Top.Mail.Ru

Как написать фэнтези: пошаговая инструкция

Что за услуги?
«Гарри Поттер», «Властелин колец», «Песнь льда и пламени», «Ведьмак» — самые известные произведения, которые приходят на ум при упоминании жанра фэнтези. Любимые, дорогие сердцу истории, чьи персонажи стали для многих родными, а сюжетные перипетии и законы выдуманных миров изучены вдоль и поперек. 

Вдохновившись вышеупомянутыми книжными сериями, молодой автор садится за стол, полный решимости создать свой уникальный мир, и… спотыкается и задаётся вопросом: «Как написать фэнтези?», ведь придумать такую историю — непростая задача.

Сегодня мы подготовили статью, в которой будем разбираться в особенностях жанра: его тонкостях, нюансах, поговорим о персонажах и о том, как подготовиться к написанию своей истории.  

Что такое фэнтези и как его написать?

Чтобы понять, как написать фэнтези начинающему автору, ему нужно разобраться в том, что же это такое.
Фэнтези — это жанр литературы, разновидность фантастики. В основе всегда лежат сказочные, фольклорные, мифологические и любые другие фантастические допущения. Можно даже сказать, что фэнтези — это сказки для взрослых.
Как и любой другой жанр литературы, фэнтези требует хорошей подготовки и изначального плана. Так и у самого автора формируется нужная картина в голове, и читателю будет проще поверить в происходящее.

Поэтому, чтобы написать произведение в жанре фэнтези, автору нужно:
  • Много читать
  • Определеиться с тем, какое именно фэнтези он хочет написать
  • Подготовиться к написанию
  • Продумать мир
О каждом из пунктов подробнее поговорим ниже

Начинаем писать фэнтези

Садитесь и читайте

Как написать фэнтези? Вы полны решимости написать свою фэнтези-историю. Но что это вообще такое? Это приключение героев по невероятному миру, где единственное ограничение — ваша фантазия. Но чтобы ее развивать, чтобы имелось больше нассмотренности и понимания, нужно читать.

Читайте все и всех: современных представителей жанра, классику (если до сих пор этого не сделали). Это нужно для того, чтобы выявить свой собственный авторский почерк, стиль и обрести понимание того, в какую сторону двигаться.

Определитесь с направлением фэнтези

В литературе выделяют 10 направлений фэнтези.
  • Героическое
    В центре внимания — герой, вынужденный пережить приключение и совершить парочку подвигов. 
  • Эпическое
    Самый яркий и известный пример такого фэнтези — «Властелин Колец» Джона Толкина. Противостояние добра и зла в досконально прописанном мире, где обязательно участвует множество действующих лиц, чьи истории переплетены сюжетными линиями.
  • Темное
    Миром изначально правит зло. Либо со стародавних времен, либо совсем недавно.
  • Игровое
    Основной для истории служит настольная, компьютерная или ролевая игра с некоторым количеством литературных допущений.
  • Историческое
    Реальное историческое событие, либо же эпоха, на фоне которых описываются сюжетные линии.
  • Городское
    Действия происходят в современном мире среди людей.
  • Романтическое
    Здесь все должно быть фоном для любовных отношений, романтической линии. 
  • Юмористическое
    Ироничный пересказ известных фэнтези-историй, пародии или сатира, высмеивание штампов.
  • Мифологическое
    За основу берутся мифы разных народов
  • Техно
    Смесь магии и технологий, где одно может объяснять другое либо соединяться с ним.
Важно понимать, что мало какой автор пишет в одном единственном направлении. Чаще всего в истории смешиваются несколько поджанров. Это придает ей индивидуальности. Может, вы захотите смешать городское фэнтези с историческим, добавить толику юмора, романтики и мифов, чтобы соединить все это в безумном коктейле с темным фэнтези.

Экспериментируйте и не сдерживайте себя, если все это идет на благо вашей истории

Как написать книгу фэнтези: пошаговая инструкция

Теперь будем готовиться к написанию при помощи плана.

Пункт 1 — создайте главного героя

Каким вы хотите видеть своего протагониста? Уверенным в себе героем, отправившимся в опасное путешествие или безответственным разгильдяем, на которого свалилась тяжкая ноша по спасению мира? Подумайте над его мотивацией, характером и причиной, создайте четкий образ персонажа, чтобы вы сами хорошо его знали.

Пункт 2 — создайте квест, приключение 

У ваших героев должна быть цель, вокруг которой и будут развиваться основные события. Персонажи куда-то идут, что-то делают, чтобы затем получить награду.

Пункт 3 — не главным героем едины

Истории о героях-одиночках многим нравятся, но даже у них всегда бывают спутники, попутчики, своя команда «неудачников». И чем эти персонажи разнообразнее, тем интереснее и необычнее приключение! Играйте на контрастах, наделите каждого из них уникальными чертами.

Пункт 4 — придумайте помощника

Такой помощник должен быть мудрым, но в какой-то степени бесполезным. Он может многое: поделиться древними секретами, но без конкретики; продемонстрировать фантастическую силу, но не воспользоваться ей в нужный момент.

Пункт 5 — создайте мир

Герои должны где-то путешествовать. И если ваше фэнтези нацелено на масштаб, то он должен чувствоваться. Различный климат, ландшафт. Не цепляйтесь за реальность, соединяйте несоединимое: пусть ледяные равнины соседствуют с песчаными, жаркими горами, а небесное море с морскими облаками. Придумайте такие фэнтези миры, которые удивят читателя.

Пункт 6 — создайте врага

Мало какое фэнтези обходится без сильнейшего, злейшего и темнейшего врага, который хочет всех поработить, всех уничтожить. Часто это просто злое зло без особой мотивации. Враг владеет землями, бесчисленной армией, но у него всегда есть какое-то слабое место. Кольцо, как у Саурона, либо крестражи, как у Волдеморта. Но такой враг — ходячее клише, поэтому добавьте ему уникальности.

Пункт 7 — путешествие должно быть долгим

Писать фэнтези без путешествия — это моветон. Ведь в том и смысл, что герой со своими спутниками должны преодолеть огонь и воду прежде, чем добраться до цели. Описывайте каждый их день, наполняйте все деталями, чувствами и эмоциями, пусть с ними всегда что-то происходит. Ведь даже спокойный разговор у костра после смертельного испытания может гораздо сильнее привязать читателей к героям. А в конце, пройдя немыслимый путь, преодолев бесчисленное количество смертельных испытаний, читатель испытает ту же усталость, что и сами герои. 

Пункт 8 — все действия приводят к решающей битве

Неважно, какими способностями обладает главный враг. Финальная схватка между антагонистом и протагонистом должна быть с глазу на глаз. Именно там схлестнутся противоположные характеры, цели и стремления.

Пункт 9 — персонажи должны погибать

В фэнтези, где судьба мира висит на волоске, где происходит битва между добром и злом, не обойтись без жертв, иначе в это фэнтези никто не поверит. Сюжетные повороты, смерти героев придают большей убедительности и целостности, больше мотивации главному герою. И сам главный герой не должен выйти сухим из воды: шрамы — малая часть того, что останется с ним навсегда.

Пункт 10 — подумайте о магии

С самого начала нужно решить, насколько сильно магия вплетена в мир вашего фэнтези. Например, в «Гарри Поттере» магия — обычное дело. Ей обучают в школе, есть запрещенные заклинания, все четко и понятно. Во «Властелине колец» есть магические артефакты и драконы, магия здесь менее обыденная, а колдунов и вовсе считают ярмарочными шарлатанами. Но в нужный момент один колдун может стоить целой армии. Если же вспоминать «Песнь льда и пламени», то магия из этого мира ушла давным-давно, и вокруг присутствуют лишь ее отголоски. Многие и вовсе не верят в то, что она была. И это отлично играет на контрасте.

Создание мира

Создать фэнтези миры — одна из самых сложных частей при написании истории в этом жанре. Но и здесь мы дадим определенный план, который облегчит весь путь.
  • Определите правила мира и соблюдайте их

    Лучше всего списком указать ограничения, правила, и повесить их перед собой. В истории они могут нигде не упоминаться, но вы сами будете о них знать. Это позволит избежать логических ошибок.

    Например, в самом начале вы укажете, что колдуны вашего мира слабеют, когда используют магию. Каждое заклинания высасывает из них жизненные силы, и если колдун пренебрежет этим, то может погибнуть. А затем, забыв об этом, вы ради зрелищной сцены позволите колдуну разбрасываться магическими шарами, вызывать стихии и взрывать все вокруг огненными смерчами. Когда битва кончится, то колдун, как ни в чем не бывало, уйдет с поле боя домой.

    Подобного нужно избегать, и чтобы это сделать — напишите правила.
  • Задавайте себе вопросы

    Здесь принцип такой же, как и выше: даже если читатель о чем-то не будет знать, то об этом должны знать вы. Как, где и почему возник ваш город? Сколько там живет народу, откуда они добывают продовольствие, есть ли реки, моря, океаны рядом, как этот город взаимодействуем с соседними, есть ли здесь сословия, как живут бедные и богатые? Чем больше вы знаете об этом, тем меньше ляпов допустите, и тем больше читатель поверит вам.
  • Избегайте сплошного описания

    Чередуйте описания с действиями. Вы можете рассказать о здешнем мире, но пусть сам персонаж по той или иной причине превратится в птицу и сам воочию увидит все с высоты полета. Тогда он, вместе с читателем, испытает первые эмоции от нового вида.

    Не рассказывайте о том, как устроена местная охота в лесу. Покажите это через своего героя, который ради пропитания выбрался в тот самый лес. Рассказывайте и показывайте свой мир через взаимодействие.
  • Ищите вдохновение в истории, мифологии и фольклоре

    Многое в фэнтези мирах заимствовано из мифологии и истории различных народов. Но не зацикливайтесь на чем-то одном. Объедините скандинавские мифы с африканскими, а затем добавьте что-то из китайского мира. Здесь принцип простой: чем больше вы читаете, изучаете, тем богаче и разнообразнее может выйти мир вашего фэнтези. Может, какое-то глобальное историческое событие объединит ваши сюжетные линии?

    Например, Джордж Мартин использовал войну Белой и Алой розы в Англии, как основу для своего известнейшего цикла.
  • Добавьте деталей из реального мира

    Разбавьте выдуманный мир реальными деталями, которые будут многим знакомы. Допустим, ваши герои остановились на ночлег в лесу у озера. Вспомните, что вы сами испытывали, когда ходили в походы? Такие же ощущения могут испытывать и ваши герои: они слышат тишину леса, стрекотание сверчков и легкий плеск воды, потрескивание костра, а возле уха назойливо пищат комары (их вы можете заменить иным фантастическим существом, но читатель сразу поймет аналогию и поверит в это).
  • Определите правила мира и соблюдайте их

    Лучше всего списком указать ограничения, правила, и повесить их перед собой. В истории они могут нигде не упоминаться, но вы сами будете о них знать. Это позволит избежать логических ошибок.

    Например, в самом начале вы укажете, что колдуны вашего мира слабеют, когда используют магию. Каждое заклинания высасывает из них жизненные силы, и если колдун пренебрежет этим, то может погибнуть. А затем, забыв об этом, вы ради зрелищной сцены позволите колдуну разбрасываться магическими шарами, вызывать стихии и взрывать все вокруг огненными смерчами. Когда битва кончится, то колдун, как ни в чем не бывало, уйдет с поле боя домой.

    Подобного нужно избегать, и чтобы это сделать — напишите правила.
  • Задавайте себе вопросы

    Здесь принцип такой же, как и выше: даже если читатель о чем-то не будет знать, то об этом должны знать вы. Как, где и почему возник ваш город? Сколько там живет народу, откуда они добывают продовольствие, есть ли реки, моря, океаны рядом, как этот город взаимодействуем с соседними, есть ли здесь сословия, как живут бедные и богатые? Чем больше вы знаете об этом, тем меньше ляпов допустите, и тем больше читатель поверит вам.
  • Избегайте сплошного описания

    Чередуйте описания с действиями. Вы можете рассказать о здешнем мире, но пусть сам персонаж по той или иной причине превратится в птицу и сам воочию увидит все с высоты полета. Тогда он, вместе с читателем, испытает первые эмоции от нового вида.

    Не рассказывайте о том, как устроена местная охота в лесу. Покажите это через своего героя, который ради пропитания выбрался в тот самый лес. Рассказывайте и показывайте свой мир через взаимодействие.
  • Ищите вдохновение в истории, мифологии и фольклоре

    Многое в фэнтези мирах заимствовано из мифологии и истории различных народов. Но не зацикливайтесь на чем-то одном. Объедините скандинавские мифы с африканскими, а затем добавьте что-то из китайского мира. Здесь принцип простой: чем больше вы читаете, изучаете, тем богаче и разнообразнее может выйти мир вашего фэнтези. Может, какое-то глобальное историческое событие объединит ваши сюжетные линии?

    Например, Джордж Мартин использовал войну Белой и Алой розы в Англии, как основу для своего известнейшего цикла.
  • Добавьте деталей из реального мира

    Разбавьте выдуманный мир реальными деталями, которые будут многим знакомы. Допустим, ваши герои остановились на ночлег в лесу у озера. Вспомните, что вы сами испытывали, когда ходили в походы? Такие же ощущения могут испытывать и ваши герои: они слышат тишину леса, стрекотание сверчков и легкий плеск воды, потрескивание костра, а возле уха назойливо пищат комары (их вы можете заменить иным фантастическим существом, но читатель сразу поймет аналогию и поверит в это).

Отличительные особенности жанра фэнтези

Самая главная особенность и отличительная черта фэнтези — это нереальность происходящего.

Читая подобную литературу все прекрасно понимают, что все это — вымысел, но при этом читают с удовольствием, любят и ценят эти фэнтезийные миры. Здесь можно пренебрегать привычными законами физики, выдумывая свои собственные, сочетать несочетаемое. Ограничение лишь одно — фантазия автора.
  • Магия

    Никаких ограничений. Автор волен придумать ее такой, какой ему захочется.
  • Сеттинг

    Ни один другой жанр не требует настолько тщательной проработки мира. Вдохновляйтесь мифологией, историей, наукой и всем, чем можете. Иные миры должны поражать воображение, читатель должен в них верить.
  • Время действия

    Чаще всего авторы используют далекое прошлое, что-то средневековое, ведь фэнтези с этим и ассоциируется: с драконами, рыцарями, принцессами и колдунами. Но все это может быть и в нынешнем времени. Даже если за основу будет взят реальный город, никто не запретит вам видоизменять его так, как вздумается.
  • Противостояние добра и зла

    Все может быть размыто серыми красками, но в сути своей это будет неизменно: главный герой тем или иным образом должен спасти фэнтезийный мир от сил зла.

Что делать с фэнтези-клише?

Все удачные произведения вносят в тот или иной жанр свои устоявшиеся образы и идеи. Если брать фэнтези, то здесь столпом стоят:
  • «Властелин Колец» Джона Толкина;
  • «Ведьмак» Анджея Сапковского;
  • «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина;
  • «Гарри Поттер» Джоан Роулинг.
Услышав эти названия многие сразу в голове выстроят определенный образ. Это и будет клише.

От них никуда не деться и при умелом обыгрывании ваше произведение может стать неповторимым. Вполне вероятно, что оно само создаст какое-нибудь клише, которого будут пытаться избегать в будущем.

Но в противном случае, написанное фэнтези могут назвать очередным «Властелином колец» с орками и эльфами, либо же «Гарри Поттером» с магическими школами.

Давайте разберем, какие есть фэнтезийные клише и как их избежать

Клише 1 — персонажи

Все эльфы, гоблины, гномы, вампиры, охотники на нечисть, воины, избранные и тому подобные ребята перемещаются из сюжета в сюжет. И здесь два пути: либо вы придумываете кого-то нового, либо же обновляете устоявшегося персонажа, добавляя ему что-то свежее и необычное.

Клише 2 — главный герой

Не делайте его идеальным. Доблестным, харизматичным рыцарем в сияющих доспехах уже никого не удивишь.

Почему, например, самого известного и первого супергероя Супермена считают безмерно скучным? Потому что он идеален со всех сторон. Именно из-за этого в поздних историях ему стали добавлять конфликты характера, уязвимости, слабости и темные стороны. Ваш герой может быть рыцарем, но проработайте его характер, чтобы он был живым и интересным.

Тоже самое и с женскими персонажами.

Клише 3 — спутники главного героя

Стандартный набор: лучший друг, возлюбленная, мудрый наставник, шут и кто-нибудь со сложным характером. Но что, если ваш герой нелюдим? Подумайте над этим и дайте ему уникальных спутников.

Клише 4 — история попаданца

Один из самых избитых тропов, который любит автор фэнтези, — история попаданца. Парень или девушка из современного мира попадает в фэнтезийную реальность. И уже через его знакомство и восприятие читатель познает новый мир. А затем именно этот попаданец оказывается избранным, уникальным и всемогущим.

Клише 5 — путешествие

Хоть ранее мы и описывали, что оно должно быть в фэнтезийной истории, но и его нужно постараться сделать уникальным. Где-то уместно пройти один лес, где-то перебраться через весь мир, а где-то вовсе заглянуть за угол и путешествовать в пределах своего города.

Клише 6 — слишком много романтики

Герои созданы друг для друга. Они не знакомы, но судьба распорядилась так, что они обязаны быть вместе. Если уж и хотите добавить романтику, то подумайте, как все происходит в реальной жизни? Пусть герои познакомятся, почувствуют, поймут, пусть они во время происшествий осознают, как дороги друг для друга.

Клише 7 — девушка в беде

В истории обязательно есть персонаж, которого нужно спасти, и это становится основной целью, во имя которой герой готов пренебрегать логикой и жертвовать гораздо большим.

Клише 8 — «злой» злодей 

Мерзкий, жестокий, маниакальный антагонист без предыстории и с единственной мотивацией — править миром и превратить его в руины. Добавьте злодею противоречивых качеств. Может, он любит садоводство или в тайне помогает бездомным детям. Очеловечьте его, чтобы при всех его отрицательных качествах читатель мог сопереживать.

Клише 9 — судьба и что-то предрешенное

Это касается пророчеств, легенд, сказаний. Они могут повествовать о конце света, об избранном, о чем угодно, и изменить это не под силам никому.
Все вышеперечисленное — одни из самых избитых клише, которые, если брать их не меняя, могут попросту испортить ваше произведение. Но важно понимать, что клише — это не плохо. Они могут служить основой, которая обязана обрасти своими уникальными деталями. Именно так и развиваются идеи.

Где искать вдохновение?

Читать и смотреть как можно больше работ в жанре фэнтези. Здесь не будет откровений, но это самые действенные способы. Берите классику, изучайте современников, окунитесь с головой в мифологию и фольклор разных народов, пробегитесь по мировой истории. 
  • «Властелин Колец» Джона Толкина;
  • «Ведьмак» Анджея Сапковского;
  • «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина;
  • «Гарри Поттер» Джоан Роулинг.
Ниже посоветуем вам несколько фэнтези-циклов, которые у многих на слуху, но все они менее известны, чем «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени» и «Ведьмак».
  • «Дозоры» Сергея Лукьяненко
  • «Волшебник Земноморья» Урсулы ле Гуин
  • «Темная башня» Стивена Кинга
  • «Плоский мир» Терри Пратчетта
  • «Меч истины» Терри Гудкайнда
  • «Мир Элдерлингов» — Робина Хобба
  • «Архив Буресвета» Брендона Сандерсона
  • «Вселенная Порохового мага» Брайана Макклеллана
  • «Архивы Дрездена» Джима Батчера
Заключение
В детстве все мы любили сказки. Одни учили нас не сдаваться, другие — быть храбрыми, а третьи — ценить то, что есть вокруг. Мы восхищались подвигами героев, их приключениям и тому, как добро всегда побеждает зло. И ведь всем нам просто хотелось представить, что да, эти волшебные миры могут быть реальны! Фэнтези же позволяет в более зрелом возрасте увидеть все эти миры в ином ключе, пережить новые, более глубокие и разносторонние события, приключения. 

И если вы задались вопросом, как написать фэнтези-роман, то нужно просто начать. Как и любое приключение любимого героя, все великое начинается с малого. А когда приключение будет окончено, мы ждем его в Литрес Самиздат, чтобы куда большее количество людей смогло окунуться в новый и удивительный мир, придуманный молодым автором.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.