Top.Mail.Ru

Что такое гримдарк и как писать в этом жанре

Что за услуги?
Оглавление
Что такое гримдарк простыми словами
Основные черты гримдарка
Чем гримдарк отличается от тёмного фэнтези и дарк-фэнтези
Как писать в жанре гримдарк: пошаговое руководство
Типичные ошибки начинающих авторов
Гримдарк как литературный инструмент
Список книг и авторов в жанре гримдарк
FAQ
Заключение
Гримдарк — не совсем обычный жанр, в котором добро редко побеждает зло, а главные герои чаще всего циничны, противоречивы и далеки от привычного идеала. Разбираемся, что такое гримдарк, чем он нравится авторам Литрес Самиздат, чем отличается от других похожих жанров и как писать гримдарк.

Что такое гримдарк простыми словами

Изначально термин «гримдарк» появился из слогана игры Warhammer 40,000: «In the grim darkness of far future there is only war» («В мрачной тьме далёкого будущего есть лишь война»). Постепенно слово grimdark определило соответствующий сеттинг — серый и безнадёжный — и в итоге стало обозначать стиль мрачного фэнтези с преобладанием безысходности, насилия и жестокости. Достаточно скоро жанр вышел за пределы игр и укоренился в литературе и кино.

В литературе жанр гримдарк относится в основном к фантастике или фэнтези, где мир жесток, герои неоднозначны, а моральные ориентиры максимально размыты. Привычного деления на добро и зло здесь нет — каждый персонаж принимает решения исходя из собственных интересов, а не общепринятой морали. И всё это — в декорациях мрака, тревожности и цинизма.

В результате гримдарк обрёл популярность. Читатели оценили постапокалиптическую, безнадёжную, тёмно-серую эстетику в противовес привычному светлому фэнтези, а массовый успех книг и сериалов вроде «Игры престолов» только укрепил позиции гримдарка — циничного и жестокого.

Основные черты гримдарка

Моральная серость

Герой, который всегда придёт другу на помощь? Злодей, которому нравится творить зло ради зла? Всё это — не про гримдарк: здесь нет положительных и отрицательных персонажей, каждый герой совершает поступки, ориентируясь не на привычную мораль, а на собственную систему ценностей.

Мораль здесь относительна, а сюжетная линия в гримдарке — это постоянный выбор главного героя, где нет правильных и неправильных решений, а есть только те, которые помогают герою достигать целей, и те, которые только отдаляют призрачный хэппи-энд. Такая неоднозначность обычно делает историю глубже и сильнее.

Жестокий и циничный мир

Войны, страдания, предательства, коррупция — именно таков мир гримдарка. Этот мир не знает жалости, здесь царит хаос и беззаконие. Героям стоит рассчитывать только на собственные силы и удачу: их не защитит ни справедливый правитель, ни могущественный супергерой. Такие условия формируют специфическую атмосферу постоянной опасности, напряжения и выживания.

Антигерои

Главный персонаж гримдарка — обычно не тот человек, на которого хочется быть похожим, а антигерой: циничный, несправедливый, со своими пороками и слабостями. Таким его сделала его личная предыстория: он столкнулся с предательствами, потерями, глубоко травмирован, и в таких условиях ему не удаётся сохранить в себе человека. Такой герой способен и на «хорошие» поступки — но чаще всего не ради того, чтобы сделать добро, а ради собственной выгоды или мести. Герой гримдарка максимально далёк от совершенства и — во многом благодаря этому — правдоподобен и реалистичен.

Отсутствие «добра» как универсальной категории

В классическом фэнтези всегда есть светлые силы и герои, олицетворяющие всё то хорошее, что есть в людях. Но только не в гримдарке! «Добро» здесь если и существует, то только локально, в конкретных ситуациях и в понимании конкретных персонажей. Здесь нет универсального критерия, который помогал бы отличить хорошее от плохого и правильное от неправильного, а мораль у каждого своя, если вообще существует.

Чем гримдарк отличается от тёмного фэнтези

Гримдарк и тёмное фэнтези — похожие жанры, у которых есть немало общего: тёмная эстетика, готические декорации, неоднозначная мораль. Различия — в нюансах.

Атмосфера

Максимально суровая атмосфера, уровень насилия и жестокости зашкаливает
Гримдарк
Мрачное фэнтези, реалистичная атмосфера с элементами ужасов и готики
Тёмное фэнтези

Персонажи и сюжет

Герои циничные, жестокие, действуют исключительно в собственных интересах. Если и начинают бороться со злом, то в личных целях, а не ради спасения мира
Гримдарк
Хотя зло и стало давно привычным, периодически героев интересует что-то кроме выживания.
Тёмное фэнтези

Финал

Хэппи-энда нет и не предвидится: мир жесток, и у героев нет шанса
Гримдарк
Есть призрачный шанс на благоприятный исход
Тёмное фэнтези
Подытожим: несмотря на кажущееся сходство между этими жанрами, отличие всё-таки есть. Гримдарк — это тёмное фэнтези на пределе: мир здесь рушится, а надежды нет.

Как писать гримдарк: пошаговое руководство для авторов

Создайте мрачный мир

В основе произведений в жанре гримдарк всегда лежит особенный сеттинг. Это мрачное фэнтези: неважно, происходит ли дело в средневековом антураже или в современной атмосфере — каждая деталь в описании мира должна внушать читателю чувство безысходности, тревоги и постоянной опасности.
  • Покажите неравноправие в обществе: пусть обычные люди страдают от бедности, голода и обстоятельств, зато правители и лидеры будут всесильны и несправедливы.
  • Тщательно продумайте атмосферу: пусть она будет упадочной и создаёт ощущение уныния. Здесь отлично смотрится постапокалиптический сеттинг!
  • Добавьте внешних обстоятельств: пусть не только унылая природа отражает настроение героев, но и бесконечные войны, эпидемии и разрушенные города вокруг.

Пропишите амбивалентных персонажей

Продумывая основных персонажей, не забывайте, что основная черта, которая делает их узнаваемыми и запоминающимися, — это противоречивость. Герой (а точнее, антигерой) гримдарка:
  • Неоднозначный: в нём органично сочетаются сильные стороны и обычные человеческие слабости, достоинства и ужасные пороки, героизм и трусость.
  • Реалистичный: он делает сложный выбор, с его решениями часто сложно согласиться, их нельзя одобрить, но благодаря правдоподобности героя и раскрытой мотивации их можно понять.
  • Эгоистичный: основной его мотив — это личные цели: от выживания до жажды власти. Абстрактное «спасение мира» — не его конёк.
  • Уязвимый и меняющийся: несмотря на кажущуюся силу, такой герой на самом деле тоже боится, у него есть слабые места, и он меняется — от жестокости до неожиданного милосердия.

Продумайте сюжетные ходы

Сюжет гримдарка — это череда поражений и отсутствие заслуженной награды в финале. История здесь — не прямой путь к цели, пусть и наполненный трудностями и препятствиями, а, скорее, последовательность неудач, ошибок и предательств. Достижение целей чаще всего либо оказывается бессмысленным, либо вовсе приводит к новым проблемам. Да и победа здесь не обязана приносить радость и облегчение, а поражение чаще всего выглядит как честный, закономерный итог.

Проработайте диалоги и описания

Диалоги должны полностью отражать героев, их эмоции, мотивацию и, конечно, непростой характер. Герои разговаривают честно, без пафоса и слишком литературных выражений. В этом жанре как нигде больше уместны живые, даже грубые выражения — так авторы делают акцент на суровости мира.

Точно так же и описания — ни одна деталь не должна быть случайной, все они работают на атмосферу: усталые герои, мрачные улицы, темнота и усталость.

Типичные ошибки начинающих авторов

Переход в «псевдожестокость»

Одна из самых частых ошибок новичка в жанре гримдарк — считать, что он держится только на крови и страданиях. Такие авторы в итоге теряют интерес читателя: насилие ради насилия и бесконечное нагромождение сцен страданий и пыток быстро утомляют. У каждого жестокого поступка должна быть своя мотивация, а у каждой кровавой сцены — сюжетная нагрузка. Насилие должно быть мотивировано, вплетено в сюжет и работать на развитие истории.
  • Герой входит в таверну и в каждом новом абзаце книги убивает по случайному человеку, просто чтобы похвалиться своей жестокостью.
  • Герой убивает не всех подряд ради демонстрации силы, а потому что кто-то из посетителей угрожает его жизни или свободе.

Отсутствие логики в поведении персонажей

Даже если мир максимально жесток, персонажи в нём всё равно должны поступать логично, а не совершать поступки «просто так», чтобы скорее завершить одну сюжетную линию и начать новую — в противном случае история превратится в хаос. Мотивы должны быть ясны читателю.
  • Герой внезапно предаёт своего союзника безо всякой видимой причины.
  • Герой предаёт, потому что союзник угрожал его близким или мешал ему достичь цели.
Предательство — циничный и эгоистичный поступок, но в этом случае читатель понимает мотивацию персонажа и верит ему.

Преувеличенное насилие без сюжетной функции

Начинающие авторы часто стараются произвести на читателя впечатление обилием сцен пыток, изнасилований и массовых убийств. Но для хорошего гримдарка этого недостаточно: избыточное насилие и шок ради шока быстро превратят историю в однообразное нагромождение ужасов. Лучше показать всего одно событие, но ярко, чем описать десяток бессмысленных жестоких сцен, вызывающих только отвращение.
  • Герой приезжает в город и без причины начинает бессмысленную пальбу в оживлённом районе. У эпизода при этом нет последствий, и он никак не вписан в сюжетную арку героя.
  • Герой приезжает и убивает нескольких людей, потому что они его предали. Эти убийства запускают цепочку событий: их союзники начинают мстить, и герою снова приходится скрываться.

Гримдарк как литературный инструмент

Что позволяет раскрыть жанр

Гримдарк интересен авторам не из-за обилия сцен жестокости, а из-за максимальной реалистичности. Здесь можно детально исследовать человеческую душу: рассуждать о морали, предательствах, чувстве вины и цене победы. Можно даже брать традиционные сюжеты и развивать их под другим углом — такой жанр заставляет читателя задуматься о том, как действительно устроен реальный мир.

Как использовать элементы гримдарка в других жанрах

Что такое гримдарк?
  • Нет однозначной морали
  • Граница между добром и злом размыта
  • Хэппи-энд не гарантирован
  • Вокруг — мрак и цинизм
Всё это может стать основой любого другого жанра — элементы гримдарка можно вписать и в исторический роман, и в фантастику, и даже в любовную историю. Такие элементы обогатят сюжет: любовный роман сделают менее «сладким» и более реалистичным, а фантастику — менее предсказуемой и более зловещей.

Список книг и авторов в жанре гримдарк

Джо Аберкромби «Земной круг»

4,8
Масштабная эпопея о вселенной, где непрерывно идут войны, где предательства и интриги — естественная часть жизни, а у каждого героя — своя причина сражаться до победного. Аберкромби мастерски демонстрирует: в гримдарке нет места положительным героям, а каждый выбор имеет свою цену, иногда слишком непосильную.

Джордж Мартин «Песнь Льда и Огня»

4,6
Ещё одна эпическая сага, завоевавшая популярность во многом благодаря экранизации. Здесь ни один персонаж не застрахован от неожиданной гибели, а закулисный мир политических игр порой страшнее открытого сражения на поле боя.

Глен Кук «Хроники Чёрного отряда»

4,8
Цикл книг на грани тёмного фэнтези и гримдарка — хроника странствий и сражений наёмников, которые служат злу, но при этом остаются людьми, со своими слабостями, желаниями и мотивами. Это очень необычный мир, где самые сильные и жестокие воины иногда сомневаются в своём пути.

Ричард Морган «Разреженный воздух»

4,6
Научно-космическая фантастика в антураже гримдарка. Морган показывает, что даже в далёком будущем человечеству всё ещё будут свойственны жадность, готовность предать союзников и поработить слабых.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

Сейчас уже нет. Хотя этот жанр действительно возник из классического фэнтези, сегодня элементы гримдарка можно встретить и в научной фантастике, и в киберпанке, и в других жанрах.

Заключение

Grimdark — не самый простой жанр, в котором нужно балансировать между жестокостью и моралью, безысходностью и реалистичностью. Авторы Литрес Самиздат выбирают жанр гримдарк потому, что он позволяет размышлять о допустимой цене победы, о тонкой грани между добром и злом и о том, как сложно принимать «правильные» решения. Попробовать писать в этом жанре стоит тем, кто хочет создавать глубокие, напряжённые и незабываемые истории и исследовать понятие морали.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.