеты быстрее скорости света и недостижимые планеты. В отличие от миров магического реализма их не существует в реальности: другие измерения и далекие галактики полностью вымышлены автором. Чудеса в магическом реализме привычны и обыденны: герою не придет в голову изучать или пытаться понять духов, они просто сосуществуют вместе.

В фантастике же все необычное воспринимается не как само собой разумеющееся: инопланетянин не становится привычной частью нашей вселенной, но читатель понимает, откуда и как он мог бы появиться. Центральным элементом сюжета могут быть продвинутые технологии, сверхспособности, умные машины, а автор может описать несуществующий, но реалистичный способ телепортироваться за долю секунды или читать мысли других людей. В отличие от магического реализма герои пытаются понять и изучить правила фантастической реальности.

Кстати, в одной статье мы уже рассказывали, как придумать и выстроить фантастический мир, чтобы правила реальности казались логичными и стройными.

Кратко

Магический реализм
Кадр из фильма «Лабиринт Фавна» (2006, реж. Гильермо дель Торо)
Источник: Кинопоиск
Мир: привычная реальность со сверхъестественными элементами

Герои: обычные люди
Фэнтези
Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца» (2001, реж. Питер Джексон)
Источник: Кинопоиск
Мир: полностью вымышленный, нереалистичный

Герои: магические существа

Фантастика
Кадр из фильма «Интерстеллар» (2014, реж. Кристофер Нолан)
Источник: Кинопоиск
Мир: несуществующий в реальности, но логичный и объяснимый
Герои: чаще всего — обычные люди

Магический реализм в европейской литературе

Подобрали три книги — яркие представители магического реализма в Европе.

«Превращение». Франц Кафка

Хотя «Превращение» было написано еще до активного использования термина «магический реализм», эта книга — классический представитель жанра. Это короткая повесть с жутковатым сюжетом: однажды утром главный герой обнаруживает, что превратился в огромное насекомое. Самое абсурдное — то, как естественно окружающие принимают это превращение. Ужас ситуации — как раз в ее прозаичности, будничности, и в центре внимания Кафки — попытки героя адаптироваться к новой реальности и выстроить свою жизнь.

«Дети полуночи». Салман Рушди

Автор использует достаточно типичный для жанра метод: биография главного героя синхронизируется и тесно переплетается с жизнью целой страны. Главный герой рождается в тот самый момент, когда Индия получает независимость, и с тех пор их истории развиваются параллельно. Автор стремится раскрыть культуру Индии, а для этого активно использует аллегории и метафоры и наделяет героя магическими способностями.

«Степной волк». Герман Гессе

Гессе традиционно ассоциируется, скорее, с модернизмом, но в «Степном волке» есть немало черт магического реализма. Это история внутреннего кризиса главного героя, и на первом плане здесь — тема одиночества. Гессе внимательно изучает развитие героя — замкнутого «волка-одиночки», в котором соединены черты реального человека и волка. Центральный момент книги — загадочный «Магический театр», мистическое пространство, наполненное символами и фантастическими объектами, аллегория подсознания героя.

Магический реализм в латиноамериканской литературе

Хотя магический реализм развивался и в Европе, все-таки он тесно связан с латиноамериканскими писателями. Вот что почитать тем, кто хочет погрузиться в магические миры.

«Сто лет одиночества». Габриэль Гарсиа Маркеса

Латиноамериканский магический реализм в первую очередь представлен именно этим необычным романом — одним из величайших в мировой литературе. Семейная сага, рассказ о нескольких поколениях семьи, жизнь которых проходит в одиноком, затерянном городе Макондо. Этот город становится одним из персонажей, растет и развивается вместе с героями, от момента основания до самой гибели. Жизнь в нем на первый взгляд буднична, но это впечатление обманчиво. Хотя сюжет тесно связан с реальными историческими событиями, он наполнен сбывающимися пророчествами и небывалыми эпидемиями, а время течет искаженно, по своим законам.

«Царство земное». Алехо Карпентьер

«Царство земное» — пример колониальной латиноамериканской литературы, в которой сюжет тесно связан с реальными событиями — тяжелой жизнью рабов в условиях борьбы за независимость Гаити. Революции и восстания смешиваются с атмосферой вуду, гаитянскими верованиями и неожиданными превращениями из человека в животное. Несмотря на магические элементы, в центре внимания Карпентьера — по-прежнему добро и зло, внутренняя и внешняя свобода, духовность и гуманизм.

«62. Модель для сборки». Хулио Кортасар

Эту книгу называют еще антироманом — в ней нет привычной линейной структуры, параллельно развивается несколько сюжетных линий, а читателю как будто нужно самостоятельно собирать книгу из разрозненных на первый взгляд отрывков. Сновидения и иллюзии беспрепятственно проникают в реальность, а воображаемые города соседствуют с существующими — все это классические признаки магического реализма.
Подытожим
Магический реализм — особый жанр, в котором реальность чудесным образом переплетается с вымыслом. Определить его можно по некоторым признакам.

  • В повседневной жизни героев на каждом шагу встречается магия и волшебство.
  • Реальность кажется искаженной и абсурдной: время течет по своим законам, а пространство как будто искривлено.
  • В центре внимания писателя — всегда человек, его развитие, кризис и духовный путь.
  • Часто сюжет отражает реальный социально-исторический контекст — особенно это характерно для латиноамериканского магического реализма.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.